Урок математики: "Дроби. Нахождение части числа"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Дроби. Нахождение части числа”.

Цель.

  • Закрепить представление о получении дробей;
  • Развивать умение сравнивать дроби;
  • Закрепить умение решать задачи на нахождение части числа, развивать вычислительные навыки;
  • Учить обобщать, делать выводы, находить закономерность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Улыбнулись друг другу, ребята. Пожелаем друг другу удачи.

  3. Устный счет.
  4. (Фронтальная работа с классом и самостоятельная работа у доски)

    Самостоятельная работа.

    Первый ученик: решение уравнения алгоритмом, с целью проверить зависимость между компонентами: 15*(x:27)+55=100

    Второй ученик: расставь знаки <,>,=, доказать, почему:

    Y: 35 … Y: 45

    W * 1... W*0

    732 * Z ... Z* 732

    Фронтальная работа.

    Сегодня 18 ноября, составьте выражения со значением 18.

    Найдите ловушку в выражениях, составленных мною, объясните почему:

    S*S=49

    G*G=42

    Q*1=1

    Найдите и продолжите закономерность:

    4,8.16,…,…,…,…,…,а, …,

    Проверка самостоятельной работы у доски.

    Домашнее задание: решить сложное уравнение с.87№11.

  5. Актуализация знаний.

Рассмотрите запись и найдите лишнее: 2кг, 5руб., 1%, 3км. Почему 1% -лишнее? Как написать 1% дробью? (1/100)

m/n – дробь, что можете сказать о дроби? Из чего состоит дробь?

О чем будем говорить на уроке? (Тема урока)

Запишите дробь, которая показывает, какую часть целого закрасили?

Рис. 1

Рис. 1

На доске запись: 1/4, 1/2, 1/6.

Расположите эти дроби в порядке убывания, продолжите закономерность.

Рис. 2

Рис. 2

Запишите дробь, которая показывает, какую часть целого закрасили.

(1/3.) Верна ли запись? Объясните, почему нет.

Сравни дробь: 1/2 и 1/4. Какая дробь больше? Почему?

m/5 > m/9, почему, как сравнить две дроби с одинаковым числителем?

3/n < 6/n, почему, как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем?

Задание: сравни дроби. Кому нужна помощь учителя?

а+3 и а ,
 57    57

 4   и 4
в+3   в

Вывод : как сравнить две дроби . Самооценка.

  1. Работа по учебнику Л.Г. Петерсон, 4 класс с.86 №7 (1-2 столбик)
  2. По вариантам, взаимопроверка, ключ для проверки на доске. Остальные столбики для домашней работы.

  3. Физминутка. Задача : бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов? (2) Бревно 12м. чему равна длина одной части?
  4. Как найти часть числа?
  5. Повторение теоретического материала.

    m /n от а , а:n*m;

    с комментированием у доски:

    2/5 от 2 ц, 3/10 от 2 час., 3% от 200,

    Самостоятельная работа по учебнику с.86 №4.

    Самопроверка (на доске ответы, назовите ответ, которым вы не воспользовались)

  6. Решение задач на нахождение части числа.
  7. Рассмотрите схему, что надо найти?

    Рис. 3

    Рис. 3

    Как найти часть от числа? Запишите выражением решение задачи. Составьте обратную задачу. Что нужно найти в этой задаче? (Целую часть) Как найти число по его части – это тема следующего урока.

    Решите задачу: собрали 1ц моркови. 1/5часть урожая скормили кроликам. Сколько кг моркови получили кролики?

    Составьте обратную задачу. Решите ее.

    Придумайте вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия.

    Решение задач по учебнику с.86 №5, составьте краткое условие к задаче. Чему равна целая часть? Какую часть денег девочка заплатила за завтрак? Как найти часть от числа? Запишите решение задачи выражением. (28 – 28:7*3)

    Физминутка В кастрюлю нужно налить половину воды, не пользуясь измерительными приборами, как это нужно сделать?

  8. Работа в группах.
  9. Задание: найди площадь закрашенной части; найди площадь не закрашенной части прямоугольника. Ширина 9м, длина 10м.

    Рис. 4

    Рис. 4

Проверка выполненного задания.

  • Итог урока.
  • Чему учились на уроке? Спасибо за работу на уроке.