Конспект интегрированного урока "Памятник рукотворный"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цель: познакомить учащихся с историей создания, основным содержанием двух произведений конца Х1Х века: памятника Пушкину скульптора А.М. Опекушина и речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника. Выяснить, в чем их значение для русской художественной культуры.

Задачи:

Ввести в атмосферу пушкинского праздника 6-8 июня 1880 года в Москве.

Выяснить художественную ценность двух произведений русской художественной мысли конца ХIХ века.

Подготовить учащихся к домашней письменной работе-рассуждению на тему “Что значит для потомков поэта имя А.С. Пушкина?”.

Эпиграф: Открытие памятника в июне 1880 года было “одним из незабвенных событий русской общественной жизни последней четверти прошлого столетия… После ряда удушливых в нравственном и политическом смысле лет… вдруг пронеслись струи чистого воздуха – все постепенно начало оживать. Блестящим проявлением такого оживления был и пушкинский праздник в Москве”. А.Ф. Кони.

Методы ведения урока:

Метод художественной драматургии.

Создание проблемной ситуации.

Сообщения подготовленных учащихся (индивидуальная предварительная самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой).

Беседа.

Схема 1

Начало урока.

Литературный и музыкальный эпиграфы к уроку. Гаснет свет. Высвечивается портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского. Звучит музыка Баха “Токката ре-минор” (30 сек). Подготовленный ученик читает “Памятник” А. С. Пушкина. Свет включается.

Введение в урок.

Учитель: Этому событию суждено было стать новой культурной вехой в сознании поколений. 6 июня 1880 года Россия впервые чествовала в Москве память своего национального гения. Торжественное открытие памятника Пушкину, трехдневные заседания и литературно-музыкальные вечера в зале Благородного собрания, юбилейная выставка “Пушкинские чтения” в университете и Политехническом музее, общественные манифестации… (Учитель обращает внимание на эпиграф.)

Свидетельства других участников юбилейных торжеств доносят до нас их волнующую атмосферу. Одна из газет писала: “Верьте мне на слово – несчастен тот человек, который не был в Москве на пушкинском празднике!”. Но два события этого праздника были особенно замечательными: 6 июня открылся памятник Пушкину скульптора Опекушина, и 8 июня со своей речью о Пушкине выступил Ф. М. Достоевский.

Формулировка темы и цели урока учителем. Знакомство с двумя шедеврами русской художественной культуры: памятником А. М. Опекушина и речью о Пушкине Ф. М. Достоевского. Цель – узнать историю создания этих произведений; выяснить их значение и ценность для русской художественной культуры. А поскольку объектом своего творчества Опекушин и Достоевский избрали личность национального поэта А. С. Пушкина, мы будем говорить о нем, о нашем поэте; о том, каким представляем его себе мы; каким его видели Опекушин и Достоевский; почему личность поэта волнует художников; что дарит всем нам его поэзия.

Экспозиция урока (вводит в атмосферу пушкинского праздника в Москве; подводит к постановке проблемного вопроса).

Рассказ учителя: 6 июня 1880 года в Москве с 10 часов утра густые толпы народа и многочисленные экипажи стали стекаться к площади Страстного монастыря… Колыхались разноцветные значки и знамена различных корпораций, обществ и учреждений; вокруг площадки памятника на шестах поставлены были белые щиты, на которых золотом вытеснены были названия произведений великого поэта; Тверской бульвар украшен был гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками… Народ покупает у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывает ими пьедестал памятника. К вечеру зажигается иллюминация… Казалось, вся Москва собралась в этот день к Тверскому бульвару. Молодежь восторженно узнавала известных по портретам Тургенева, Полонского, Майкова, Плещеева, Достоевского, стоящих у подножия еще запеленатого памятника. Торжественные речи – и покров спадает, воздух оглашают крики ликования.

(Свет гаснет, звучит музыка Глинки “Гимн России”, отрывок, 1 муз. строфа. Высвечивается иллюстрация с наброска Н. Чехова “Момент снятия покрова”)

Рис.2

Учитель: этот же взрыв ликования, всеобщий подъем, слезы и цветы повторились через день, 8 июня. В этот день в зале Благородного собрания выступал Достоевский. Достоевский медленно шел к кафедре, сухонький, ссутулившийся, осунувшийся заметно даже со вчерашнего дня, перебирал на ходу свои листки. Зал приветствовал рукоплесканиями Достоевского. (Учитель зачитывает начало его речи, комментируя реакцию публики). “Войдя на кафедру, Достоевский сумрачно оглядел зал и вдруг, выбросив ладонь вперед, вместо традиционного: “Милостивые государыни, милостивые государи!” – глухим своим, надтреснутым голосом начал: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое”. Последние слова он произносил почти шепотом, уже в мертвой тишине и как-то таинственно, словно сам удивился сказанному. Казалось, он тихо вздрогнул и тут же подпал под власть его все более возвышающегося крепнущего голоса. “Пушкин есть пророчество и указание”, – продолжал он. Речь длилась 45 минут. Достоевский заканчивал ее при полном онемении зала: “Жил бы Пушкин далее, так и между нами было бы менее недоразумений и споров… Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем”. (Высвечивается портрет Достоевского 1880 года). Следующим должен был выступать И. С. Аксаков. “Я не могу говорить, – сказал он, – после речи Достоевского, этой гениальной речи, которая, конечно же, – историческое событие”. Объявили перерыв”. [1]

Формулировка проблемного вопроса. Почему открытие памятника Пушкину и речь Достоевского о нем вызвали столь восторженную реакцию публики? Что сказали о поэте два художника – скульптор и писатель? В чем значение этих произведений культуры? (Учитель обращает внимание на запись на доске с этими вопросами, подчеркивая, что вокруг них будет вестись беседа на уроке. Ответы на вопросы (выводы по уроку) должны быть записаны в тетради, так как они помогут выполнить домашнее задание).

Домашнее задание. Написать письменную работу-рассуждение на одну из тем: на какие размышления наводит меня памятник Пушкину скульптора А. М. Опекушина? Почему речь Достоевского похожа на речь борца “за признание поэта как общественного лица”? Чем стал для России пушкинский праздник в Москве?

Разработка проблемного вопроса. Ситуация №1.

Учитель: мы начнем разговор со знакомства с работой скульптора Опекушина (далее может следовать либо рассказ учителя, либо выступления подготовленных учащихся).

Об истории памятника: памятник этот имел свою историю. Мысль о нем впервые возникла в 1860 году при подготовке к 50-летнему юбилею лицея. Самым подходящим местом показалось Царское село; объявили подписку. Она шла не очень бойко, но по-домашнему и, достигнув 13 тысяч рублей, замерла. Дело стало. Через 10 лет на очередном лицейском обеде, о памятнике вспомнили вновь – и учредили комитет. В него вошли два бывших однокашника Пушкина – барон М. А. Корф и адмирал Ф. Ф. Матюшкин (ни один из них так и не дожил до открытия памятника). Именно Матюшкин первым подал идею поставить памятник в Москве, ибо в Петербурге, “уже богатом памятниками царственных особ и знаменитых полководцев, мало будет надежды найти достойное поэта, достаточно открытое и почетное место”. Когда-то Пушкин писал о своей поэзии: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…”. И вот теперь народ задумал воздвигнуть поэту памятник рукотворный, созданный руками талантливого скульптора Опекушина.

Рассказ о скульпторе Опекушине – одном из участников конкурса. (Портрет А. М. Опекушина.). (В процессе беседы учитель ведет словарную работу: модель, пьедестал). Как создавался памятник. (Сообщение учащегося).

Рис.3

Разговор завершает учитель: вся Москва спешила 6 июня 1880 года к Тверскому бульвару, где должно было состояться открытие памятника Пушкину. И вот грянула музыка. Показалась колонна людей. Впереди шли известные русские писатели. Вместе с ними дочери Пушкина: Мария и Наталья, сыновья – Александр, Григорий. Вдруг все затихло. Медленно падает покрывало. И в наступившей тишине народ увидел Пушкина… (Гаснет свет, на экране - памятник Пушкину работы А. М. Опекушина.)

Рис.4

Вопросы для беседы с учащимися: Каким изобразил скульптор поэта? Каким изобразил скульптор лицо поэта?.

Рис.5

Что сказал Опекушин нам о поэте? Почему был так велик восторг зрителей? О чем нам говорит пьедестал памятника?

Рис.6

Учитель обобщает ответы учащихся: Опекушин не просто передал нам портретное сходство с поэтом. Он показал его в тот момент, когда он спокоен, задумчив. Но мы чувствуем, что это поэт. Сейчас он очнется, возьмет перо – и то, о чем он думал, превратится в стихи. Скульптор передал в своем произведении то, что для Пушкина главное: его поэзия. А поскольку поэзия Пушкина восхищала не только одного скульптора, а всех людей, то зрители реагировали так бурно: все узнали в памятнике своего любимого поэта. Памятник отразил как раз “общую память” о поэте, общее представление о нем. Внешнее сходство скульптуры с поэтом объясняется гениальным постижением художником внутреннего мира поэта. (Формулируется вывод, который записывается в тетради).

Вывод №1. Памятник Пушкину скульптора А. М. Опекушина до сих пор считается одним из лучших произведений художественной культуры. Автору удалось через постижение внутреннего мира поэта передать не только внешнее сходство, но и общее представление о том, что всем дорого в поэте, о том, что дарит нам поэзия Пушкина: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…"

Разработка проблемы. Ситуация №2.

Вторым событием на пушкинском празднике стала речь Ф. М. Достоевского о Пушкине. В начале урока мы уже говорили о том, какую реакцию зала она вызвала. Перечитывая воспоминания современников, замечаешь: им трудно отделаться от впечатления, что они сделались свидетелями чуда. Как чудо воспринимал это и сам Достоевский. Своей жене Анне Григорьевне он пишет: “Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, когда я закончил. Я не скажу тебе про рев, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть вперед друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: все ринулись ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты – все это обнимало, целовало меня… Вызовы продолжались полчаса”… [1]

Постановка проблемного вопроса. Чем была вызвана такая реакция слушателей? В чем значение речи Достоевского?

Пора обратиться к тексту. (Учащиеся получили сокращенный вариант текста речи. Выразительное чтение учителем начала и конца речи).

Вопрос: Найдите, подчеркните в речи Достоевского и отметьте на полях цифрой “1”, что говорил Достоевский о Пушкине, о его связи с народом, о его роли в истории России. (Учащиеся называют: “Пушкин – пророчество и указание”…, “У Пушкина слышится вера в русский характер”…, “Соединился родственно с народом своим”…, “Пушкин – народный поэт”…, “Всемирная отзывчивость”…, “Предчувствует великое грядущее русской силы” и т. д.). Учащиеся делают обобщение: За 45 минут Достоевскому удалось убедить Россию в мировом значении Пушкина – убедить не путем логических доказательств, а силой искусства.

Вопрос: Прочтите второй абзац. Как вы понимаете, почему и за что “русских скитальцев” осуждает Достоевский (вслед за Пушкиным), почему простой народ изгоняет его? К кому обращены слова “Смирись, гордый человек”? Подчеркнутые слова в тексте обозначьте цифрой “2”. (В работе по этому отрывку лучше опираться на заранее подготовленных учащихся. Они возьмут материал в книге И. Волгина [2]. Учащиеся делают обобщение: Речь Достоевского была первой попыткой “глобального прочтения Пушкина, попыткой перевести” его из литературного контекста в сферу этико-историческую. “Русские скитальцы” (Алеко, Онегин – в этот же ряд можно поставить Раскольникова), или “гордый человек”, по Достоевскому, - это люди, поставившие себя выше других, глубинный мотив поступков всех трех один: “Я – выше, чем “не – я”, и убийство – самое простое средство утверждения себя. Они предъявляют требования неизмеримо большие, нежели те, которые обращены к самому себе. Простые люди отвергают“ закон гордого человека” (“Оставь нас, гордый человек”). И поэтому Достоевский призывает их к смирению (“Смирись, гордый человек!”). Смириться должен, по Достоевскому, не Человек с большой буквы, а Алеко, Онегин, Раскольников. (Учитель обращает внимание на главные слова в этом абзаце: “Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве. Смирись перед правдой народной, перед его трудом и победишь свою гордость… избранного члена общества”).

Вопрос. Прочтите следующий абзац. Какую оценку дает Достоевский образу Татьяны Лариной и почему? На полях поставьте цифру “3”. Учащиеся называют: “идеал-Татьяна”, “твердо стоит на своей почве”, “глубже Онегина”, “тип русской женщины в литературе”, “У нее есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается душа – соприкосновение с родиной, с родным народом, с его святынею” и т.д. Учащиеся делают обобщение: В трактовке образа Татьяны та же самая попытка Достоевского “глобального” прочтения Пушкина. Оценка героини с этико-исторической точки зрения. Нравственный идеал Пушкина - есть нравственный идеал Достоевского. И он совпал с идеалом общественным того времени (беспрецедентный успех речи).

Вывод №2. Речь Достоевского о Пушкине убеждает всех в мировом значении творчества Пушкина, называет поэта “национальным”. Она поставила вопросы, которые всех волновали. Речь о Пушкине – художественный концентрат всего того, о чем размышлял Достоевский всю жизнь, о чем писал в своих романах и “Дневниках”. В речи сказались характернейшие черты творческого гения Достоевского: его этический максимализм, обостренное восприятие русской истории и русского человека. Всего этого не могла не почувствовать аудитория. Речь Достоевского воспринимали как идеал для своего времени. (Можно подчеркнуть, что если бы речь была произнесена годом раньше или позже, она не возымела бы такого действия. В 1880 году ее духовный заряд был умножен реальной общественной ситуацией).

Вопрос. Мы познакомились с двумя произведениями о Пушкине. Что объединяет их, в чем их значение для потомков? (Беседа с учащимися).

Вывод №3. Оба художника – Опекушин и Достоевский – разными средствами преследовали одну цель: показать исключительность личности поэта, приподняв ее над обыденной жизнью. Они максимально приблизили свои произведения к натуре: каким представляется Пушкин всем. Изображение поэта этими художниками проецировалось на творческий характер личности Пушкина; они стремились решить задачу – показать в Пушкине прежде всего поэта, “гения поэзии”, увековечить внутреннюю уверенность в силу духа поэта, его большое человеческое достоинство и независимость. Они стремились включить Пушкина в широкий контекст современной жизни. В этих произведениях воплощен в образе Пушкина нравственный идеал эпохи. Для художников – Опекушина и Достоевского – это была борьба за признание писателя как общественного лица. (Жена Достоевского до конца дней сокрушалась, что не могла сопровождать мужа – из-за тяжелого материального положения, но была и еще одна причина, почему Достоевский ехал один в Москву: он ехал в Москву по приглашению Общества любителей русской словесности как боец, а жен на войну не берут).

Завершение урока. Мы познакомились с двумя главными событиями Пушкинского праздника 1880 года. Праздник этот был исключительным не только по своему осуществлению, но главным образом по своему историческому смыслу. Впервые русский писатель обратился к русскому обществу не только через литературу, но с общественной трибуны: такой, которая в силу обстоятельств приобретала общенациональный характер. Наряду с Пушкиным еще два человека сделались героями этого торжества – Опекушин и Достоевский.

Только вечером в гостинице Достоевский почувствовал, как он устал. Но не спалось, дневное потрясение от впечатления, которое произвела его речь на присутствующих, все еще живо переживалось, и он снова оделся, взял с собой тяжелый венок, которым увенчали его сегодня, нанял извозчика, и по ночной Москве – прямо к Страстной площади, к Тверскому, туда, где теперь вечно будет стоять Пушкин, задумчиво склоняя голову, глядя на своих потомков: Здравствуй, племя младое… Достоевский положил свой венок к подножию памятника, снял шляпу, низко поклонился поэту. Улица была безлюдна, одиноко светили фонари, накрапывал легкий июньский дождь. Так он стоял, один и вместе с Пушкиным. Как знать, может быть, это и было то самое мгновение, которое стоило всей жизни. Сегодня он вернул России национального поэта. Пророчески указал на его роль и место в истории России.

Достоевский еще не знал, что после опубликования его речи приступ нападок, иронии, брани обрушатся на него буквально через несколько дней после пушкинских торжеств. Безбожно будет перевираться его выступление, за глаза будут смеяться, говоря “какое же это событие”. Охранительный лагерь не принял речь как свою. Для правительства речь – “не событие”. Пушкинская речь Достоевского была событием для России. Три дня длился пушкинский праздник в Москве. Речь Достоевского продолжалась 45 минут. Толки о ней длятся уже столетие.

Мы начали урок пушкинскими словами: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Подобно тому, как в стихотворении “Памятник” Пушкин предсказал бессмертие своей поэзии, так и два шедевра русской художественной мысли конца Х1Х века (памятник Пушкину и речь Достоевского) предвидят и говорят о долгой жизни поэта, о его месте в русской общественной жизни, о его значении для всех нас. Рукотворным памятником поэту стали опекушинский памятник и речь Достоевского при его открытии. (Высвечивается двойная иллюстрация: Памятник – портрет Достоевского).

Звучит музыка Глинки “Славься!” из оперы “Иван Сусанин” или увертюра из оперы “Руслан и Людмила” (отрывок 1 мин.) Музыка стихает.

В пору своей молодости в заключительной строфе второй главы романа “Евгений Онегин” Пушкин послал потомкам “благодарения” за “благосклонную память” о себе:

Быть может – лестная надежда! –
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
(Музыка звучит громче).

Конец урока

Методическое обеспечение урока.

Музыкальное оформление:

  1. Бах. Токката ре-минор.
  2. Глинка. Гимн России.
  3. Глинка. “Славься!” (из оперы “Иван Сусанин”) или увертюра из оперы “Руслан и Людмила”.

Зрительный ряд:

  1. О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина
  2. Н. Чехов “Момент снятия покрова” (Набросок).
  3. А. М. Опекушин. Портрет.
  4. Работа над памятником (Рисунок)
  5. А. М. Опекушин. Памятник Пушкину.
  6. А. М. Опекушин. Деталь голова поэта.
  7. И. С. Богомолов. Постамент памятника.
  8. Ф. М. Достоевский. Фотография 1880г.
  9. Двойная иллюстрация: памятник Пушкину – портрет Достоевского.

Литература:

  1. Волгин И. “Последний год Достоевского” (Исторические записки). М., Сов. Писатель, 1991 г.
  2. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., изд. “Правда”, 1997 г., стр. 379-390.
  3. Литературные места России. М., “Сов.Россия”, 1987 г.
  4. Памятники Отечества. Альманах всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №2. 1986 г.
  5. Путеводитель. Пушкинские места. Ч.1, М., Профиздат, 1988 г., стр. 62-63.
  6. Селезнев Ю. Достоевский. ЖЗЛ., М., “Молодая гвардия”, 1990 г.