Тема урока: "Национальное искусство народов севера. Изготовление оберега"

Разделы: Технология


Тема:

“Национальное искусство народов севера. Изготовление оберега”.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с национальным искусством, с обычаями и традициями саамского народа. Научить работать с материалами, бисером и мехом при изготовлении оберега.
  2. Развивать внимание,точность, творческие способности детей.
  3. Воспитывать аккуратность,эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения Кольского полуострова, любовь к родному краю.

Инструменты и материалы:

  • ножницы, швейная игла;
  • нитки разного цвета в тон ткани;
  • кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, синего цветов;
  • бисер разноцветный;
  • тесьма;
  • мех олений ;
  • клей “Момент”.

Наглядное пособие:

  • карта поэтапного изготовления оберега, инструкционная карта;
  • трафареты треугольной формы;
  • образцы оберегов, изделие из меха;
  • выставка народного искусства саамов Кольского полуострова;
  • элементы саамской символики

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

Скажите мне, пожалуйста, какие коренные народы населяют наш Кольский полуостров?

(ответы детей)

Сегодня у нас необычный урок. Мы знакомимся с национальным искусством народов севера, с обычаями и традициями саамского народа.

2. Беседа с учащимися. Выставка.

Недавно вы ходили в музей истории Кольского полуострова.

- Что же вы там увидели?
- Что нового узнали о коренном населении севера?
- Что вам понравилось?
- Что заинтересовало вас?

(рассказывает Алина Сажина)

- Перед вами небольшая выставка народного искусства саамов Кольского полуострова. Посмотрите, пожалуйста, может быть вам что-нибудь знакомо?

- Какие-нибудь детали?

(ответы детей)

- Да вы правы - эти подвески треугольной формы и есть обереги, которые мы сегодня с вами будем изготовлять.

- Вы заметели, что они присутствуют во всех этих вещах.

- А что же такое оберег? Как вы думаете?

(рассказывает Аля Яицкова)

- Хорошо, а сейчас подойдите ближе, давайте вместе рассмотрим нашу небольшую выставку.

- Вот перед вами ПЕЧОК – это глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с невысоким стоячим воротом, который стянут завязками с кистями на концах. Женский печок обычно длиннее и имеет украшения на груди в виде кистей из узких полосок сукна, пропущенного в швы, и бисера.

Обычно мастера располагают орнаменты на вороте, плечах, поясе, рукавах и подоле, закрывались все открытые места. Чтобы защитить жизненно важные органы – грудь, живот делали, так называемые, устрашающие знаки или как вот в этом случае печок украшен оберегами, низ украшался земельными знаками. Делали это для того,чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде.

Выделены четыре главные функции народного орнамента.

  1. Оберег – это магическая функция.
  2. Украшение – это декоративно-эстетическая функция.
  3. Воспитательная фунция – любовь к родному краю, семейные традиции и т.д.
  4. Информационная функция – это средство передачи информации.

- А здесь вы видите ВОАЦ – это рукавички из оленьего меха, украшенные треугольниками из цветного сукна.

Обратите внимание на столбики из бисера, на которых закреплены обереги.

(учащиеся рассматривают выставку)

- На этой фотографии вы видите одного из мастеров – это Хващенок Мария Фаддеевна. Обратите внимание на её голове надета ШАМШУРА – это головной убор замужной женщины; выполняется из бересты, обтягивается красным сукном, расшивается бисером.

- А вот перед вами её работы – это деталь оленьей упряжи и игольница.

Кстати у саамов: сколько девочек в семье – столько должно быть игольниц. Это считается сугубо личная вещь. Заметьте, что игольница тоже украшена оберегами.

- И вот на этой иллюстрации тоже представлен саамский головной убор.

- Напомните мне, как же он называется? (шамшура)

(ответ детей)

3. Работа со словарём:

  • печок;
  • воац;
  • шамшура;
  • кувакса.

4. Беседа:

Саамский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый.

Исторически художественное творчество саамов – оленеводов, охотников, рыболовов – связано с их полукочевым бытом, определившим круг необходимых для пользования вещей.

Искусство северных народов образно называют Искусством, рождённым на снегу. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.

Ярко горят на снегу кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

Каждый погост, каждая семья старается оберегать себя, свою семью, свой быт, хозяйство, а в этом им помогают обереги, сделанные своими

руками. И ещё – вера в их силу. Я уже говорила вам, что саамский народ очень суеверный.

Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на небольшую выставку оберегов и украшений. Все они разные по форме и орнаменту.

Оберег для каждой семьи свой оригинальный, отражающий индивидуальность мастера.

Мы сегодня с вами будем изготовлять обереги вот такой формы (показ изделия на стенде).

  • Как вы думаете, почему именно такой треугольной формы делают обереги?
  • Что напоминает вам эта форма? (Кувакса – переносное жилище саамов) (добавить, если затрудняются ответить)
  • Скажите мне, пожалуйста, а как называется переносное жилище саамов? (КУВАКСА), (обратите внимание на стенд)
  • Какой формы это жилище?
  • Что вам напоминает Кувакса? (треугольная форма оберега)

Правильно, вы очень наблюдательны.

(ответы детей)

Есть ещё такая версия учёных, что раньше саамы украшали одежду, жилища не треугольниками из ткани, а это были “сушёные гусиные или утиные перепонки” – очень похожие по форме на треугольник.

Об этом упоминается и в саамских сказках. Но данная своеобразная форма украшения предметов сохранилась на Севере только среди Кольских саамов.

Саамы, как я уже говорила вам, украшали свою одежду, домашнюю утварь, оленью упряжь, шамшуру - женские головные уборы,бурки, пояса, сумки и так далее.

(обратить внимание на выставку)

5. Знакомство с вышивкой бисером.

Саамский народный орнамент создаётся вышивкой бисером. Его отличает изящная простота, строгость узора.

Мотивы вышивок состоят из вариаций простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов,

полуокружий, зигзагов.

Трудно найти повторяющийся рисунок. Одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. А каждый орнамент оригинальный, отражающий индивидуальный почерк мастера, причём элементы орнамента головного убора, например, не могут быть использованы в вышивке праздничной упряжи.

В саамской семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.

6. Саамская символика.

Значение знаков в основном остаётся загадкой. Но вот перед вами некоторые символы, которые используются в вышивке.

(показ символов, разъяснение)У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает.

Магическими цифрами считаются 3,7,11. Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;

  • Красный – цвет жизни.
  • Жёлтый – знак огня.
  • Зелёный – тундра.
  • Синий – цвет моря, неба.
  • Чёрный цвет – цвет смерти, саамы его не используют и не носят.

А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету.

Поднимите руку те, кто родился летом.

Ваш цвет – красный, ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники.

А кто родился зимой?

Зимасиний цвет, как ягода черника.

Рождённые осенью?

Ваш цвет жёлтый, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет?

Правильно, это морошка.

И наконец – весна. Поднимите руку те, кто родился весной.

Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох.

7. Описание оберега.

Теперь вы знаете, какой цвет соответствует вашему дню рождения. Обереги вы будете делать для себя или для своих родных и близких, если

вы считаете, что им нужна помощь.

Но оберегом его можно будет назвать только тогда, если во время работы, вы будете очень верить, что этот талисман действительно сбережёт вас.

Ваш оберег будет украшен бисером и мехом. Узор составьте сами для себя.

Символику мы уже с вами рассматривали – вот она.

(обратить внимание на саамскую символику на стенде, есть и на столе)

8. Правила работы с бисером.

А сейчас я познакомлю вас с правилами работы с бисером.

(на доске)

Очень важно всю поверхность не заполнять вышивкой, только в центре и по краю. Орнамент должен дышать. Начинают вышывать с центра.

(правила работы с бисером)

  1. Подобрать иглу под бисер.
  2. Подобрать нить в цает ткани.
  3. Начать вышивку с центра.
  4. Закрепить каждую бисеринку на ткани, перешагивая ниткой между бисеринками. Каждая пришивается отдельно.
  5. Вышивать только в центре и по краям. Вышивка должна дышать.

А сейчас я попрошу Любу Гаврилову прочитать стихотворение саамской поэтессы Эльвиры Галкиной.

Бусинка к бусинке ровненько ляжет
Чётким узором на ярком сукне.
Каждый узор подробно расскажет
О мастерстве на снегу, при луне.
Четыре цвета – шамшура готова.
Красный цвет – жизни и очага.
На нём крупинки голубого
Это - озёра, реки - вода.
Жёлтый ласкает и радует глаз,
Это луч солнца просунулся в щель.
Дополняет узор белый снег, как алмаз
Засыпаны им берёзы и ели…
Пусть предки не знали тогда букварей,
Их мысли и разум – в тех чётких узорах,
В них – красота и жизнь самих лопарей,
А сколько в них солнца!
А сколько простора!

Спасибо Люба, очень красивые стихи.

Скажите мне, а вы знаете ещё саамских поэтов? (Октябрина Воронова)

(ответы детей)

9. Поэтапный план работы.

(разбор поэтапного изготовления оберега)

Внимательно прослушайте план работы. Есть у вас на столе. Мы его сейчас разберём

(написано на доске)

1. Изготовление основы (по трафарету).

2. Соединение деталей по временам года.

  • Первый слой соответствует вашему дню рожденья.
  • Нить подбирайте по цвету верхнего слоя.
  • Соединение деталей и пришивание первой бисеринки делаете одновременно.

3. Первый прокол делаете в середине между треугольниками.

Выводите иглу на лицевую сторону и сразу надеваете бисеринку, выбрав нужный цвет.

- Какой цвет вам ближе?

- С каким цветом вы ассоциируете себя или того человека, для которого делаете оберег?

4. Второй прокол делаете через все четыре слоя и выводите иглу в бисеринку с левой стороны.

5. Третий прокол иглы делаете (в правую сторону) опять через 2 слоя и выводите иглу в середине треугольников.

6. Нанизываете магическое число (3,7,11) бисеринок, цвет подбираете сами индивидуально.

7. Пришиваете тесьму, закрепляете нить, обрываете её.

8. Выбираете символику. (на стенде вывешена и на столах).

9. Вышиваете верхний слой оберега.

10. Украшаете мехом, а закрепляете мех с помощью клея “Момент”.

Оберег готов.

Как вы думаете, что поможет сделать ваше изделие по настоящему красивым?

  • Аккуратность.
  • Точность.
  • Вера.

- И ещё самое главное над оберегом работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту.

Как мы уже говорили, оберег будет выполнять магическую функцию. Оберегать от злых духов, болезней и разных неприятностей.

На изготовление оберега у вас 40 минут.

Работать нужно аккуратно, точно, а самое главное с верой.

10. Требование к изделию (оценка).

Требования к изделию такие:

  • Работа у нас происходит по этапам. Карта поэтапного изготовления оберега и инструкционные карты перед вами. (У каждого на столе карта и описание работы).
  • Те кто наберёт за каждый этап по 1 баллу (всего 10 баллов) получают оценку “отлично”.

11. Правила безопасного труда.

Чтобы у нас на уроке не было травм, давайте вспомним правила безопасного труда при работе с иголками и ножницами.

(ответ детей)

По окончанию работы вы молча подходите ко мне для оценки вашего труда, затем подходите к стенду и прикалываете свой оберег на любое из свободных мест.

После работы с мехом надо обязательно – это традиционно:

  • Вымыть руки;
  • Прополаскать рот;
  • Выпить молоко; (вода для полоскания и молоко стоят на столе)
  • Привести в порядок своё рабочее место.

12. Подготовка к работе.

  1. карта поэтапного изготовления оберега;
  2. инструкционная карта;
  3. ткань;
  4. трафареты, карандаши;
  5. ножницы;
  6. нитки;
  7. иголки в игольнице;
  8. бисер;
  9. тесьма;
  10. клей “Момент”;
  11. мех олений;

Будьте внимательны. Желаю вам удачи.

13. Самостоятельная работа учащихся.

14. Оценка изделия.

15. Выставка работ.

16. Пожелание учителя.

Посмотрите какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши обереги не похожи друг на друга.

Хочется пожелать вам, мои хорошие, чтобы вы верили в свои обереги, а они хранили вас от бед и невзгод.

17. Итог.

С работой справились все, молодцы!

Оценка “отлично”!

Да сегодня и не может быть другой оценки. Со своей задачей справились все.

  • Понравился ли вам урок?
  • Что вы узнали нового?
  • Так почему же обереги свои вы делали именно треугольной формы?
  • Какие новые слова вы узнали?
  • Появилось ли у вас желание сделать ещё кому-нибудь оберег?

(ответы детей)

Список литературы:

  1. В Драшников «История родного края».
  2. Выставка народного искусства саамов Кольского полуострова г. Мурманск 1994г., областной центр художественных ремёсел.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3