Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия"

Разделы: Литература


Цель: “Сказки” - политическая сатира на современное общество и государственное устройство. Художественные особенности изображения действительности. Сатирическое изображение персонажей.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, тексты изучаемых произведений.

Жизнь, находящаяся, под игом безумия, должна возбуждать у читателя горькое чувство, а не веселонравие.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

1.Вступление.

М. С. Ольшанский предупреждал, что Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи. Но что это за особое умение, требуемое для обыкновенного дела, для привычной процедуры чтения? Не надуманное ли это требование? Здравый смысл вроде бы предсказывает, что всякий достаточно грамотный человек способен воспринять любое литературное произведение на знакомом ему языке без какой-либо специальной подготовки. Значит, предупреждение неверно?

Как думаете вы, читатели, познакомившиеся уже с двумя произведениями этого мастера слова?

Сегодня на уроке мы и попытаемся выяснить, действительно ли читать Салтыкова-Щедрина надо умеючи, а “сказки его, не более как сказки, а между тем высокая трагедия”. Эпиграфом к уроку сегодня выбраны слова самого писателя: “Жизнь, находящаяся, под игом безумия, должна возбуждать у читателя горькое чувство, а не веселонравие.”

2.Две сказки.

Смех – основное оружие сатиры. “Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех”.

Этим оружием боролись с социальными и нравственными пороками общества Фонвизин, Крылов, Грибоедов, Гоголь. Щедрин развивал их традиции.

Давайте на уроке попытаемся соотнести, сравнить сказочные сюжеты “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикого помещика”.

В чем сходство генералов и помещика? (Внешний вид, внутренняя беднота, несамостоятельность).

Герои оказались в необыкновенных условиях, необычных. Как оценивают свое положение они сами?

Какой выход из создавшегося положения находят герои?

“Повесть о том…”: “…если бы нам найти мужика?”;

“Дикий помещик”: “Нет, лучше совсем одичаю, лучше буду с диким зверьми по лесам скитаться, но да никто не скажет, что российский дворянин… от принципов отступил!”

Что случается с героями без мужиков? (Одичание).

“Повесть о том…”: “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они медленно начали подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг, оханье. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно его проглотил”. - Использование гиперболы.

“Дикий помещик”: “И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал что такой способ прогулки самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.” - Использование гротеска.

Салтыков-Щедрин логически доводит до завершения свои сказочно-сатирические предположения.

Какие выводы делают из случившегося герои сказок Щедрина?

“Повесть о том…”: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” (Сарказм).

“Дикий помещик”: так ничего и не понял.

Слышим ли мы благодарность мужику за помощь в возвращении к привычным для генералов и помещику условиям жизни?

 

С какой целью прибегает писатель к фантастике? Каково ее значение в сатирической сказке?

Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность изображаемого явления, показать социальный конфликт классов, типы угнетателей и угнетенных, подвести читателей к мысли о необходимости преобразований в обществе.

Писатель избирает необычную. Фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям “знак”. Обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

По логике предвидения читатель ждет описания необычных событий, которые будут происходить с героями. Однако, мастерство сатирика в том и заключается, что нарисованная им фантастическая ситуация не уводит в мир, далекий от жизни, а, наоборот, приближает к ней, помогая раскрыть характер реальных социальных отношений.

Каким мы видим мужика?

“Повесть о том…”: “Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы”. (Запах мякинного хлеба – хлеба из отходов, запах кислой овчины – одежки, передаваемой от деда к отцу, от отца к сыну).

Как рассказчик относится к мужику?

Восхищен его ловкостью, трудолюбием, но с горькой иронией говорит о крепостной привычке повиновения. Вскрывается противоречие между потенциальной силой и гражданской пассивностью мужика – это неразрешимое пока противоречие.

М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет!”

3. Итог.

Какое впечатление на вас произвели сказки Салтыкова-Щедрина?

И. С. Тургенев писал: “Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое”.

В. Г. Белинский говорил о юморе Салтыкова-Щедрина так: “…грозный и открытый, желчный, ядовитый, беспощадный”.

В сказках показана надежда на молодого читателя с “незахлопнутой” душой, с неистребленной совестью. Жизнь лишится смысла, если этот юный читатель с горячим сердцем не заявит о себе: “Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!” - как торжественно клянется Сережа Русланцев, герой “Рождественской сказки”.

4. Домашнее задание.

Пересказать известную народную сказку или сочинить свою в стиле Салтыкова-Щедрина.