Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Классный час, посвященный Дню Матери

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование: фотографии учащихся с мамами или фотографии мам учащихся; сочинения в форме сердца; эпитеты к слову "Мама", красочно оформленные, украшают доску по периметру; на доске плакаты с рисунками и высказываниями великих людей о матери.

Восславим женщину – Мать,
чья любовь не знает преград,
чьей грудью вскормлен весь мир!

Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери, вот что насыщает нас любовью к жизни.

М. Горький

Ученик.

Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала…
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо
Неси добро, любовь и свет!
Живи прошу подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости! Конечно же вы уже догадались, о ком сегодня пойдет речь. В Кабардино- Балкарии с 20 по 30 ноября в целях повышения общественной значимости материнства проводится декада, посвященная Всероссийскому Дню Матери, который отмечается в последнее воскресенье ноября.

Ведущий 1. Главная суть женщины, ее предначертание – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага.

Ведущий 2. Когда хотят придать слову ’’мать’’ оттенок торжественности говорят ’’матерь’’: например, ’’Матерь Божия’’. И мало кто знает, что при этом мы вовсе не ’’украшаем’’ первичное слово а наоборот, возвращаемся к древнейшей индоевропейской форме ’’матэр’’.

Ведущий 1. В некоторых однокоренных словах эта форма прощупывается и поныне: ’’материя’’, ’’материк’’, ’’матерый’’ – т.е. сильный, зрелый, старый. По мнению исследователей, слово ’’матерый’’ образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности, особенно женщина - Мать.

Ведущий 2. Во-первых женщина рожает детей. Древние люди считали, что женщина рожает детей не потому, что у нее есть муж: это священный дух предка входит в ее тело, чтобы воплотиться. И как прекрасна легенда, согласно которой всякий раз, когда на Земле рождается человек, на небе вспыхивает волшебным светом новая звезда.

Ведущий 1. Во-вторых именно женщина, о ’’легкомыслии’’ которой Люди так привычно порой рассуждают, оказывается Носительницей древней мудрости племен, их мифов и легенд.

Ведущий 2. Одним словом, в глазах наших предков женщина, особенно женщина – мать, не только являлась ’’сосудом’’ злых сил, наоборот, она была существом куда более свещенным, чем мужчина.

Ведущий 1. Современные биологи пишут, что именно женщина хранит ’’золотой фонд’’ генов своего племени, нации, расы; мужчина, как биологическое существо, гораздо более подвержен всяческим изменениям.

Ведущий 2. Мать всегда почеталась людьми, как святыня, ведь она – самый дорогой человек в жизни каждого. С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным, она всегда выслушает, поймет, простит.

Ведущий 1. Многие русские поэты посвятили стихи матери.

Ученик 2. Н.А. Некрасов ’’Мать’’. (Она была исполнена печали…)

Ученик 3. И.С. Никитин ’’ Мать и дочь’’ (Худа, ветха избушка…)

Ученик 4. Шуточное стихотворение Э. Успенского ’’Все в порядке’’ (Мама приходит с работы…)

Ученик 5. Р. Эрлих ’’Мамин праздник’’ (Маму любят все на свете…)

Ученик 6. Н. Саконская ’’Разговор о маме’’.

Ведущий 2. Поэты Кабардино-Балкарии также обращались к теме матери в своем творчестве. У народов Кавказа до сих пор сохранилось истинное почитание женщины – Матери.

Ученик 7. В стихотворении Али Шогенцукова ’’Матери’’ тоска по Родине сливается с тоской по матери. (Нана, что знаешь теперь ты о сыне?..)

Ученик 8. Инна Кашежева ’’Чужим матерям’’ (Ни в июне, ни в синем марте…)

Ученик 9. Образ России и образ матери сливаются воедино в стихотворении ’’Русская мать’’(1942 г.) (После боя у холма крутого…)

Ведущий 1. Как плохо без мамы знает каждый, особенно если ее долго не бывает с нами. А если ее уже нет… Ближе матери нет никого, и никому ты не будешь так дорог, так нужен, как матери.

Ведущий 2. Русский писатель Василий Гроссман узнал о гибели матери через 3 года после ее смерти в 1944г. Через 9 и 20 лет после расстрела Екатерины Савельевны он пишет ей письма, доверяет бумаге свою неутихающюю боль, свою тоску. Вот эти письма. (Ученики заранее готовят дома выразительное чтение наизусть)

Ученик 1. Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944г. Приехал в Бердичев, вошел в дом, в котором ты жила, и из которого ушли тетя Анюта, дядя Давид и Наташа, и понял, что тебя нет в живых. Но еще 8 сентября 1941 г. я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ученик 2. Ночью на фронте я видел сон – вошел в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нем спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Я смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя уже нет на земле.

Учение 3. Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты, об этом я узнал, приехав в Бердичев и расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 г. Я десятки раз, а может быть сотни пытался представить себе, как ты умерла, как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, кто тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много все это время.

Ученик 4. Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилость столько в моей душе, что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело.

Ученик 5. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего я хочу сказать тебе, что за эти девять лет я смог по настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось мое чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Ученик 6. Я тебя сегодня ощущаю такой же живой, какой ты была в тот день, когда мы виделись с тобой в последний раз, и такой же, когда я маленьким мальчиком слушал твое чтение в слух. И боль моя такая же, как была, когда соседка, живущая на Училищной улице, мне сказала, что тебя нет уже, и что нет надежды найти тебя в живых. И я думаю, мне кажется, что моя любовь и это горе ужасны, так уж не изменятся до дня моего конца."

1950 г.

Ученик 7. ’’Дорогая моя прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе мое со мной все эти 20 лет неотступно.

Ученик 8. Я писал тебе 10 лет тому назад, и в моем сердце ты такая же, как была 20 лет тому назад, когда я писал тебе свое первое после твоей смерти письмо, ты была такой же, как при жизни своей – моей матерью во плоти и в сердце моем. Я – это ты моя родная. И пока живу я – живешь ты. А когда я умру, ты будешь жить в той книге, которую я посвятил тебе, и судьба которой схожа с твоей судьбой.

Ученик 9. За эти 20 лет много людей, которые любили тебя уже умерли, тебя уже нет в сердце папы, в сердце Нади, тети Лизы – их нет на земле. И мне кажется, что моя любовь к тебе все больше, ответственней, потому что так мало живых сердец, в которых живешь ты. Я почти все время думал о тебе, работая последние 10 лет, - эта моя работа посвящена моей любви, преданности людям, потому она и отдана тебе.

Ученик 10. Ты для меня человеческое, и твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что все мое хорошее, честное, доброе, моя любовь – это все от тебя. Все плохое, что есть во мне, не прощай мне, это не ты. Но ты любишь меня моя мама и со всем плохим, что во мне есть, любишь.

Ученик 11. Сегодня, как уже долгие годы, я перечитывал несколько твоих писем ко мне, сохранившиеся из тех сотен, полученных мной от тебя, перечитываю твои письма к папе. И сегодня я снова плакал, читая твои письма.

Ученик 12. Я плачу над письмами – потому что в них ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

1961 г.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какое из высказываний, записанных на доске близко к письмам В. Гроссмана? (Мы любим сестру, и жену, и отца но в муках мы мать вспоминаем! Н.А. Некрасов)
А вот, что думают о маме ребята нашего класса, можно узнать из сочинений на листках в дорогие сердца, которые закреплены на доске, рядом с высказываниями великих людей о матери.

"Я очень люблю свою маму. Всегда с удовольствием иду домой из школы, потому что дома меня всегда ждет мама. Она научила меня многому: иметь терпение, любить животных и людей. Мама всегда добрая, ласковая."

"Маму я очень люблю. Когда я получу двойку, мама меня не ругает, а наоборот утешает, чтобы я не огорчался. Моя мама очень добрая, ласковая, она мне помогает, когда я не могу решить или что-то понять. И еще, когда мне очень больно, мама не дает лекарства, а гладит рукой, где болит, и мне становится лучше."

И другие сочинения.

Сочинения-миниатюры ребята пишут на классном часе, предшествующем данному, фломастерами, красочно, так же и полоски с эпитетами к слову мама. Это все наряду с фотографиями мам укрепляется на доску.

Ведущий 1. Устное народное творчество сохранило несколько пословиц дошедших до нас:

  • При солнышке – тепло, при матери – добро.
  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

И другие.

Ведущий 2. Есть и частушки о маме, которые и прозвучат сейчас в исполнении ребят нашего класса.

Ходит мама на собранья,
Варит мамочка бульон,
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.

Если мамочка сказала:
’’То не трогай, то не смей’’,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.

В кухне веник я нашел,
И квартиру всю подмел,
И осталось от него
Три соломенки всего

Саша пол натер до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать
Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
Ночью, вечером и днем
Слушать вас всегда во всем.

Учитель. Мы увидели, ребята, что к теме матери обращались поэты и писатели России и Кабарды, пословицы, частушки. Художники тоже обращались к этой теме.

(Звучит рассказ Н. Вересаева о двух художниках.)

Ведущий 1. Два художника принимали участие в городском конкурсе на портрет самой красивой женщины на земле. Времени на поиски было много, поэтому один собрался в дальнюю дорогу, взял кисти, краски и стал ходить по городам и селам, надеясь увидеть именно ту, что сияла в его воображении. Конечно понятие живописца о красоте настолько сложно и уникально, что простому человеку это сразу не уразуметь. Удивлялись люди – сколько красоток вокруг, а он все ищет и ищет что-то особенное. Износил обувь, мерз под дождем и снегом, мучился от летнего зноя, потерял надежду встретить ту единственную, что достойна его кисти. И вдруг нашел! В женщине действительно было какое-то неземное очарование, которое он с успехом перенес на полотно.

Ведущий 2. А другой художник никуда не ходил. Он просто искал минуты, когда его любимая жена освободится от домашних хлопот, покормит и уложит детей, сажал ее перед собой и рисовал. Он даже и в мыслях не держал, что какая-то женщина может быть красивее его супруги. Когда открылась выставка и первый художник представил портрет красавицы, весь народ ахнул. В ней было что-то от сияния солнца, луны, звезд. А потом люди вздохнули и отвернулись, уж очень она напоминала о том, какие они сами обычные и неинтересные, как постарели их жены.
Открыли портрет второго – народ возмутился. Ну подумали зрители, не нашел ничего другого, как запечатлеть давно знакомую всем свою жену. Ее каждый день видели стирающей пеленки, успокаивающей плачущих детей, она не снимала халат и почти не ходила в гости. А потом возмущение людей стало стихать. В лице жены художника не было очарования блистательной дамы, но в ней была нежность и верность матери и супруги. И тогда даже старики приосанились – они вспомнили, как красивы были их жены в молодости, да и сейчас их очарование не погасло, а только увеличилось в кругу детей.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какой художник победил? Почему?
И в завершение нашего классного часа, посвященного дню  Матери, для всех мам звучит ’’Песня о матери’’ Биляла Каширгова на слова Сафара Макитова в исполнении учащихся 6’’Б’’ класса

Песен о матери сложено много,
Лучшую трудно назвать.
Нету лишь песни нежной и строгой –
Песни, похожей на мать.

Припев: Ты всех напевов чудесней на свете,
Чище, чем трель соловья.
Самая нежная, добрая песня –
Мама родная моя.

Годы на нас оставляют морщины,
И на висках белый снег.
Только для мамы седые мужчины
Милые дети на век.

Припев:

Нет материнскому сердцу покоя,
С нами оно в трудный час.
Мама от черного горя собою
Нас заслоняла не раз

Припев.

Смело и прямо на свете живите,
Будьте честней и добрей,
Люди, прощу вас от бед берегите
Сердца своих матерей