Содержание программы художественно-эстетической направленности «Разноцветная радуга» во внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, монотипия, младшие школьники, изобразительное искусство, Кляксография, рисование в технике граттаж


Парадигмой современного образования является формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами с ориентацией на деятельностное обучение, основной целью которого есть развитие личности учащегося. В современной системе образования мы видим отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в новых стандартах ориентируемся на формирование компетенций, которыми учащийся должен овладеть как итог образовательной программы.

Разработанная программа «Разноцветная радуга» ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (ФГОС НОО), несет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, которая рассчитана на четыре года обучения.

Актуальность программы заключается в необходимости заложения у детей в раннем возрасте гармоничного представления об окружающем мире и осознанное отношение к действительности, которое возможно исключительно на основе нравственных и духовных ценностей. В этом возрасте детям важно показать и раскрыть предназначение искусства, представляющей совокупность красоты и высоконравственности представляющий собой воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах.

В художественно-творческой деятельности ребёнок наполняет свои представления о мире, совершенствует способности, всесторонне развивается в личностном плане, активно познает окружающий его мир. Для этого необходимо применять современные и инновационные методы и технологии, которые развивают воображение, фантазию, тем самым побуждая детей к различным экспериментам в творчестве, исключая механическое выполннение заданийпредлагаемых педагогом.

Задача учителя создать условия и предоставить свободу в отражении своего видения мира, доступными для ребёнка художественными средствами. Данный подход раскрывает, раскрепощает ребёнка, даёт атмосферу для свободного творчества.

Целью программы «Разноцветная радуга» является создание условий для развития художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

  • развитие эстетического вкуса;
  • формирование духовно-нравственной личности ребёнка;
  • способствование в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
  • дать представление о разнообразных материалах;
  • ознакомление с нетрадиционными техниками изображения;
  • формирование изобразительной грамотности, чувства цвета, формы;
  • создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • воспитание выдержки, силы воли, внимания.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учётом уровня развития детей. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Реализация программы основана на организации совместной деятельности с детьми, формировании активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции с которыми они успешно справляются. Важно уделять внимание развитию у детей цветового восприятия как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети учатся бережно относиться к художественным материалам, формируются навыки культуры собственной деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов отражает их настойчивость, способности к преодолениям трудностей. При совместной групповой работе у детей формируются навыки саморегуляции и корегуляции, взаимного сотрудничества: определяют этапы работы над общей композицией рисунка, совместно выбирают ту или иную технику творчества, наиболее подходящую для выполнения поставленной цели и полного его раскрытия. Важным аспектом при реализации программы являются такие виды образовательной деятельности как экскурсии, прогулки, пленэр позволяющие внести здоровьесберегающий компонент в учебный процесс.

Программа состоит из четырёх разделов:

  1. Знакомство с волшебными красками;
  2. Художник любуется природой;
  3. В гостях у сказки;
  4. Пробуждение красавицы Природы.

Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с музыкальными и литературными произведениями.

Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из восьми тем посвящённых изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения. Раздел «Художник любуется природой» является закреплением предыдущего раздела и делится на семи тем. На основе знаний о правилах цвета, учащиеся знакомятся с жанрами искусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы (время года осень).

В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из десяти тем.

Четвёртый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из восьми тем, где первоклассники знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».

Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

  • взаимодействие первоклассника с учителем;
  • взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;
  • самостоятельное достижение результатов;

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий аспект.

В результате освоения программы у учащихся должны сформироваться личностные качества, такие как духовно-нравственное развитие, стремление к познанию и обучению, готовность к саморазвитию, активная жизненная позиция в социальной деятельности.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

Ф.И. ученика, список

Уровни освоения программы

Начало года

Багдасарян Милана 4 3 1

Мельникова Вероника

3 3 2

Середина года

Багдасарян Милана 4 4 3

Мельникова Вероника

4 4 4

Конец года

Багдасарян Милана
Мельникова Вероника

Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.

  1. Начало года - исходный уровень базы умений и навыков;
  2. Середина обучения;
  3. Результаты учебного года.

Важным аспектом при реализации программы является создание функциональной образовательной среды, для комфортного созидания и творчества, при этом соответствующее всем санитарно-гигиеническим нормам. Функциональность среды и рабочего места учеников заключается в оснащении мольбертами, планшетами, учебно-наглядный материалом, муляжами, художественными инструментами и материалами, так же важно использование современных технологий, мультимедийного и интерактивного оборудования. Итоговым моментом реализации программы становятся выставки ученических работ, так же учащиеся принимают систематическое участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Воспитанники самостоятельно сравнивают как свои работы, так и творчество других детей. Совместно с педагогом анализируются творчество и достижения каждого ребёнка.

Наглядным показателем эффективности реализации данной программы становятся личностные изменения детей, например от неуверенности и замкнутости ребёнок становится жизнерадостным, позитивно настроенным на любую деятельность как в обучении, так и в повседневной жизни. По итогам освоения программы «Разноцветная радуга» у детей будут сформированы универсальные учебные действия для дальнейшего обучения, гармоничного развития и познания мира.

Таблица участия детей в конкурсах

Литература

  1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Покровской. - М., 2000. - 365 с.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. - 343 с..
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1999. - 269 с.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
  5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - М.: Просвещение, 1999. - 235 с.
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.
  7. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. - М., 2006. - 265 с.
  8. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М., 2000. - 255 с.