Использование новых технологий на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Использование новых технологий на уроке русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.

“Группы слов по лексическому значению” – это урок закрепления изученного по четырём темам: “Омонимы, их разновидности”, “Синонимы”, “Антонимы”, “Паронимы”. Первая часть урока – групповая работа учащихся, фронтальная работа учителя с классом, индивидуальное и групповое выполнение упражнений. Вторая часть урока – работа на компьютере по авторской программе, составленной учителем с помощью учащегося. Компьютерная часть урока – это теоретический материал по теме, представленный в виде схем, и практическая работа, включающая разные виды упражнений. Так как это не итоговый контроль, важно, чтобы каждый выполнил все задания, поэтому работа построена таким образом, что к следующему упражнению можно приступить, только выполнив правильно предыдущее. Очень ценным является то, что на любом этапе можно обратиться к теоретическому материалу, который представлен схематически в верхней части экрана.

Подобной практической работы, где собраны самые разные упражнения по четырём темам, нет, а приготовить её на бумажных носителях для работы со всеми учащимися параллели не представляется возможным, так как ряд упражнений сопровождается цветными рисунками, помогающими при выполнении заданий, есть задание на решение кроссворда. Таким образом, работа на компьютере на данном уроке позволяет закрепить знания каждого и добиться выполнения заданий всеми учащимися.

Урок русского языка с компьютером в 5 классе

Тема урока: “Группы слов по лексическому значению”.

Задачи урока:

образовательные: закрепить изученный материал по теме “Группы слов по лексическому значению”, проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание внимательного и бережного отношения к слову.

Тип урока: урок закрепления изученного.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Место урока в учебном плане: 7 урок из 14 по теме “Лексика”.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • пособие “Лексика в схемах”;
  • кроссворд “Омонимы”;
  • карточки с заданиями для групп;
  • компьютеры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Загадка о словах: “Не мёд, а ко всему липнет”.

Слово учителя (от отгадки к теме и задачам урока).

2. Пословицы о слове, их толкование (домашнее задание).

3. Закрепление материала по пособию, созданному учителем, “Лексика в схемах”. Группы получают схемы, которые должны “прочесть”, и готовят по своему вопросу связный ответ (схемы без названия, раньше их учащиеся не видели).

1) Задание 1 группе по схемам многозначного слова и омонимов: “прочтите” схемы, дайте определение данным группам слов.

Ф – форма слова (его звуковая и буквенная оболочка).

С – содержание слова (его лексическое значение).

После ответа группы – практическое задание.

Кроссворд “Омонимы” (индивидуальное домашнее задание).

1 c c c
2 c c c
3 c c c
4 c c c
5 c c c
6 c c c

1. а) Синоним слова плохой. б) Антоним слова упитанный.
2. а) Последовательный ряд музыкальных звуков (до, ре, ми и т. д.). б) Название третьей буквы греческого алфавита.
3. а) Покрытая льдом площадка. б) Машина для укатывания дороги.
4. а) Верхняя ветвистая часть дерева. б) Денежная единица некоторых европейских стран.
5. а) Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот. б) Морское млекопитающее с ценным мехом.
6. а) Продукты, идущие в пищу животным. б) Задняя часть судна.

Задания группам по карточкам “Третье лишнее” (из ряда исключить многозначное слово).

Карточка 1.

Косить траву. Косить глазом в чужую тетрадь. Скосить рот.

Карточка 2.

Метить в цель. Метить на чужое место. Метить бельё.

Карточка 3.

Зарядить огнетушитель. Зарядить одно и то же. Зарядить фотоаппарат.

Карточка 4.

Склонять существительное. Склонять голову. Склонять к побегу.

Упражнение на определение омонимов и их разновидностей.

мой галстук – мой руки (омоформы)

напасть сзади – что за напасть (беда) такая! (омонимы)

глубокий пру… – тонкий пру… (омофоны)

плыть к берегу – берегу фотографию (омографы)

пол..скать бельё – пол..скать ребёнка (омофоны)

2) Задание 2 группе по схеме синонимов: “прочтите” схему и приготовьте связный ответ по ней.

С – содержание слова (его лексическое значение).
Ф – форма слова (его звуковая и буквенная оболочка).

После ответа группы – практическое задание.

Инсценирование рассказа-шутки “Сотрудник института Синонимов” (по Л.Лайнеру) (групповое домашнее задание).

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошёл мужчина средних лет.

- Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

- А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.

- Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова близкие по смыслу, значению…

- Ну и что?

- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

- Товарищ Михайлов, …

- Хотеть делать, желать, стремиться – это ещё не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

- Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.

- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я всё объясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю на улице Моторной, 10.

- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Мария Ивановна Кукушкина.

- Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

- Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только ,пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: “В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются”. Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: “А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…”

Упражнение “Найдите соответствия между словами и их синонимами”.

неразговорчивый
непрестанный
невнимательный
неплодородный
несерьёзный
бесплодный
рассеянный
беспрерывный
легкомысленный
молчаливый

Задания группам по карточкам на подбор синонимов к данным словам.

1. Подберите как можно больше синонимов к слову смеяться.

2. Подберите как можно больше синонимов к слову приятель.

3. Какими глаголами можно передать движение воды?

4. Какими глаголами можно передать движение ветра?

3) Задание 3 группе по схеме антонимов: “прочтите” схему, дайте определение этой группе слов.

Ответ группы. Практическое задание.

Загадки-шутки.

1. Я – антоним к слову зной,
я в реке в тени густой
и бутылке лимонада,
а зовут меня …(прохлада).

2. Я – антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука,
я для отдыха, для сна
называюсь …(тишина).

3. Я – антоним к слову смех,
не от радости, утех, –
я бываю поневоле
от несчастья и от боли,
от обиды, неудач,
догадались? Это … (плач).

Упражнение “Подберите антонимы” (первые буквы антонимов образуют слово “умница”).

широкий – (узкий)

твёрдый – (мягкий)

старый – (новый)

скучный – (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)

Задание 4 группе по схеме паронимов: “прочтите” схему, дайте определение этой группе слов.

Ответ группы. Практическое задание.

Лингвистическая сказка (предварительное домашнее задание по желанию).

Задания группам по карточкам на различие паронимов.

Чем отличаются слова?

поступок – проступок

соседний – соседский

костный – костяной

преобразить – преобразовать

Итог повторения по схемам: все схемы сложить в нужной последовательности, соединить с обложкой, чтобы получилось пособие “Лексика в схемах”.

5. Физкультминутка.

6. Работа на компьютере: индивидуальная работа учащихся по закреплению изученного с использованием Приложения 1.

7. Итог урока.