Урок литературы в 8-м классе по теме: "Образ матери в литературе и живописи" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма", картинам А.Шилова, стихотворениям ставропольских поэтов)

Разделы: Литература


Есть на свете прекраснейшее существо
у которого мы все в долгу – это мать.
(А.М. Горький)

Работа по тексту произведения К. Паустовского

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о мастерстве писателя, попытаемся глубже рассмотреть и понять проблемы, поднятые автором в рассказе “Телеграмма”, то, какими изобразительными средствами передает свои чувства

Произведение Паустовского затрагивает одну из нравственных важнейших проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

– Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Почему?

– Каким образом добился этого автор? Давайте сравним предложения.

Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и все перебирала бумажки. Катерина Петровна молчала, сидя на диване, сгорбленная маленькая и все перебирала какие-то бумажки. Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась, скользила по виску, запутывалась в волосах слезинка. Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна единственная слезинка.

– Чем отличаются эти предложения? (Использованием эпитетов, определений.)

Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. И сегодня мы с вами поговорим о слове, а именно о средствах создания художественного образа.

На предыдущем уроке мы выяснили, что Катерина Петровна и окружающий ее мир – единое целое. Пейзаж помогает нам глубже понять состояние героини, ее образ. И сейчас по тексту произведения я прошу вас найти и зачитать пейзажные зарисовки, их изменения. (Градация пейзажных зарисовок.)

– Как меняется пейзаж?

– Каким литературным термином все это можно назвать? (Градация.)

А сейчас найдите в тексте произведения и зачитайте строки об изменении состояния Катерины Петровны. (Учащиеся зачитывают, делают вывод.)

Вывод. Пейзаж помогает понять состояние Катерины Петровны, то, что ей становится все хуже и хуже.

– Ребята, а какой вы представили, “увидели” Катерину Петровну?

– А как автор относится к своей героине?

– Найдите эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность, беспомощность Катерины Петровны.

– Найдите, в каких случаях автор еще употребляет прилагательное (эпитет) маленький. Почему?

– Что помогает вам представить Катерину Петровну? (Описание лица, фигуры, одежды, манеры держаться, речи.)

– Выберите среди репродукций портретов Александра Шилова тот, который на ваш взгляд больше соответствует облику Катерины Петровны. (Сравнивают репродукции и описание Катерины Петровны в тексте рассказа.)

– Как же получается, что на полотнах Шилова и в рассказе
Паустовского мы находим общие черты? Ведь на самом деле Шилов
писал портреты разных женщин, а не Катерины Петровны.

Цель у писателя и у художника одна - создать образ женщины, образ матери.

– Как они этого достигают? Каким образом? (Созданием портрета.)

– Давайте уточним значение слова “портрет”.

(На доске)

Портрет (франц. – изображение) 1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Словесный портрет (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу). 2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка

Портрет. Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека.

В.Власов. Художественный словарь

Портрет. В литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

Словарь литературоведческих терминов

– Основная задача и писателя, и художника заключается в том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние человека, передать его внутренний мир.

– Обратимся к стокам стихотворения Николая Заболоцкого “Портрет”. В начальной строфе поэт призывает всех художников слова не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства, поэзии, живописи.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

– Как же художник Шилов передает не только внешность человека, но и его состояние? (При помощи кисти, красок.)

– А как же это делает писатель?

(При помощи художественных изобразительных средств, т.е. при помощи слов.)

– Очень важно, когда вы пишете сочинение-описание внешности, характера, не потерять ни одного слова, т.к. каждое из них значимо, весомо. И сейчас, выполняя следующее задание, постарайтесь не потерять ни одного слова.

Вашему вниманию предлагается свободный диктант по картине Шилова. Сейчас я зачитаю текст, а вы посмотрите на картины и подумайте, о какой из них идет речь.

(Чтение текста.)

На картине лицо незнакомой нам старой женщины: лицо обыкновенного, вероятно ничем не знаменитого человека. Но что-то не дает, не позволяет нам скользнуть по нему привычным невидящим взглядом. Таково воздействие истинного искусства.

Вглядитесь в этот портрет. Женщина смотрит вдаль, ушла в себя, задумалась. Она как бы отстранена от нас, но мы явственно ощущаем присутствие художника, чувствуем его слово, обращенное к нам.

Картины Александра Шилова – это не навязчивое, а идущее изнутри выражение идеи образа матери-бабушки, образа грустного и светлого, простого и высокого. Глубокий образ, трогающий самые заветные, самые светлые чувства.

– А теперь я предлагаю (по желанию) написать сочинение-миниатюру по любой из предложенных вашему вниманию репродукций картин А.Шилова. (2–4 чел.)

Остальные учащиеся пишут свободный диктант. (На доске написаны опорные слова.)

Самопроверка свободного диктанта по тексту, вывешенному на плакате. Чтение 2–3 сочинений.

– А теперь давайте обратимся к текстам стихотворений ставропольских поэтов И.Кашпурова и В.Гнеушева. (Тексты подготовлены заранее учителем по количеству учащихся в классе.)

– Послушаем одноклассников, которым было предложено подготовить наизусть выразительное чтение указанных стихотворений.

И. Кашпуров

ОДИНОКАЯ

Ни земли, ни Господнего неба.
Только ночь, только жуть да пурга.
Средь степи одиноко и немо
Стынет хутор, увязший в снега.
Там старуха до зорьки студеной
Свет вздувает в хатенке глухой
И, вздохнув перед темной иконой,
Скоро крестится темной рукой.
А потом суетливо и долго
Над растопкой колдует она
И клянет ее: за ночь отволгла,
А должна бы подсохнуть, должна.
Только печь все равно разгорится
И в хатенке запахнет жильем,
И она у огня засидится:
Так и быть, мол, еще поживем...
Ей глаза обессилело горе,
Время отняло силы давно.
А пурга заметает подворье,
И тяжелый сугроб по окно.
Ну, а годы уходят, уходят.
Не догнать уж – гонись, не гонись...
Ах, как долго светает сегодня,
Ах, как медленно тянется жизнь.

В.Гнеушев

ОДИНОЧЕСТВО

Сяду вечером у оконца
И ладони к лицу прижму.
В красном небе увижу солнце –
Умирающую звезду.

Сколько скорбного в этой драме,
В этой боли, что так остра!
Я застыну в оконной раме
Как распятая до утра.

Простучат по ступеням гулко –
Вздрогну, выбегу без пальто.
Только тени по переулку...
Снова тени.
Не те, не то...

– Почему именно эти тексты стихотворений представлены вашему вниманию?

– Есть ли у них что-либо общее с темой урока?

С произведением Паустовского?

С картинами А.Шилова?

(На каждый вопрос ребята отвечают полно, убедительно, подбирая доказательства в текстах стихотворения, сравнивая с рассказом Паустовского и с картинами Шилова.)

– Ребята, я вам давала задание, подобрать отрывки или целые стихотворения ставропольских поэтов, чтобы их содержание в той или иной мере соответствовало произведению К. Паустовкого.

(Учащиеся читают тексты стихотворений и объясняют их соответствие с текстом рассказа Паустовского “Телеграмма”.)

Примеры текстов, подобранных учащимися.

Эпизод

По-стариковски клен кряхтел,
О ставеньки чесался.
А месяц, тоненький пострел,
На облачке катался.
Большая кадка у крыльца
Поймать его пыталась.
И, не нахмуривши лица,
В ней вечность отражалась.

Людмила Литовка

Да, мы сделались жестче, скупее и злей.
Мы утратили веру, бредем как в тумане,
И не можем понять своих близких людей.
А с неблизкими – вовсе почти марсиане!
Так давайте же истину эту поймем,
За свое равнодушье попросим прощенье.
Так давайте мы очередь дружно займем
За таким дорогим дефицитом - общенья!

Александр Николаенко

Как мало нам отведено
Простого счастия земного,
Когда хотелось бы такого
Огромного... Да где оно?
Как мало нам дано минут
На то, чтобы понять друг друга,
На то, чтоб вырваться из круга,
И приходить, когда нас ждут.
Александра Любимова

Оценки учащимся выставляются либо по ходу урока, либо в конце.

Домашнее задание

Наизусть стихотворение Кашпурова или Гнеушева (по выбору учащихся).

Написать сочинение на одну из тем: “Моя любимая бабушка”, “Дорогие мои старики”.