Урок музыки: «"Добро и зло в балете К. Хачатуряна "Чипполино"»

Разделы: Музыка


Раздел: Преподавание музыки

Цель урока:

  1. Познакомить с новым музыкальным произведением крупной формы.
  2. Углубить представления о жанре балета. Развивать умение детей анализировать музыку.
  3. Прививать любовь к красивейшему из искусств – искусству балета.

Оборудование урока:

  1. Портрет композитора
  2. Магнитофон, аудиокассета
  3. Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета
  4. Плакат с эпиграфом урока
  5. Рисунок – портрет главного героя – Чипполино
  6. Таблички: музыка, танец
  7. Сигнальные карточки
  8. Фотографии сцен из различных балетов
  9. Либретто балета “Чипполино”
  10. Панно для характеристики героев балета: рисунки портретов героев, солнце, лучи которого характеризуют черты “+” героя и туча, фрагменты которой характеризуют черты “-“ героя
  11. Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте, друзья! Садитесь.
(Учитель исполняет 1 куплет песни “Сказки гуляют по свету”)

Учитель: Песней я открыла наш урок на тему: “Добро и зло в балете К.Хачатуряна “Чипполино”. Сегодня вы познакомитесь с новым музыкальным произведением, поглубже разберётесь в жанре балета. В песне я пела о сказке. И почти всегда сюжетом балета тоже является сказка, где обязательно борются добро и зло. Балет – это особый вид музыкально-сценического искусства. Если сказать точнее, это музыкальный спектакль, где играет всегда симфонический оркестр, а актёры - великолепные танцоры - раскрывают содержание спектакля только через движения: танцы, мимику, жесты. Смотришь балет и размышляешь при этом, впитывая его музыку, - увлекательнейшее занятие.

Видеопросмотр и работа с сигнальными карточками.

Учитель: Сейчас мы будем смотреть сцены из балетов. Ваша задача – присмотреться, какие движения использует танцовщик, какая музыка звучит во время его танца, а в итоге определить добрый или злой данный герой балета. Если вы увидите злого, т.е. “-“ героя – поднимите синюю карточку, если доброго, т.е. “+” героя – красную. Итак, слушайте и смотрите. Какая музыка звучала? Какие движения исполнялись? Сделайте вывод, что является основной характеристикой героя балета. (Ответ: музыка, танец) (На доске вывешиваются таблички: музыка, танец).

II. Рассказ учителя.

Учитель: А сейчас мы начнём знакомство с балетом армянского композитора К.Хачатуряна “Чипполино”. В основу содержания этого балета положена сказка итальянского писателя Дж.Родари. (Показать книгу) Но в балете невозможно передать всё её повествование. Для этого пишется краткий литературный текст и называется он итальянским словом “либретто”, что означает маленькая книжка. Послушайте либретто этого балета. (Читает ребёнок)

III. Работа с панно-апликацией и прослушивание музыкальных фрагментов балета.

Учитель: Теперь по законам жанра разделим героев балета на добрых и злых. (Прикрепляются таблички “Добро” и “Зло” в виде солнца и тучи, а также портреты героев балета: Чипполино, Груша, Редиска с одной стороны и принц Лимон, Синьор Помидор – с другой.) Мы уже сказали, что героя балета характеризует музыка и танец. Поговорим о музыке в балете “Чипполино”. Ребята! Попробуйте в музыке услышать характеристику героев балета, обратите внимание, какие музыкальные интонации использует композитор для “+” и “-“ героя.

Прослушивание музыкального фрагмента “Чипполино”.

Вопросы к детям:
1) Какой это герой?
2) Какие музыкальные средства выразительности характеризуют его? (весёлая, радостная, танцевальная)
3) Кто же это?

Смотрите, а на панно у нас вырастают лучики добра. Я предлагаю подчеркнуть задорный, танцевальный характер этой музыки ритмическим аккомпанементом, который исполним ладошками и пальцами: будем хлопать и прищёлкивать все вместе.

Ритмический аккомпанемент.

Прослушивание музыкального фрагмента “Лимон”.
Вопросы: Какой это герой? “ - “ или “+”?
Кто это?
Каким же его нам музыка нарисовала? (Надменный – музыка звучит крикливо, маршеобразно).
(На панно крепится фрагмент тучи с надписью “надменный” – вот как зло тучей находит)

Ребята! А если бы мы были дирижёрами, какой бы мы дирижёрский жест выбрали? Наверное, рубящий жест ладонью, потому что каждое его слово – закон для подчинённых.

Дирижирование.

Прослушивание третьего отрывка “Груша”.
Какой это герой? “ – “ или “+”?
Как звучит музыка?
Кто это?
Каким он изображён в музыке? (Участливый)
(На панно крепится лучик с надписью участливый).

Вспомните музыкальную интонацию, а затем мы пропоём закрытым ртом и покажем движение мелодий рукой.

Вокализация.

Вопрос: Как развивается эта музыка?
Да, в конце этого музыкального фрагмента мы слышим появление Чипполино – он придумал выход из трудного положения.
Прослушивание музыкального фрагмента “Помидор”.
Вопросы: Какой это герой? “ – “ или “+”?
Кто это?
Какой музыкой он изображён, какими средствами выразительности? (Быстрая, резкая, акцентированная музыка)
Каким же мы его себе представили? (Коварным)
(На панно крепится следующий элемент тучи)

Попробуйте показать пластикой эту музыку. Не получается? Наверное, потому что злость непредсказуема. От неё никогда не знаешь, что ожидать.

IV. Работа в группах. (4 группы)

В балете важна не только музыка, но и сам танец, характерные движения, позы, жесты, мимика. Всё это вместе с музыкой и создаёт единый художественный образ.
Сейчас вам необходимо выбрать из предложенных балетных фото движения, характерные для “+” героя (1 и 2 гр.) и движения “ – “ героя (3 и 4 гр.) и разместить их на большом формате. Посмотрите и назовите, какие движения характеризуют отрицательного героя.
Ответы: угловатые, резкие, устрашающие.
(На панно прикрепляются элементы тучи с этими словами).

Какие движения характеризуют “+” героя?
Ответы: задорные, шутливые, плавные.
(На панно лучики добра с этими словами начинают прикрывать тучу)

Далее учитель делает вывод, опираясь на панно: “таким образом, в балете хореограф для танца коварных, надменных героев выбирает резкие, угловатые, устрашающие движения, а для весёлых, радостных, участливых героев хореограф составляет танец из задорных, шутливых, плавных движений”.
Но посмотрите на это панно, ребята. Что у нас получилось? Правильно, добро в сказке всегда побеждает зло. Даже синьор Помидор из сказки “Чипполино” с этим соглашается. (Учитель зачитывает цитату: “Я позволю себе почтительнейше заметить, что гроза давно прошла, и на дворе сияет солнце”. И эпиграф урока: “Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро”.)

Учитель: А теперь я предлагаю вам, ребята, посмотреть танец “Редиски и Чипполино” из балета К.Хачатуряна.

V. Просмотр видеофрагмента.

VI. Итог урока и домашнее задание.

Учитель: Мы на сегодняшнем уроке продумали либретто, музыку, хореографию героев балета “Чипполино”. Дома вы ещё попробуйте пофантазировать и нарисовать эскизы костюмов одному “+” и одному “ – “ герою. В качестве второго домашнего задания будет для вас посещение музыкального театра им. Э.Сапаева, где вы сможете, посмотрев балет целиком, насладиться красивейшим из искусств.

Учитель: Главным в содержании балета “Чипполино” является дружба, борьба против зла. Поэтому сегодняшний урок я предлагаю вам закончить хорошей песней о дружбе по вашему желанию.

“Песня”

Учитель: Спасибо за работу. Самым активным ребятам я ставлю пятёрки. Других оценок мне ставить не хочется.
До свидания.