Использование технологий педагогических мастерских в преподавании иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Я считаю, что современный учебно-воспитательный процесс должен обеспечивать развитие и самоопределение ученика в образовательном пространстве в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями.

Моя педагогическая деятельность направлена на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности. Это цель моей работы. Поэтому я осуществляю преподавание английского языка через составляющие: глубокое знание предмета, коммуникативность, креативность, толерантность, критичность мышления и адаптацию в социуме.

Развить у учащихся все эти способности - это задачи моей работы. В этом мне помогает использование технологий педагогических мастерских.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Есть много определений технологии мастерских, но больше всего я согласна с определением В.М. Монахова: “педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя”.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

  • отношение учителя к ученику как к равному;
  • не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное “строительство” знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации, самостоятельность решения творческих задач;
  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;
  • умение работать в команде;
  • критичность мышления;
  • выступление в роли лидера.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Моделируя учебные занятия в режиме технологии мастерских, я осуществляю диагностику уровня учебных возможностей учащихся, стараюсь прогнозировать достижения. Умения, полученные в мастерской, позволяют моим ученикам принимать активное участие в школьной и областной научно-практической конференции, олимпиадах по английскому языку, поступать в высшие учебные заведения на языковые факультеты. “Мастерская - это событие в жизни мастера и учеников, форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени они “мастерят”- конструируют, строят своё знание. Знание - сила, но и оковы одновременно, а сила - в познании. И сила гораздо большая, потому что познание - ещё и инструмент самопостроения и саморазвития личности. Это и даёт урок - мастерская”. Таким образом, “целью этой педагогической технологии является введение мастером своих учеников в процесс познания, а не передача информации от владеющего ею к незнающему”.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет “точных методик” по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские. Заинтересовавшись технологией мастерских, я стала изучать литературу по данной проблеме. Особенно меня интересовали её разработки в рамках предмета “иностранный язык”.

За период своей педагогической деятельности я для себя избрала следующие виды мастерских:

Использование приёма СИНКВЕЙН. Это особый тип стихотворения, состоящий из 5-ти строк. За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Этот приём позволяет учащимся развивать умение описывать предмет или явление в кратких выражениях и рефлексировать. Слово “синквейн” происходит от французского, означающего “пять”. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Знакомство учащихся с синквейнами начинаю с объяснения, как пишутся такие стихи.

1 строка - название синквейна

2 строка- два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - фраза на тему синквейн

5 строка - существительное.

Затем привожу несколько примеров. После этого разбиваю класс на группы и предлагаю учащимся несколько синквейнов.

Наиболее эффективно составление синквейнов при работе в парах внутри группы. Называю тему синквейна. Каждому ученику даётся 5 - 7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к соседу, и из 2 -х синквейнов они составляют один, с которым будут оба согласны.

Я считаю, что этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы одноклассники слушали друг друга и извлекали из произведений, составленных товарищами, идеи, которые они могут сопоставить и увязать со своими.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ. Сочиняя стихи сама, я учу ребят, как при помощи грамматических структур и лексических единиц создавать лимерики - шуточные стихотворения. Это развивает у детей творчество, воображение, чувство языка. Происходит решение комплекса важных методических задач:

  1. Презентация нового звука как фонетического явления.
  2. Самостоятельный вывод правил на основе полученной информации.
  3. Ввод нового лексического материала. Будучи предъявленными в стихотворной форме, слова запоминаются быстрее.
  4. Перевод и толкование грамматических явлений в стихе обеспечивает закрепление и обобщение изученного на предыдущем этапе материала, достаточно лишь напомнить учащимся связанную с ним рифмовку.

ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ. Это особый тип выступления по данной теме на 3 - 5 минут. Всегда начинается с шутки или эпиграфа, подходящего к данной теме.

КОЛЛАЖ - соединение картинок и текста. (Особенно интересен учащимся 5-х - 8-х классов). Работа может выполняться как индивидуально, так и в парах.

СОЗДАНИЕ РЕКЛАМЫ. (Кратко, но доходчиво прорекламировать предмет, место и т.д., используя вокабуляр урока, темы).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ - создание устного проекта. Автор этой идеи американец Алекс Осборн. В основе - критическое мышление. Обязательная групповая работа.

ДЕБАТЫ - технология проведения была основана в 1993 году институтом “открытое общество” имени Карла Поппера. "Дебаты" учат мыслить логично и убедительно строить своё выступление. Отстаивать свою точку зрения по данной теме, ссылаясь на аргументы, факты, учат умению вести цивилизованную дискуссию. “Дебаты” являются не только увлекательной, интеллектуальной игрой, но и эффективным средством развития учащихся.

Работая над какой-то темой (а в игре тема называется “тезис”), учащиеся сначала должны наработать материал. Для этого пересмотреть, перечитать массу дополнительной литературы, посмотреть TV программы, и, конечно, если это возможно - поработать в Интернете. Благодаря этому эффективно решаются обучающие, развивающие и коммуникативные задачи образовательного процесса. Кроме того, ребёнок учится слушать своего партнёра, прислушиваться к взглядам другого человека. Принимать ответственные решения, быстро ориентироваться в трудной ситуации: т. е. развиваются “лидерские качества”. Принцип проведения “Дебатов” таков: 1 команда высказывает своё мнение “за”, 2 команда высказывает своё мнение “против”; 1 ученик ведущий (Главный арбитр), он так же проводит раунд перекрестных вопросов.

Все эти виды мастерских очень хорошо подходят к УМК под редакцией В.П. Кузовлева, “Английский язык”, 5 - 11 классы.

На своих уроках я применяю “технологию мастерских” как в виде отдельных элементов, так и в классическом формате для организации самостоятельной работы, обобщения и систематизации материала, формы тестирования.

Инновационный характер обучения так же реализую путём использования аудио-визуальных средств и мультимедийной техники. Последнее время пытаюсь применять и электронный учебник на уроках иностранного языка. Наличие в школе компьютерного класса и мультимедийной лаборатории способствует этому.

Цель своей работы вижу в том, чтобы мои ученики умели оценивать себя и своё место в мире, понимали других людей, а так же закономерности мира, в котором они живут.