Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок развития речи. Сочинение "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюры

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
  • Показать роль деталей в художественном описании.
  • Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.
  • Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

Оборудование: картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода” и видеозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель”.

Оснащение: раздаточный материал, тексты со стихами и прозой о весенней природе.

Ход урока.

I. Сегодня у нас урок несколько необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову "необычный" синонимы.

Вопрос к классу: Для этого, конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами?

Слово учителя: Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Действительно, здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима (что?). Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

- Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?

"Наступает весна. На полях местами лежит снег. В лесах он лежит всюду. Лед на реке стал темным."

- Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают красавицу весну мастера художественной литературы - писатели и поэты.

Чтение отрывков (2-3 человека).

Тема сегодняшнего урока: “Вот и кончилась зима, а весне – начало”.

Мы с вами будем учиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности: и эпитетов, и метафор, и олицетворений. А помогут нам в этом картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, музыкальная пьеса П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” и произведения мастеров художественной литературы - писателей и поэтов.

II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание лирического произведения.

Звучит пьеса Чайковского и на фоне этой музыки слово учителя.


Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Ф.И. Тютчев

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
А.С. Пушкин

III. Вопросы к классу.

- Какое настроение вызвали у вас, ребята, музыка и эти лирические строки? Хочется грустить или радоваться?

- Как вы думаете, почему музыка и эти стихи вызвали у вас такое настроение?

- При помощи каких слов и выражений поэт воздействует на ваши эмоции. Словарная работа. Как вы понимаете значение слова "гласят"?

IV. А сейчас посмотрите, как все, о чем мы говорили с вами только что, изображено на картинах И. Левитана.

- Какое впечатление производят на вас эти картины? Нравятся ли вам эти пейзажи? Почему?

- Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эти полотна?

- Удалось ли художнику передать красоту прихода весны? Что изображено на этих полотнах, перечислите.

Речка (синяя, ярко-голубая, черная). Небо (сияет своей синевой, чистой как воды Байкала). Снег (последний, черный, как ночь в январе). Лес (прозрачный, тени прячутся за деревья).

V. Видеозапись (капель).

Солнце светит ярко, на дворе апрель,
Капает и капает первая капель.
Воды зазвенели. Птицы прилетели.
И бежит, как слезы, сладкий сок березы.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, стихотворение Ф. И. Тютчева, знакомились с содержанием картин художника И. Левитана, но все это писали мастера. Однако, ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.

- Что же мы будем описывать?

Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать в рамках темы урока.

Запишем некоторые из названных слов: погода, деревья, небо, река, солнце, ручьи, капель, состояние природы.

- Наверное, каждый из вас успел заметить, как красив приход весны. Вот об этом нам и предстоит рассказать. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.

- Как вы думаете, ребята, в каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля (использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т. д.)

Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней весной. Напомните мне, пожалуйста, значение слова "олицетворение" (вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные).

- Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть, например, таким:

"Природа в ожидании пробуждения от зимней спячки".

- Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, - и произойдет чудо! Нужно только это написать.(Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.

- Попробуем подобрать определение к записанным существительным в опорном конспекте № 1, задания 2 (по схеме прилаг. + сущ. Например: "день весенний"), используя свой жизненный опыт, своё воображение, можно использовать раздаточный стихотворный и прозаический материал.

- Реб