Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории

Разделы: История и обществознание


В исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод, основам которого обучаются школьники для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение и для развития мышления в целом. Сравнительно-исторический метод (СИМ) предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. СИМ позволяет широко охватить изучаемые явления, так как исследователь имеет возможность проследить характер связей отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.

Сравнительно-исторический метод служит также основой для исторической типологизации явлений и процессов, т.к. помогает выделить критерии для построений типологий и выявления существенных (отличительных) признаков явлений.

В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Далее или одновременно возможно использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализа, синтеза, индукции, гипотезы и др.) Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект – это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[1]

Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод – это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.

Умение сравнивать исторические события и явления, т.е. определять в них общее и различное, раскрывать причины этих различий, входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы. Как правило, аналитическое изучение предметов и явлений обычно совершается путем сравнения – установления сходства и различия. Посредством анализа и классификации выделяются существенные признаки и связи явлений, затем признаки абстрагируются, а их синтез и обобщение приводит к получению теоретических знаний.

Сравнение может быть комплексным, последовательным и в виде противопоставления. Комплексное сравнение подразумевает сравнение по разным признакам. В учебном процессе чаще применяется последовательное сравнение, где изучаемый новый объект или понятие сравниваются с ранее изученными, имеющими по отношению к ним какие-то сходства или различия. Противопоставление – это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Такой вид сравнения может использоваться при изучении нового материала и при повторении.

Схематично виды сравнения можно представить так:

Использование сравнительно-исторического метода при изучении истории в школе способствует формированию исторического мышления и подготавливает учащихся к пониманию исторической закономерности через установление общности однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Подведение школьников к пониманию того, что в ходе исторического развития возможны некоторые закономерные процессы, начинается с первых лет обучения истории. Предлагаются следующие этапы по формированию умения применять метод сравнения.

Этапы формирования умения применять сравнительно – исторический метод.

Этапы характеристики

Действия, лежащие в основе сравнения

I этап

3 – 7 кл.

Сравнивается то, что сопоставимо при выделении существенных признаков

  • Ознакомься с текстом;
  • определи однородные явления;
  • выдели в однородных явлениях существенные признаки;
  • выдели в однородных явлениях сопоставимые признаки;
  • расположи эти признаки в определенной последовательности (составь план сравнения);
  • проведи последовательное сравнение обоих объектов (выскажи суждения о них по каждому из выделенных признаков по плану);
  • установи сходства и различия;
  • найди изменения в развитии явлений от одного этапа к другому;
  • сделай оценочные суждения (вывод).

II этап

8 – 9 кл.

от сравнения однородных событий и процессов к сопоставлению их причин

1. Ознакомься с объектом сравнения:
  • определи сравнимость объектов;
  • определи основания сравнения;
  • выбери определенную последовательность сравнения;
  • выбери опорный объект сравнения.

2. Проведи первоначальный смысловой анализ:

  • проанализируй первый объект и сформулируй его признаки;
  • проведи анализ второго объекта и сформулируй его признаки;
  • сопоставь и выдели наиболее существенные признаки сходства;
  • сопоставь и выдели отличительные признаки;
  • установи причины сходства и различий;
  • установи зависимость между объектами.

3. Сформулируй выводы.

III этап

10 – 11 кл.

увеличивается количество сопоставимых объектов, усложняются сами объекты; большая степень самостоятельности

  • ознакомься со всеми объектами сравнения;
  • выдели сопоставимые;
  • выдели структуру социального объекта;
  • выяви взаимоотношения между ними;
  • соотнеси явление, факт, эпоху, частный факт и общую закономерность общественного развития;
  • определи и обоснуй последовательность сравнения;
  • проведи комплексное сопоставление (сравни объекты в различных отношениях);
  • применяй анализ, синтез, абстракцию;
  • от установки причин сходства и различий перейди к поиску исторических закономерностей;
  • сформулируй выводы, оценочные суждения.

Основными приемами сравнения остаются сравнительное описание, объяснение, характеристика. Еще в 70-е годы в рамках направления программированного обучения психологами и педагогами разрабатывалась идея поэтапного формирования умственных действий. Применение этого подхода к формированию умения сравнивать, на примере школьного курса истории, было представлено в работе Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории. [1978 г.] Обоснование важности обучения сравнению дал Лернер И.Я., говоривший о том, что «сравнительно-исторический метод, его применение при изучении истории способствует формированию исторического мышления школьников». [2] Публикации 80-90-х г.г., посвященные методу сравнения в школьном курсе истории, представлены статьями. Однако все они в той или иной мере повторяют цели, высказанные Запорожец Н.И., или конкретизируют их на основе учебного материала. Опираясь на работы Запорожец Н.И., можно представить приемы сравнения в виде таблицы.

Приемы сравнения

Линия сравнения Характеристика приемов
Сравнительное описание Сравнительное объяснение Сравнительная характеристика
1. Задачи установи сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определи значимые признаки объектов; установи причинные, причинно-следственные и историко-генетические связи; установи исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…)
2.Действия - расскажи сначала об одном объекте, затем о другом;

- расскажи, опираясь на противопоставление по отдельным признакам, качествам объектов;

- определи значимые признаки объектов;

- сделай вывод;

- всесторонне изучи объекты сравнения;

- с помощью имеющейся информации сделай умозаключение о причинах изменений, различий;

- помни, что отвечаешь на вопрос: «Почему?»

- выдели более широкий спектр линий сравнения и признаков;

- выдели причины различий и сходств, особенности объектов сравнения через классификацию, типологизацию;

- анализ и сопоставления проводи в логической последовательности;

- сделай вывод по схеме: сходства, отличия, особенности;

3. Применение этап ознакомления с темой или тематическим блоком повторительно – обобщающие уроки;

при углубленном рассмотрении частных вопросов

этап отработки умений или обобщения, повторения
4. Результат сведения об объектах по одним и тем же существенным признакам причины различий, сходств, особенностей знание фактического материала, полученного в результате мыслительных операций
5. Степень самостоятельности пример учителя,

действия по алгоритму

возрастает степень самостоятельности, допустим алгоритм большая степень самостоятельности, отсутствие алгоритма действий (в письменном виде)

 

Обобщив представленные материалы можно сделать следующие выводы:

- процесс усвоения указанного метода носит этапный характер и начинается с формирования умения сравнивать исторические явления с изучения истории в основной школе;

- в зависимости от сформированности умения применять сравнительно-исторический метод познания можно использовать различные формы организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя и учащихся;

- умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение.

Внедрение СИМ в школьную практику дает педагогу:

- соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;

- стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям, технологиям саморазвивающего обучения;

- расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознаниего соотношения с исторической наукой и другими науками.

 

[1] Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103

[2] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982.