Программа эксперимента как одно из условий обеспечения сохранения здоровья школьников

Разделы: Администрирование школы


Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обратили внимание на следующий обеспокоивший нас факт: из года в год, среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей уже имеющих различные отклонения в здоровье.

Среди 116 первоклассников 2003 года 65% уже имели хронические заболевания еще с детского сада, в 2004 году – 68% таких детей с нарушением здоровья. У многих первоклассников наличие полисистемных изменений: нарушения в нескольких системах организма.

При проведении валеологической диагностики отмечается повышенная степень утомляемости у 23% первоклассников со слабым типом нервной системы уже в начале года. Высокий уровень тревожности у 18% первоклассников. Такие ухудшения в состоянии психического здоровья детей отмечаются при прохождении этапа адаптации к школе.

В.А. Сухомлинский так писал о важности этого периода: “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

По данным диагностики школьного психолога в 2004 году этап адаптации за 2 месяца успешно прошли 42% учащихся 1-х классов, у 43% детей этот процесс завершился к концу первого года обучения. У 15% детей наблюдалась дезадаптация, что служит источником различных заболеваний.

В рамках

  1. Закона “Об образовании”;
  2. Письма Министерства образования РФ от 25. 09.2000 г. за № 2021/11-13 “Об организации обучения в первом классе 4-летней начальной школы”;
  3. Письма Министерства образования РФ от 09. 08.2000 г. за № 237/23-16 “О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы”;
  4. Резолюции Всероссийского совещания по теме “Проблемы преемственности дошкольного и начального образования” от 20 – 22. 10 .1999г.

проблема коадаптации детей из дошкольного учреждения в начальную школу требует принятия эффективных мер по сохранению здоровья школьников.

Методическим основанием такого подхода являются

  • положения и принципы гуманистической педагогики, в центре которой стоит личность ученика;
  • общечеловеческие ценности;

Анализируя комплекс физических и психических изменений, происходящих с детьми в школе, известный специалист по физиологии и школьной гигиене, профессор Р.И. Айзман говорит: “У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о “школьном шоке”, “школьном стрессе” или адаптационной болезни”. Исходя из этого, для коадаптации детей из дошкольного учреждения в начальную школу необходимо проведение эксперимента по организации первого класса на территории детского учреждения в режиме полного дня с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

Дошкольное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 25. 09 .2000 г. за №202/11-13, предоставляет условия для размещения первоклассников. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Между администрацией школы и детским учреждением составляется договор об обеспечении единства образовательных задач дошкольного и начального звеньев, взаимовыгодном сотрудничестве.

Конечным результатом является успешная адаптация детей к школьному режиму, активное их включение в учебную деятельность, сформированность необходимых школьнику учебных и психологических предпосылок, повышение уровня школьной мотивации.

Тема эксперимента:

  • Организация системы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

Объект исследования:

  • Система здоровьесберегающего педагогического сопровождения первоклассников.

Предмет исследования:

  • Процесс адаптации первоклассников.

Цель эксперимента:

  • Создание программы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

Задачи эксперимента:

  1. Разработать наиболее приемлемые формы сотрудничества детского учреждения и школы для размещения 1 класса на территории Д/у.
  2. Повысить квалификацию педагогов по вопросам внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий.
  3. Осуществить корректировку расписания занятий и режима дня первоклассников в связи с пребыванием детей в Д/у полный день. Сформировать оптимальный вариант учебного плана для класса с использованием элементов ЗОТ.
  4. Провести мониторинг адаптации первоклассников.
  5. Разработать рекомендации по применению здоровьесберегающих образовательных технологий для учителя и воспитателя ГПД, работающих в экспериментальном классе,
  6. Создать безопасные и благоприятные условия для сохранения здоровья первоклассников

Гипотеза эксперимента:

Организация системы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников обеспечит условия для сохранения психического, физического, эмоционального состояния первоклассников.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Уровень состояния здоровья и уровень заболеваемости в течение года.
  2. Уровень адаптации первоклассников.
  3. Уровень школьной мотивации.
  4. Критерии оценки результатов эксперимента родителями.

Механизмы отслеживания:

  • Анализ состояния здоровья в течение года (мед. показатели, мед. справки).
  • Интеллектуальный, психологический, валеологический мониторинг учащихся.
  • Анкетирование родителей в начале и конце года.

Методы исследования:

  • изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов;
  • педагогические наблюдения за учащимися в классе;
  • анализ уровня здоровья учащихся.

Условия реализации инициативы:

  1. Размещение 1-го класса в режиме полного дня на территории Д/у по договору между администрацией школы и Д/у.
  2. Приказ УО по организации питания учащихся 1-го класса школы №35 в Д/у (по просьбе родителей) с 01.09.2003г.
  3. Организация связей с Музеем Победы, детскими клубами, студиями для обеспечения развивающей деятельности во второй половине дня.
  4. Дополнительная ставка помощника воспитателя (няни) для поддержания в помещении санитарного состояния и организации питания учащихся 1 кл. в течение дня.
  5. Наличие штатной единицы психолога в начальной школе для психологического сопровождения и воспитателя ГПД во второй половине дня.
  6. Нормативное регулирование взаимоотношений между субъектами образовательного процесса (учителем, учеником, родителями, администрацией Д/у и школы) путем составления договоров и установления прав и обязанностей каждого.

Сроки эксперимента: минимально необходимый срок 3 года. Начало май 2004г., завершение май 2006г.

ЭТАПЫ СРОКИ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ИСПОЛНИТЕЛИ
Подготовительный:

1.Анализ уровня здоровья школьников

Май-июнь 2004г. 1.Анализ уровня заболеваемости за 3 года.

2.Осмысление выявленных проблем и поиск решения.

3.Разработка, использование валеологического мониторинга первоклассников.

1.Изучение литературыры, имеющегося опыта по данной теме.

2.Проведение курсов повышения квалификации педагогов по проблеме исследования.

1.Анкетирование родителей.

2.Входная диагностика готовности учащихся к школе для создания программ коррекции.

1.Составление и подписание договора с Д/у.

Руководитель ЭПП.

Творческая группа.

Психолог школы

Организационный:

1.Организация образовательного процесса.

Июль-сентябрь 2004г. 1.Разработка должностных обязанностей учителя и воспитателя в экспериментальном классе.

2.Постановка на питание уч-ся 1 класса.

3.Составление учебного плана, подбор содержания образования.

4.Организация режима полного дня, расписание учебных занятий и дополнительных в течение дня.

Руководитель ЭПП
Практический:

Организация мониторинга изучения личности школьников.

 

Сентябрь-май 2005-2005гг. 1.Разработка системы мониторинга и его осуществление (диагностика уровня адаптации, мотивации уч-ся, анализ заболеваемости, анкетирование родителей).

2.Разработка системы ЗС педагогического сопровождения

Психолог школы, фельдшер школы

Руководитель ЭПП

Обобщающий:

Анализ полученных результатов.

Соотнесение их с целями эксперимента.

Обобщение хода и результатов экспери-мента.

2005-2006гг. 1.Обработка всех полученных данных.

2.Обобщение хода и результатов эксперимента.

3.Отработка системы ЗС педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

Руководитель эксперимента

Прогноз положительных результатов:

Главный ожидаемый результат – успешная адаптация первоклассников, улучшение индивидуальных и коллективных показателей личностного и соматического здоровья детей в результате организации системы ЗС педагогического сопровождения.

Проблемы и коррекция:

1. Мотивация родителей на создание ЗОП. Род.собрания со специалистами, разработка спец.индивидуальных программ оздоров-ления для учащихся по рекомендации медиков.

Составление договора между родителями и администрацией.

2.Психолог – молодой специалист. Повышение квалификации через семинары, курсы, самообразование. Составление должностной инструкции психолога, учителя и воспитателя, работающих в экспериментальном классе.
3.Адаптация к условиям средней общеобразовательной школы во 2 классе. Занятия по отдельным предметам в школьных кабинетах, продумать и др. формы организации дальнейшего вхождения детей в школьную жизнь.