Использование информационных технологий на уроках химии

Разделы: Химия


Использование информационных технологий на уроках химии

В предлагаемом материале представлена технологическая карта урока химии в девятом классе по теме “Общая характеристика галогенов” с использованием информационных технологий: демонстрация озвученных видеофрагментов образовательного комплекса “1С: Химия. 8 класс” и компьютерная презентация, подготовленная в Power Point (Приложение1). Также даны приложения к уроку и образец записей в тетради.

Цели

Для учителя

Для ученика

Образовательная Создать условия для формирования знаний о галогенах Знать характеристику галогенов
Воспитательная Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать Уметь общаться в паре, группе.
Развивающая Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи состав -> строение -> свойства на примере галогенов. Уметь устанавливать причинно-следственные связи на примере галогенов.

Оборудование:

  1. Комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку (Приложение 1).
  2. Диск “1С: Школа. Химия. 8 класс”
  3. Раздаточный материал (см. Приложение к уроку)
  4. Для демонстрационного опыта: I2 (крист.), пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

 

Технологическая карта урока

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль

I Организацион-ный момент. Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Фронтальный
II Целеполагание планирование деятельности 1. Актуализация знаний. (Предлагает вопросы практического характера о галогенах (Приложение к уроку 1) для формулировки темы и цели урока учащимися). Фронтально выполняют задание, формулируют тему и цель урока. Фронтально, фиксация ответов на доске
    2. Создаёт условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания ими (обращает внимание на этимологию названия “галогены” - “рождающие соли”). Формулируют тему и цель урока. Записывают тему в рабочих тетрадях.

 

 

Заслушивание, записи в РТ (слайд №1)

    3. Создаёт условия для составления плана урока Предлагают план изучения новой темы, ориентируясь на причинно-следственные связи “Состав-строение-свойства” путём переноса ранее изученного материала (Приложение к уроку 2). Фронтальное заслушивание ответов, демонстрация слайда №2(итог работы)
III Решение частных задач

1. Состав -> строение -> свойства атомов галогенов.

I. Организация работы по выяснению ССС (Состава, строения и свойств) атомов галогенов.    
    1) Предлагает дать характеристику атомов галогенов на примере хлора и фтора Два ученика выполняют работу на доске, остальные – в тетради (согласно плану). Заслушивание ответов (слайд №3)
    2) Создаёт условия для возникновения проблемной ситуации путём предложения задания (Приложение к уроку 3) с последующим её решением. Определяют степени окисления в соединениях хлора. Высказывают свои предположения о причинах многообразия степеней окисления, выполняют записи в тетради Заслушивание ответов, фиксация результатов в тетради (образец – слайд №4)
    3) Предлагает сделать краткий вывод о свойствах атомов галогенов Обсуждают в парах. Выполняют краткие записи в тетради. Фронтальный
  2. Галогены – простые вещества

а) Состав, строение

1) Создаёт условия для характеристики химической связи в молекулах галогенов    
   
  • организует фронтальное обсуждение характеристики химической связи на примере фтора
Вместе с учителем определяют тип связи, изображают схему образования химической связи (электронную и структурную формулу) Заслушивание ответов, записи на доске РТ, слайд №5
   
  • предлагает выполнить аналогичное задание для характеристики хлора и брома
2 человека у доски, остальные в тетради выполняют предложенное задание  
  б) Свойства
  • Физические
1) Предлагает задание для определения физических свойств галогенов (Приложение к уроку 4), выполняет консультационную работу Выполняют задание, опираясь на свои знания и жизненный опыт. При возникновении затруднений обращаются к слайду №6 “Физические свойства”, тексту учебника (с. 79).  
    2) Организует фронтальное обсуждение результатов выполнения задания. Обсуждают результаты выполнения задания, сравнивают работу с эталоном. Фронтальная
    3) Демонстрационный опыт “Возгонка йода” Наблюдают за демонстрацией.  
    4) Предлагает сделать вывод об изменении физических свойств в ряду галогенов    
 
  • Химические
1) Организует обсуждение вопроса о веществах, с которыми могут взаимодействовать галогены, а также условия взаимодействия (обращает внимание на особенные свойства F2 как самого активного неметалла). Высказывают свои предположения. Демонстрация слайда №7
    б) Демонстрация видеофрагмента “Горение железа в хлоре”, “Взаимодействие алюминия с йодом” (с диска). Предлагает записать уравнения реакций и рассмотреть их в свете ОВР. Наблюдают за демонстрацией, записывают уравнения реакции в тетради. В ходе парной работы сравнивают записи. Комментированное чтение уравнений реакций с учётом коэффициентов

(слайд №8)

    в) Предлагает записать уравнения реакции взаимодействия галогенов с водородом, а также подписать названия продуктов реакции. Обращает внимание на название водных растворов галогеноводородов. 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения реакции (в столбик – F2 -> I2), подписывают названия продуктов реакции. Комментированное чтение

Проверка записей на доске (фронтально). Сравнение с эталоном (слайд №9)

    г) Демонстрация видеофрагмента “Реакция хлорной воды с бромидом и иодидом калия” (с диска). Наблюдают, 2 человека у доски, остальные в тетради записывают уравнения химических реакций. Комментированное чтение Сравнение с эталоном (слайд №10)
    д) Предлагает проблемную ситуацию (Почему фтор как более сильный окислитель не вытесняет другие галогены из их солей?) Обращает внимание на аналогию со щелочными металлами. Предлагают свои версии. В случае необходимости обращаются к тексту учебника (с.81). Делают вывод и записывают его в тетрадь. Фронтально
    е) Предлагает выполнить задание “Закончите уравнения возможных реакций” (Приложение к уроку 5) В парах выполняют задание в тетради, аргументируя своё решение. Комментированное чтение, сравнение с эталоном (слайд №11)
V Рефлексия Создаёт условия для заключительной рефлексии:
  • Сегодня на уроке я научилась(ся)…
  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…
  • Что ещё я хотел(а) бы узнать о галогенах…
Рефлексируют свои знания.  
    Планирование работы на следующий урок. Составляют план на следующий урок, анализируя степень продвижения (исходя из ранее составленного плана).  
VI Домашнее задание Предлагает домашнее задание на следующий урок. Индивидуально – подготовить сообщение об истории открытии галогенов и областях их применения. Записывают задание в дневник. Записи в дневнике

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Габриелян О.С. Яшукова Я.В. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9”. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Стёпин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994.
  4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.: Аванта+, 2003.