Урок математики в 3-м классе по теме: "Виды треугольников"

Разделы: Начальная школа


В 2005-2006 уч. году мне посчастливилось работать в группе учителей по созданию уроков на основе новых информационных технологий. Мы учились использовать новые информационные технологии на различных этапах урока, создавать оптимальные условия обучения на основе информационных моделей учащихся и содержания образования, обоснованно проводить отбор содержания учебного материала. Разработана структура комбинированного урока для начальной школы.

Структура комбинированного урока в начальной школе.

Этапы урока Цель ИКТ Вид, формы, организ. деятельность учащихся Функции и основной вид деятельности учителя
1. организационный       организатор
2. актуализация знаний: логические задания, задания на развитие внимания, поисковые задания повторение теоретических фактов с целью обоснования решений, развитие логики, внимания проектор, электронная презентация фронтальная работа организатор,

дает целевые установки группам

3. индивидуальная работа выявление и исправление ошибок ПК индивидуальная работа на ПК организатор, консультант
4. повторение материала прошлых уроков повторение, необходимое для изучения новой темы проектор,

электронная презентация

фронтальная работа организатор
5. новый материал приобретение новых знаний, умений и навыков проектор, электронная презентация работа в паре; самостоятельная работа; индивидуальная работа, с последующей проверкой организатор, дает целевые установки
6. закрепление применение новых знаний в решении задач проектор, электронная презентация монологические ответы организатор
7. итог урока выявление уровня усвоения и применения новых знаний проектор, электронная презентация монологические выводы, мнения, проекты организатор, анализирует ошибки, планирует

Использование НИТ на всех этапах урока позволяет реализовать такие базовые принципы урока:

- наглядность;

- обратную связь;

- красочность, привлекательность;

- развитие интереса к предмету, к уроку;

- межпредметные связи;

- смена деятельности;

- создание ситуации успеха ;

- коммуникативности и т. д.

Математика в 3 классе.

Тема. Виды треугольниковСлайд №1.

Цель. Сообщение и обобщение знаний по теме; выявление уровня овладения знаниями детей, имеющих повышенный уровень развития; выявление уровня умений детей, имеющих базовый уровень развития.

Задачи. Формировать умения объяснять свое решение, работать индивидуально, в паре, в группе.

Виды используемых средств ИКТ: ПК, проектор.

Программное обеспечение: электронная презентация. (Приложение архив .zip)

Логическая задача. Слайд №2.

У. - Прочитайте стих про себя.

- Прочитайте стих вслух выразительно.

- Сколько треугольников?

Д. Четыре.

Слайд №2-проверка.

Быстрая задача. Слайд №3.

У. - Прочитайте скороговорку по мере появления ее на экране.

- Сколько ушей у трех мышей?

Д. –Шесть. Слайд 3-проверка.

Индивидуальные задания на ПК. Тест.

3. Кроссворд. Слайд №5.

Работа большой группы над некоторыми математическими понятиями.

У. - Прямоугольник, у которого стороны имеют одинаковую длину. (7 букв)

Д. - Квадрат.

У. - Меньшая сторона прямоугольника. (6 букв)

Д. - Ширина.

У. - Большая сторона прямоугольника. (5 букв)

Д. - Длина.

У. - Действие обратное сложению. (9 букв)

Д. - Вычитание.

У. - Часть прямой соединяющей две точки. (7 букв)

Д. - Отрезок.

У. - Сумма длин сторон фигуры. (8 букв)

Д. - Периметр.

У. - Мера длины в 100 раз большая сантиметра. (4 буквы)

Д. - Метр.

У. - Вопросительное слово, которым часто начинается вопрос в задаче. (7 букв)

Д. - Сколько.

У. - Назови одним словом: плюс, минус, равно, больше, меньше, умножить, разделить. (4 буквы)

Д. - Знак.

У. - Инструмент, для измерения длин отрезков. (7 букв)

Д. - Линейка.

У. - Фигура, у которой нет углов. (4 буквы)

Д. - Круг.

У. - Запись из одной или нескольких цифр. (5 букв)

Д. - Число.

У. - Однозначное число. (3 буквы)

Д. - Два.

Слайд №5-проверка.

У. - Читаем тему урока!

Д. - Виды треугольников.

Физпауза.

4. Слайд №6. Повторение.

У. - Назовите признаки треугольников.

Д. - 3 стороны;

3 угла. Слайд №6-проверка.

У. - Назовите виды треугольников по названию углов.

Д. - Остроугольные.

- Тупоугольные.

- Прямоугольные. Слайд №6-проверка.

5. Слайд №7. Практическая работа-1. Работа в парах с набором из 5 палочек.

У. - Сделайте прогноз. Из всяких ли трех палочек получится треугольник?

Д. - Выссказывают предположения.

У. - Верность ваших предположений мы узнаем в конце практической работы.

- Выложите треугольник из трех одинаковых палочек. Слайд №*-проверка.

- Количество одинаковых палочек будем уменьшать. Выложите треугольник из двух одинаковых палочек и одной короткой. Слайд №7-проверка.

- Выложите треугольник из трех различных палочек. (Дети в замешательстве. Треугольник не получается. )

У. - Почему не получается треугольник?

Д. - (Выссказывают предположения). Слайд №7-проверка.

У. - Что вы предлагаете сделать?

Д. - Добавить в набор еще одну палочку, чтобы выполнялось условие: две палочки всегда должны быть длиннее третьей. Слайд №7-проверка.

(Работа над правилами, которые предлагаются на слайде №8 )

6. Слайд №9. Практическая работа-2. ( Работа в парах с набором треугольников и таблицей. )

У. - Рассмотрите треугольники.

- Распределите их в три группы по количеству одинаковых сторон. Слайд №9-проверка.

- Занесите в таблицу номера треугольников в соответствии с количеством одинаковых сторон.

- Выпиши названия треугольников в соответствии с количеством одинаковых сторон.

Слайд №10-проверка.

Физпауза.

7. Слайд №11. Контрольные вопросы.

У. - Всякий ли равнобедренный треугольник будет равносторонним?

Д. - Нет!

У. - Всякий ли равносторонний треугольник будет равнобедренным?

Д. - Да!

Задача. (Слайд №12. Дети читают задачу, рассматривают чертежи, решают. ) Слайд №13-проверка.

8 . Итог.

У. - Что нового узнали на уроке?

Д. - Треугольники различаются по количеству одинаковых сторон: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.

Слайд №14.