Проектная технология на уроке, как вариант деятельностного подхода в обучении химии

Разделы: Химия


Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии

Особое значение для школьной образовательной практики имеет такая форма групповой работы, участниками которой является весь класс. От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой - помогать детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия.

Создание в школе пробных пространств для формирования ключевых компетенций немыслимо без использования проектной деятельности, в том числе на уроке. Вашему вниманию предлагается опыт коллективной проектной деятельности на уроках химии в рамках курса Естествознание в 11-м классе (тема “Жизненно важные вещества. Проблемы питания”).

Известно, что в мире насчитывается большой процент людей, имеющих избыточный вес. Россия занимает четвёртое место в мире по количеству толстяков (после США, Германии и Франции). В чём причина избыточного веса? Как влияет сладкое на фигуру, на настроение? Эти отнюдь не праздные вопросы стали проблемой проекта, реализованного на уроке. Итак, мы назвали проект “Сладкая жизнь”. Сформулировали проблемный вопрос: “Сладкое портит фигуру…или характер?”.

По типу проект можно отнести к информационно- исследовательским, межпредметным. По времени работы – краткосрочным. Проект разрабатывался учащимися двух одиннадцатых классов.

Учебная цель: расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании. Немаловажно при этом уделить внимание решению таких задач как формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций старшеклассников.

Учащимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: биологов, химиков, диетологов, психологов, социологов, филологов и Web-дизайнеров (численностью от 3 до 5 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее приготовленными к уроку учителем. Второй урок был проведён в кабинете ИВТ. Благодаря одновременному выходу в Интернет с 11 компьютеров через прокси-сервер гимназисты имели возможность отобрать нужную информацию в сети Интернет для решения задач своих ролевых групп. Так были найдены интересные цифры и иллюстрации, таблицы по диетологии, рецепты низкокалорийных блюд и т.п.

В результате компиляции каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. Все материалы в электронном виде были собраны на один компьютер и группа Web-дизайнеров сформировала общий сайт. (Прекрасные возможности для оперативной работы по вёрстке сайта предоставляет программа Publisher. Выбрав макет, определившись с фонами, можно достаточно быстро заполнить страницы текстами и иллюстрациями, подготовленными участниками других групп). Так было сформировано 7 страниц сайта. Первая страница – традиционно главная. Здесь разработчики дали общую информацию о своей работе, о структуре сайта и о сути проекта.

На второй странице разместили материалы, подготовленные группой химиков. Они дали рассказ об углеводах и других сладких веществах, привели химические формулы и уравнения реакций. Особый интерес вызвала информация о сладких несахарах, которые используются как заменители сахара.

На третьей странице группа биологов рассказала о вкусовом рецепторе, о том, какие зоны языка воспринимают сладкий вкус. Интересной им показалась информация и о профессии дегустатора.

Диетологи (четвёртая страница) связали информацию о превращении углеводов в нашем организме с основами правильного питания. Таблицы о калорийности некоторых продуктов питания, рецепты низкокалорийных сладостей дополнили их интересный рассказ.

Ответ на вопрос, поставленный в название проекта – “Влияет ли сладкое на характер?” -попытались найти учащиеся из группы психологов. Почему во время депрессии люди часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины? Ответы на эти вопросы и много другой интересной информации можно найти на пятой странице сайта.

Седьмую страницу украсили диаграммы результатов соцопроса. Группа социологов составила блок вопросов и провела блиц-опрос своих одноклассников и некоторых учителей. Результаты были представлены таблицами и диаграммами. Например:

Группа филологов подошла к проблеме с двух сторон. Во-первых, они сделали подборку пословиц и поговорок по “сладкой” теме. Во вторых, вспомнили названия песен, в которых упоминаются сладости: (“Горький мёд”, “Мой мармеладный” и т.п.) и нашли их фонограммы, которые можно прослушать, открыв соответствующую гиперссылку на этой странице.

Все страницы сайта мы дополнили фотографиями, сделанными в процессе работы учащихся над проектом.

Таким образом, сайт стал информационным носителем и удобной формой презентации результатов данного учебного проекта. На третьем уроке была организована презентация сайта, проведён анализ каждой страницы и дана оценка проделанной работе.

Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся:

  • предметные (усвоение темы);
  • общеучебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации…);
  • информационно-технологические (использование Интернета и ПК);
  • коммуникативные компетенции и другие.

Роль учителя-создание благоприятного фона для субъект-субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.