Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “Имя прилагательное”.

Цель: 1) Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Имя прилагательное”;
2) развитие умений проверять родовые и падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе, развитие орфографической зоркости детей;
3) расширение и обогащение словарного запаса учащихся.

Оформление доски: Тема: “Имя прилагательное”

  1. Признаки предмета.
  2. Какой? Какая? Какое? Какие?
  3. Изменяются по числам, родам, падежам.
  4. В предложении являются определением.
  5.  

Ход урока.

1. Вступление.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет своё название.

- Из каких же частей речи состоит эта страна? (Дети перечисляют все части речи.)
В одном княжестве мы с вами уже побывали.
- А как оно называется?
Сейчас мы отправимся к большому другу Имени существительного.
- А кто знает, как его зовут?

На доске появляется надпись: Имя прилагательное.

2. Для того, чтобы все точно знали, в какое княжество мы отправляемся, среди всех этих частей речи найдём только имена прилагательные:

доска:

1. снежок 4. он 7.  поляна
2. сверкает 5. прекрасный 8.  зимняя
3. пушистый 6. второй

(Дети на листочке №1 пишут только номера, под которыми, как они считают, записаны имена прилагательные, потом их сдают.)

3. Как вы отличили имена прилагательные от других частей речи? (правило с примером)

1 уч-к:

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

5. а) Давайте посмотрим, кто больше всех сможет подобрать “ этих замечательных имён прилагательных”.
Учитель показывает картинку, ученики подбирают имена прилагательные. За хорошие ответы дети получают фишки.

б) А сейчас давайте по признакам попробуем определить предмет, который изображён на картинке. (Ученик стоит спиной к классу, остальные называют признаки предмета, изображённого на картинке, которую показывает учитель. Ученик должен отгадать предмет.)

6. Имя существительное и Имя прилагательное большие друзья. Они живут по правилу:

Вместе и служба и дружба.

А как вы думаете, какую службу они выполняют вместе?
( изменяются по числам, родам и падежам)
- Расскажите об изменении имён прилагательных по родам.
(правило с примерами)

7. Давайте проверим крепкую дружбу этих частей речи.
Составьте словосочетания, определите род, выделите окончания.

(широкий) река
(горький) лук
(тёплый) куртка
(новый) кресло
(красивый) ковёр
(свежий) газета

- Как вы определили окончания имён прилагательных?
- А сейчас проверим, все ли умеют это делать?

8. Словарный диктант.
Запишите слова, определите род, выделите окончание.
(выполняем на листочке №2)

Летнее платье, весенняя погода, младший брат, пахучая трава, синее море, дремучий лес, упругий мяч.
(листки сдали.)

9. - В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали?
- Как определить падеж имени прилагательного?

К доске вызываются ученики:

а) Рассказать, на какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падеже и прилагательное женского рода в винительном падеже. (5 человек)

б) В это время идёт работа по карточкам. На карточках - название падежей.
- Определи падеж словосочетания зелёный лист, назови окончание.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Ученики у доски рассказывают.

10. Ребята, а с какой целью мы вводим в нашу речь имена прилагательные?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель.

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

в) Самостоятельная работа. ( листочек №3)
- Придумайте словосочетание, поставьте его 1в.- в дательном падеже, 2в.- в творительном падеже, составьте предложение с данным словосочетанием.
1в. – хороший
2в. – летнее

11. Дословный перевод слова эпитет с греческого – "прилагательное”. Нам знакомо это слово. Давайте вспомним, что же это такое? ( Читаем по толковому словарю)
- Значит, с какой целью мы вводим в свою речь имена прилагательные?

Творческий диктант. Тексты выдаются на листочках.

1в. В _____________ роще.

В _____________ дни хорошо бродить в __________ роще.

______________ лучи играют на __________ стволах берёз.

_____________ ветерок шелестит над головой ___________

листвой. Пахнет грибами, _______________ земляникой.   Хорошо лежать в ___________ траве, смотреть в высоту. Над вершинами

берёз по ____________ небу плывут ___________

облака.

2в. Зимний лес.

Хорошо в ___________ лесу. Деревья стоят в ______________

инее. Всё засыпано ____________ снегом. Всё освещено __________ и ____________ светом. Хороши ели в _________

уборе. В _________ воздухе слышен каждый звук. Вот с дерева упал ком _________ снега. Пронеслась над головою

___________ стайка клестов.

Подведение итогов.

 

Вся работа учащихся фиксируется в таблице “ Результаты зачётного урока”.

Фамилия,

имя ученика

Умение определить

прилагат.

Родовые

окончания

прилагат.

Падеж

прилаг.

Устная

работа

Творчес-

кая

работа

Итого-

ваяя

оценка

1.            
2.            
3.            
4.            
5.            
6.            
7.            
8.            
9.            
10.            
11.            
12.            
13.            
14.            
15.            

 

Литература.

1. Русский язык
4 класс Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

2. Дидактический материал по русскому языку
4 класс Ш. В. Журбина, Н. В. Костромина.

3. Занимательные материалы по русскому языку
А. Т. Арсирий.