Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Советы мастера портного"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


Тема № 7
“СОВЕТЫ МАСТЕРА ПОРТНОГО”|
(гигиена одежды)

Содержание:

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы.
4. Это интересно знать.
5. Тема памятки для родителей “Гигиена одежды”.
6. Встречи с работниками швейной фабрики, химчистки.
7. Темы рассказов и сказок “Сказка о грязнульке Капельке”
8. Тема детского рисунка “Наряд короля”, “Одежда моей мечты”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

ЭТО ВСЕ ОДЕЖДА;

* В. Степанов Три кафтана
* М. Тахистова Подарок.
* У Ивашки – рубашка..
* Н. Стожкова Стильные люди
* Пальто
* Джани Родари Странная встреча.
* Ан. Тихоненко Горе
* А. Гришин На машине папа…

ТРУД ЛЮДЕЙ

* Г. Ладонщиков На фабрике
* Новое платье
* С. Красиков Портниха
* И. Рождественский Вологодские кружевницы

ПОМОЩНИКИ МАСТЕРИЦЫ

* Е. Карганова Швея
* Иголочка…..
* Игла – барыня …..
* В. Мусатов Ножницы
* Нитке ножницы нужны…
* Утюжок

УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ:

* Д. Чуяко Стирка
* В. Ладыжец Наш Прокопчик
* Л. Чарская Большая стирка
* Г. Граубин Тучка
* Е. Благинина Почему, почему?
*Я. Аким Иголка и нитка.
* О. Дриз Узелок
* В. Степанов Игла
* Н. Курилов Скачет мамина иголка
* И. Малярова Песенка иголки
* Роман Сеф Пуговица.

11. Загадки:

1. Портной и его помощники:

* портной
* швейная машина
* иголка, нитка
* наперсток
* ножницы
* клубок ниток
* спицы

2. Одежда:

1. Шкаф
2. Вешалка
3. Шуба
4. Куртка
5. Плащ
6. Рубашка
7. Свитер
8. Шляпа
9. Панама
10. Шарф
11. Щетка платяная
12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Закончи строчку”
- “Что здесь лишнее”
- “Подбери слова”
- “Найди пару”
- “Заполни строчки”
- “Соберем куклу гулять”
- “Что надену?”
- “Собираюсь в детский сад (школу)”
- “Красивая ткань”
- “Что нужно портнихе”
- “Доскажи словечко”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия “Наряды из бабушкиного сундучка”
16. Активизация словаря:

* ателье
* мастер
* мастерская
* портной
* прачечная
* прачка
* химчистка
* чистить
* швея

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Продолжать знакомить детей с предметами одежды.|
2. Учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и погоды.
3. Формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду.
4. Воспитывать аккуратность, ответственность.

2. Цитаты, изречения

Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.

Красивая, как елка; колючая, как иголка.

Хоть весь в заплатках, да парень с ухваткой.

3. Полезные советы

Белье получается значительно чище, если часто менять воду.

***************

Белые вещи не стирают с цветными.

***************

После стирки прополощи бельё. Сперва – в теплой воде, затем – в холодной.

***************

Перед стиркой белья необходимо проверить: - нет ли в карманах мусора; - не осталось ли на одежде брошки, булавки, иголки и других колющихся (режущихся) предметов.

З а п о м н и :

Одежду надо проветривать;

Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;

Одежду надо хранить аккуратно;

Одежда должна подходить для твоих занятий.

Ходи дома только в домашней одежде.

4. Это интересно знать!

Портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом и зимой, и осенью и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и брюки, пальто и куртки.

В давние времена, когда первобытные люди одевались в одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую, но крепкую, заостренную пластинку из камня. Много позже появилась стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом портного. С их помощью портные сшивали куски кожи, меха, ткани.

В ХУШ – Х1Х веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать прокладку и даже пришивать пуговицы.

В чем состоит работа портного?

Сейчас это во многом зависит от того, где работает портной. Шьет ли он одежду по индивидуальному заказу, работает в ателье или на швейной фабрике.

1. Одежда по заказу клиента. Есть мастера, которые шьют только легкие платья, блузки, нарядные вечерние платья. Есть мастера, которые шьют верхнюю одежду: пальто, куртки, плащи, пиджаки, шубы.
2. Портные, занятые шитьем белья.
3. Портные, которые шьют специальную одежду (для поваров, врачей, летчиков, военных и др.)
4. Портные, которые шьют головные уборы (панамки, шляпки, фуражки, береты и др.)

Портные работают в ателье, швейных мастерских, здесь труд одного человека зависит от труда целой бригады портных, которые имеют свои обязанности, кто-то соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то утюжит готовые платья, рубашки, кто-то пришивает пуговицы и другие украшения. Но все должны своевременно и качественно выполнить свою работу, чтобы заказчик был доволен выполненной работой.

5. Разработка и оформление памятки “Гигиена одежды”

6. Встречи с работниками швейной мастерской, химчистки, продавцами отдела “Одежда”,

7. Составление рассказов, сказок на темы: “Сказка о Грязнульке Капельке” “Путешествие Мисс Иголки”

8. Конкурс детского рисунка: “ Наряд короля”, “Одежда моей мечты”

9. Выставка швейных принадлежностей: тематические выставки “Это все пуговицы”, “Радужный мир ткани”, “Кружева, кружева, кружева…”

10. Конспект занятия:

НАРЯДЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА

Задачи:

1.Учить детей одеваться правильно, с учетом времени года и погоды.
2. Формировать у детей умения и навыки содержать в чистоте и порядке свою одежду./
3. Воспитывать аккуратность, ответственность.

Предварительная работа:

1. Посещение швейных мастерских, отделов “Одежда” в промышленных магазинах, встречи и беседы со швеёй детского сада.
2. Сюжетно ролевая игра “Швейная мастерская” (набор и подготовка атрибутов, игра)
3. Трудовая деятельность с тканью в уголке труда (изучение швов, пришивание пуговиц, шитье кукольной одежды, аппликация из лоскутков и др.)
4. Сбор художественного слова, загадок по теме.
5. Стирка кукольного белья.
6. Сбор экспонатов для музея “Уголок швейных мастеровых” (пуговицы, виды ниток, ткани, тесьмы).
7. Уголок ряженья “Из бабушкиного сундучка”
8. Сбор иллюстративного материала: картины, иллюстрации, альбомы мод, вязания.
9. Составление конспекта.

Ход занятия.

Перед занятием предложить детям выбрать наряды из бабушкиного сундучка и надеть их.

В зал входит портниха:

Я – портниха. Я – портниха. Посидите, дети, тихо.

Надо выбрать вам фасон: все в шитье решает он.

Вам оборки, вам волан, вам для лета сарафан.

Вам короче, вам длинней. Я – портниха, мне видней.

- Здравствуй, уважаемая портниха! Сегодня мы с ребятами решили еще разок нарядиться в одежду из бабушкиного сундучка и узнать, как же долго могли сохраниться эти вещи.

Портниха подходит к детям, кому поправляет воротничок, кому “пришивает” пуговицу, застегивает застежку.

- За всю историю мы, портные мастера, придумали и сшили очень много разной одежды на все случаи жизни. О некоторых их них я вам загадаю загадки.

Шуба:

Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка.

Куртка:

У нее есть капюшон, пышным мехом опушен.

Плащ:

Если день стоит пригожий, он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит, он на улицу бежит.

Рубашка:

Дуйся, не дуйся, через голову суйся.

Попляши день-деньской и пойдешь на покой.

Портниха: - Молодцы, справились с этим заданием. Чтобы выполнить следующее задание, вам необходимо разделиться на четыре команды, раздает им название для команд – “Капель”, “Снежинка”, “Земляничка”, “Листопад” Ребята, как вы думаете, почему так называются ваши команды? – по временам года. Одежда – по сезонам

- Вот вам и задание, в этой комнате спрятаны разные картинки с изображением одежды, но вы должны найти и взять только те, на которых изображена одежда, согласно названию вашей команды. Например, команда “Капель” собирают карточки с изображением той одежды, которую носят весной, “Листопад” - осенней одежды. И так приступайте. (пока ребята выполняют это задание, звучит музыка)

Каждая команда должна найти не менее 10 карточек.

Портниха проверяет, как дети справились с заданием, и спрашивает название одежды, изображенной на карточках.

- У тебя шуба. Как можно сказать, какая она? (Теплая, зимняя, меховая, непродуваемая, пушистая, мягкая) остальные члены команды помогают.
- А у тебя на картинке плащ. Как про него ты можешь сказать? (Легкий, красивый, весенний, осенний)
- У тебя платье. Какое оно? (летнее, шерстяное, легкое, шелковое, красивое, разноцветное)

Портниха - Ребята, а во время выполнения следующего задания расскажите, как вы следите за чистотой вещей, которые изображены на ваших карточках

Можно выбрать по одному (по 2) участника от каждой команды, чтобы они рассказали о правилах ухода за одеждой.

Одежду ндо проветривать;

Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;

Одежду надо хранить аккуратно;

Одежда должна подходить для твоих занятий.

Ходи дома только в домашней одежде.

Портниха: Молодцы, вы хорошо усвоили все правила, но случается ……..

Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным,

чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.

Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре от сражений во дворе.

Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.

Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.

Мама сына баловала, утром часто одевала,

Приходила забирать – не могла его узнать!

За сынка она стыдится. Так, ребята, не годится!

Ребёнок читает стихотворение:

Как у нашей Ирки на чулочках дырки!

Почему, почему на чулках по дырке?

Потому что неохота штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке!

Почему, почему штопка на пятке?

Потому, что неохота быть неряхой Натке.

Выходит девочка с мамой (драматизация стихотворения)

Дочка: Вы, ребята, к нам не лезьте, я стираю с мамой вместе,

Чтобы платье чище было, и платок белее был –

Тру я, не жалея мыла, тру я, не жалея сил.

Портниха: - Стала чистенькой панама.

Дочка: – Мама, ну-ка посмотри…

Портниха: Улыбается нам мама:

Мама - Сильно, доченька, не три.

Я боюсь, что после стирки,

мне придется штопать дырки. Чуяко Д

Портниха: Есть у меня, ребята мои помощники, кто из вас, их перечислит?

1 ребенок:

Игла

Шей, иголка, не ленись, шей, иголка, не колись.

Тяни, тяни ниточку, чини-чини дырочку.

Дырочку на варежке у маленькой Варечки. В. Степанов

2 ребенок:

Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы – нежны.

Ножниц нет – не может нитка нужной сделаться длины.

3 ребенок:

Два железных близнеца, обнимались без конца.

Целовались – щелк да щелк, на куски разрезав шелк.

Оказалось; эти братья в мастерской кроили платья

Для оной художницы, а зовут их ножницы.

4 ребенок: А у меня для вас загадка

Две стройные сестрицы в руках у мастерицы

Весь день играли в петельки…. И вот он - шарф для Петеньки (спицы)

Портниха: у меня тоже есть для вас загадка. Это один из главных моих помощников.

Маленькая головка на пальце сидит,

Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)

Показывает детям наперсток, дает примерить, объясняет, как он помогает ей во время работы.

Портниха: вот и вспомнили, друзья, как нужно аккуратно носить одежду, штопать и зашивать ее при необходимости. И если вы будите выполнять все эти правила, то в бабушкином сундуке еще долго будут лежать разные вещи, да и ваши платья, юбки, сарафаны, рубашки также могут попасть в сундук, а когда вы станете взрослыми, то сможете на них посмотреть и примерить на своих детей.

Примечание: для расширения и закрепления полученных знаний в “Приложении” предлагается:

1. Стихи по теме
2. Загадки
3. Пословицы и поговорки
4. Дидактические игры и упражнения
5. Вопросы на повторение
6. Стихи и ситуации
7. Дополнительная литература