Управленческий проект "Портфолио как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя"

Разделы: Администрирование школы


Обоснование темы проекта

Традиции российского образования далеко неоднозначны. Вместе с тем, есть в образовательных традициях и то, что составляет духовное достоинство. Это приоритет разумного (смыслового) образования над рациональным, выделение в качестве его высшего результата категории “мудрость”, признание самоценности образования. Бесспорно, велика потребность в педагогическом творчестве. Но создавать что-либо новое в отсутствии базовых знаний - не творчество. Значимый учитель сегодня - это профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. На педагогическую систему, включающую государственные образовательные стандарты, сеть образовательных учреждений, органы управления влияет государственная политика, политико-экономическая и социальная системы. Новизна ситуации в том, что образование тоже может влиять на все государственные институты, изменяя ситуацию в пользу повышения качества жизни. Чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов только теоретически. Нужны практические навыки в работе по-новому. Любая работа имеет смысл только тогда, когда соответствует ожиданиям тех, кто ее заказывает (общество, руководители, учителя, родители, сами ученики). Качественная школа, качественный учитель (технологически грамотный и педагогически культурный) помогают становлению качественного государства. Развитие - качественное наращивание новых возможностей и их реализация. Управление развивающейся системой требует обращения к потенциалу самоорганизации учителя. Поэтому необходимо создавать условия для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя. При создании ситуации диалога, проблемности, критического отношения, концептуальности, рефлексии, учитель начнет работать на своем личном уровне, являясь при этом участником соуправления процессом обучения, совместного целеполагания, проектирования и преобразования содержания знаний, условий стимулирования научно-исследовательской деятельности. Составляющими профессиональной квалификации являются: профессиональная компетентность, личностные качества, конечный результат работы учителя. Ключевыми управленческими аспектами являются: ВШК, аттестация учителя, повышение квалификации учителя - триединая работа с кадрами. Аттестация образовательного учреждения во многом определяется профессионализмом педагогов, который выявляется при ВШК, повышается с помощью методической службы, затем становится основанием для аттестации учителя. Но в школах нет банка данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации.

Анализ исходной ситуации

Ситуация такова, что на протяжении ряда лет система образования России традиционно функционировала с целью формирования ЗУН и, соответственно, на протяжении этого же ряда лет взращивался исполнитель - учитель - предметник - транслятор основ научных знаний. Следовательно, сложился определенный стереотип взаимодействия в такой среде - централизованное управление. Развитие предусматривает изменение стиля управления и взаимодействия в педагогическом коллективе.

Чтобы перейти в режим развития, необходимо решить несколько проблем:

  1. Для формирования в настоящее время профессиональной культуры, профессиональной компетентности необходимо создавать новые критерии оценивания, соответствующие не режиму функционирования, а режиму развития.
  2. Необходимо изменить содержание и смыслы в отношениях между управляющим и управляемыми, для этого необходимо применять инновационные технологии управления. Хорошо при этом и управляющим и управляемым быть инновационно грамотным, т.е. научиться грамотно выбирать.
  3. Работу учреждений в системе оценивания качества образования вывести на качественно новый уровень: создать критерии эффективности обучения, воспитания, способы оценки состояния преподавания, создание образовательных программ, программ развития.
  4. Формировать во взаимодействии с информационной системой информационную культуру.
  5. В документообороте соблюдать этику работы с документацией, осуществлять сетевое взаимодействие по данному вопросу.

Возникает потребность в кадрах, способных к проектированию, решению вышеперечисленных проблем.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагогов.

Предмет преобразования: формы, содержание формирования профессиональных компетенций педагогических кадров.

Ресурсное обеспечение: профессиональная компетентность обучающих кадров, управляющих кадров, внедрение информационных технологий.

Ограничения: финансирование (недостаток или отсутствие), профессионально компетентные кадры (недостаток), невысокая мотивация педагогов для совершенствования профессионального мастерства педагогов, для работы в режиме развития

Цель проекта: создание модели профессионально компетентного педагога современного образовательного учреждения, разработка модели индивидуального маршрута формирования профессионального мастерства учителя (по уровням: молодые специалисты, учителя-стажисты, учителя-новаторы) на основе анализа портфолио, формирование механизма портфолио учителя в электронном варианте.

Задачи: создание информационного и программно-методического обеспечения процесса совершенствования профессионального потенциала учителя, ведение годичного научно-методического семинара по проблеме, создание методических рекомендаций по результатам реализации проекта.

Предполагаемый результат: повышение профессионального потенциала педагогов, рекомендации по повышению профессионального потенциала учителя, программы и практические разработки семинаров по проблеме, переход взаимодействия участников образовательного процесса из режима функционирования в режим развития, преобразование организационно-управленческих технологий, эффективность и успешность работы локальной сети, документооборота, программы формирования портфолио учителя, расширение контактов с различными сферами системы образования города.

Этапы реализации

Этапы

Сроки Мероприятия Ответственные
Подготовительный Апрель 2004 года

Сентябрь - октябрь 2004 -

Установочный семинар. Формирование группы проектировщиков.

Стартовая диагностика педколлектива.

Поливода Л.А., методический совет МОУ “СОШ №2”
Содержательный Сентябрь 2004 - май 2005 Реализация плана ВШК, аттестации,

непрерывного педагогического образования (выявление западающих элементов или элементов для изучения, обобщения опыта, решение проблем на уровне ОУ, КПК, ГМО и т.д., консультации, рекомендации), разработка критериев оценивания, наполнение баз данных (работа с компьютерной программой), совершенствование нормативно-правовой базы, использование многообразия форм повышения педагогического мастерства (педсоветы, семинары, школа молодого педагога, творческие группы, мастер-класс, лаборатории) по плану работы школы (план НМР), годичный НМ семинар для учителей - проектировщиков.

Администрация МОУ “СОШ №2”

 

 

 

Поливода Л.А., методический отдел, НЦПК, руководители МО, ГМО

Администрация МОУ “СОШ №2”

 

 

 

Поливода Л.А.

Обобщающий Май 2005 Мониторинг профессионального мастерства по разработанным и систематизированным критериям, создание индивидуального маршрута формирования педмастерства, отработка электронного варианта формирования портфолио учителя. Методический совет МОУ “СОШ №2”

 

Поливода Л.А.

Поливода Ю.А.

Завершающий Май 2005 Защита проекта, представление результатов деятельности в виде презентации, буклета, планирование использования созданных проектов в работе ОУ в 2005 - 2006 учебном году. Поливода Л.А.

Состав рабочей группы:

  1. Члены научно-методического совета - участники реализации этапов проекта
  2. Администрация - систематизация критериально-оценочной базы
  3. Учителя (грамотные пользователи ПК) - заполнение баз данных
  4. Поливода Ю.А. - преподаватель филиала Красноярского государственного педагогического университета, разработчик электронного варианта формирования портфолио
  5. Поливода Л.А. - зам.дир. НМР МОУ “СОШ №2”, разработчик проекта, руководитель проекта

Презентация проекта