Трудный класс. Трудные ученики

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Работаю в сельской школе учительницей английского языка 26 лет. 17 из них работала и классной руководительницей. Немало пришлось работать с “трудными”. Хочу поделиться опытом работы.

Мне дали классное руководство в 7 классе. Формально класс был сплочённым, в классе было много отличников, ударников, неуспевающих не было. Но на самом деле у учащихся был очень низкий интеллектуальный уровень. Причины этого:

1. Был запущен сенситивный период развития (от рождения до 8 лет). Родители не обратили внимания на развитие ребёнка.

2. Дети были из семей колхозников. Родители не знали, что с детьми нужно работать ещё до школы. Они также не умели направлять учебную деятельность своего ребёнка.

3. В начальных классах часто менялись учителя.

4. Обучение с 6 лет вводилось впервые, и молодая учительница не знала, как работать с шестилетками. А программа была слишком трудная для неподготовленных сельских учеников; т.к. они не ходили в детский сад.

5. Авторитарность предыдущих педагогов оставили свой след, т.к. команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими движениями.

Учащиеся школы из разных деревень. Некоторые ученики были из неблагополучных и неполных семей. В классе был второгодник , который стоял на учёте из-за участия в краже; а также ученик из районного центра, который не ладил с учителями своей школы и родителями. Родители собирались разводиться. Мальчик жил у бабушки в соседней деревне.

В класс прибыл ещё один “опытный” во всех отношениях ученик из города, который жил у бабушки с дедушкой. Он уже в летние каникулы дружил с деревенскими ребятами и передавал свой отрицательный опыт.

Были в этом классе и сироты, стеснительные замкнутые мальчики , отец одного умер, а мать часто болела.

В первое время было невыносимо трудно. В классе появился неуспевающий по многим предметам - (второгодник); отличников не стало. Всего два ударника. Я не ходила по предметникам с просьбой “подтянуть” того или иного ученика. Родителей беспокоили оценки, а о знаниях и способностях своего ребёнка они почему - то не думали. Учителя жаловались на учеников, жаловались, что учащиеся не учат уроки, учатся плохо. И это повторялось изо - дня в день. Каждую субботу на общешкольной линейке отрицательно говорили о нашем классе. Дирекция упрекнула меня в том, что я распустила класс. Родители “учили” меня работать с классом: предлагали вести “чёрную книгу”, чтобы записывать “грехи” учеников, как это делала предыдущая классная руководительница.

К середине учебного года в классе стало 18 учащихся: 8 девочек и 10 мальчиков. В классе был особенно трудный ученик . Ещё в пятых, шестых классах он убегал с уроков физкультуры. Учился он плохо, убегал с уроков, не ладил с родителями, убегал из дома, пил, курил, на уроках вёл себя вызывающе. Родители были в отчаянии. Сын иногда не приходил домой ночевать. Трудно было мне, трудно было родителям, трудно было учителям, а ещё труднее было детям. В школе, тогда и в райцентре, не было психологов. Родители “трудных” были в отчаяние. Была в отчаянии и я. Что делать? Не хватало знаний практической психологии. Литературы на психологические темы было мало. Пришлось читать то, что имелось в школьной, сельской библиотеке и перечитывать то, что имелось в личной. Выписывала “Педагогический факультет”, “Воспитание школьников”, “Учительскую газету”. Книги Дейл Карнеги были настольными. Бывало время, хотелось всё бросить, школу, класс и бежать из школы, бежать, куда глаза глядят. Но меня останавливали отчаяние родителей, крик души учеников, которых нужно было услышать!!! Меня тревожило будущее трудных учеников. Понимала, что никто, кроме меня, не сможет изменить класс в лучшую сторону.

Стал вопрос: с чего начать? В первую очередь нужно было добиться, чтобы у учащихся не появилось отвращение к школе, к учёбе. Ведь никому не хочется идти туда, где его всегда все ругают. А это было как раз то, что происходило в школе ежедневно. Одновременно нужно было, чтобы учащиеся поверили в свои силы, что они не хуже других, что они тоже что - то могут .Для этого нужно было поднять авторитет каждого ученика в глазах одноклассников. А это задача была не из лёгких: класс привык ко мнению классного руководителя, выполнять только его команды, самостоятельно не умел мыслить. Надо было, чтобы каждый ученик почувствовал себя значимым, нашёл своё “Я”. Ведь человеку свойственно стремиться показать себя, если не может с хорошей стороны, то покажет с - плохой.

Уже в первый классный час раздала листочки и дала задание: назвать все хорошие качества, которые ты знаешь о каждом однокласснике или однокласснице. Можно анонимно. Учащиеся стали оглядываться по сторонам. Они не привыкли думать самостоятельно. Эта была для них слишком трудной задачей. “Такую трудную задачу нам ещё никто не давал даже по математике”, - признался один из отличников. К концу классного часа только одна девочка могла сдать листочек. На следующий день принесла ещё одна. А одна написала, что не может назвать хорошие качества, т. к. не видит их, что ей легче написать недостатки. Так она и сделала. Остальные учащиеся не справились с заданием.

Я знала, что нужно было научить учащихся уважать себя и увидеть достоинства других. Для этого нужно было провести много классных часов, диспутов, чаепитий. Но главная задача состояла в том, чтобы защитить детей , защитить их от чрезмерной критики учителей, защитить их, если нужно, даже от своих родителей. Ведь учителя жалуются родителям. На селе каждый знает каждого, стоит увидеть на улице кого - то из родителей… . А родители, в свою очередь, начнут ругать своих детей. Я стала “адвокатом” своих учеников. За советом обращалась к директору школы. Он терпеливо выслушивал меня. Его помощь в основном состояла в том, чтобы не навредить моей работе неосторожными замечаниями в адрес моих учеников, которые, к сожалению, я часто слышала от большинства членов коллектива. Позже я делилась с ним маленькими победами своей кропотливой работы, которую я проводила шаг за шагом. Он помогал мне тем, что делился наблюдениями и говорил об изменениях учащихся в лучшую сторону. На жалобы коллег отвечала: “Да я с Вами вполне согласна, но, к сожалению, у меня нет волшебной палочки, с помощью которой я сиюминутно могла бы превратить своих “золушек” в “принцесс”, “гадких утят” в лебедей.” Они ждали, что я приму строгие меры наказания. А когда слышали такой ответ, были ошеломлены. Смотрели на меня, как на ненормальную. Скоро перестали жаловаться.

Передо мной стояла ещё одна важная задача - повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. До занятий в школе проводила консультации по тем предметам, которые учащимся давались трудно; объясняла задачи по физике, математике. Иногда приходилось за помощью обращаться к предметникам. На классных часах проводила разные игры, способствующие интеллектуальному развитию; проводила диспуты, непринуждённые беседы на нравственно - этические темы. Играли в шашки и шахматы. В переменах и до начала занятий учащиеся могли читать газеты и журналы. Специально для них выписывала “Советский спорт”, “Спортивную жизнь России”, “Физкультуру и спорт”, “Молодёжь Татарстана”. Позже некоторые учащиеся сами стали выписывать “Спортивную жизнь России”. На уроках английского языка и на классных часах обсуждали те или иные поступки героев телесериалов. Например, что толкает Августо на преступление в телесериале “Девушка по имени судьба”? Что бы вы делали на его месте? Обсуждали разные события, случаи, происходящие вокруг, давали им свои оценки. Для воспитания нравственности играли в “Нравственное лото”. На столе ромашка из бумаги. Учащиеся сидят вокруг стола. На лепестках - ситуации и возможные ответы на них. Учащиеся по очереди “отрывают” лепесток, читают вслух ситуацию и ответы на них. Даётся несколько минут на размышление, и ученик отвечает, может предложить свой вариант ответа. Далее обсуждаем ситуацию вместе. Последнее слово за учителем. На лепестках ситуации на самые разные темы: употребление алкоголя, курение, дружба, любовь и т. д. Вот один пример. Ситуация: “Ты заметил, что твой друг (одноклассник) курит и скрывает это от родителей. Курение вредно, и тебя это беспокоит. Как ты поможешь другу?

1. Раскажешь об этом его родителям, тем самым можешь испортить отношения с близким другом.

2. Раскажешь классной руководительнице.

3. Серьёзно поговоришь с ним о вреде курения.

4. Посоветуешься со своими родителями, прося помощи.

Подобные ситуации заставляют учеников думать, выбирать, развивается мышление, ученик не может искать помощи со стороны, приходится думать, хочет он этого или нет. Такая форма работы способствует воспитанию нравственности и очень эффективна:

  1. участвуют все ученики (столько лепестков, сколько учеников);
  2. работа ведётся в форме игры, учащиеся не утомляются;
  3. все ученики думают, в каждой ситуации участвуют все;
  4. раскрываются некоторые положительные стороны ранее незаметных учеников;
  5. учащимся не даются домашние задания, такие, как выучить, приготовить и т. д.
  6. учащиеся узнают мнение классного руководителя - старшего товарища.

Для развития творческого мышления объявляла конкурсы на лучшую идею проведения того или иного мероприятия. Такие формы работы способствовали лучшему узнаванию учениками друг друга. Стеснительные могли показать себя лучше, чем ожидали их одноклассники. Всё это способствовало формированию классного коллектива.

Второй этап работы состоял в том, чтобы показать класс на уровне школы, поднять его авторитет. Ведь вся школа привыкла видеть его только с плохой стороны. А как это сделать? Учёбой они не могут, она даётся им с трудом… Внеклассное мероприятие! Тщательно подготовились к школьному осеннему балу. Тут помогли и артистические способности стеснительного ученика. (О его способностях я узнала, посетив ученика на дому). Класс занял 1 место. Наше выступление всем понравилось! Эта была сенсация! Ученики поверили в свои силы, поднялся авторитет класса!

Начался третий этап работы - показать учащихся в учёбе. Это была трудная задача т. к. большое количество общешкольных внеклассных мероприятий с большим объёмом домашних заданий (болезнь сельских школ) отнимали время, которого у нас и так не хватало! Мы отказались от одного, т.к. по закону классный руководитель имеет право отказаться от внеклассной работы, если она не вписывается в план его работы. Это вызвало недовольство со стороны других классных, и, конечно, дирекции школы. Но запретить нам не могли. Не могли дать выговор и мне. Но чтобы досадить мне, объявили благодарность другим классным руководителям с занесением в трудовую книжку, чего не делали раньше, позже тоже.

Мы успешно выдержали и этот экзамен. У нас было больше времени на подготовку домашних заданий. Постепенно появилось заметное улучшение в учёбе и поведении класса. Учащиеся стали серьёзнее. Они уже кончали девятый класс. После получения аттестатов о неполном среднем образовании решили провести вечер у костра. Директор дал нам разрешение. А завуч, педагог с большим стажем и опытом работы, испугался, что мои ученики устроят выпивку. “Один твой ученик чего стоит, Вы не сможете справиться с классом”. На его опасения директор ответил с улыбкой: “Класс надёжный. А М. уже не тот М., которого мы знали раньше, он уже серьёзный парень”. Мы весело встретили рассвет у костра без всяких спиртных и курева.

За 5 лет совместной работы мы успели сделать очень многое. Активно участвовали во всех мероприятиях школы и занимали призовые места. Юноши занимались спортом, играли в футбол, некоторые занимались тяжёлой атлетикой, занимали призовые места на районных соревнованиях; выступали в составе сборной школы и выигрывали команды других школ. Мы также оказывали постоянную помощь районному лесничеству, помогали ветеранам. Помогали одиноким старикам пилить, рубить дрова, копать огород, сажать овощи, собирать картошку; помогали родному колхозу во всех сферах сельского хозяйства.

А какие же конечные результаты? 4 ученика по семейным и разным причинам ушли из школы раньше. Один, приехавший из столицы Татарстана, уехал в город. По моему совету, он поступил в театральное училище и успешно окончил его. Из 14 учеников 4 поступили в высшие учебные заведения и успешно заканчивают их. Один, бывший “трудный”, окончил педколледж.

Как же мы всего этого добились? Я не жаловалась родителям, не “работала с дневниками”, т. е. не требовала от учащихся, чтобы все двойки, тройки были проставлены в дневниках, не требовала подписи родителей. Дневник нужен для записи домашних заданий. А отметки могут навредить ученикам недисциплинированных родителей. Я так же не читала мораль, нотации. Подросткам они не нравятся, они сделают обратное. Нотации заменяла непринуждёнными беседами. Садилась рядом с учениками, образуя полукруг, и, как бы случайно, заводила разговор, обсуждая то или иное событие. Учащиеся не замечали, что их воспитывают, но воспитательный процесс шёл. Обращалась с ними как со старшими, внимательно выслушивала их. Их мнение не всегда могло совпадать с моим или мнением других учителей. Ведь люди по природе разные, в этом есть своего рода красота. Прощала учащихся за “грехи”, человеку свойственно ошибаться. Вела себя везде: дома, в школе и на улице одинаково просто, естественно. Не надевала маску “учителя” в школе. В беседах с детьми старалась показать преимущества жизни без спиртных и курения. Многочисленными примерами из жизни своих родственников и знакомых, примерами из журналов “Твоё здоровье”, “Факультет здоровья” доказывала, что можно обойтись без них. В США и многих других странах мира даже свадьбы справляются без спиртных. Постепенно учащиеся стали думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о роли спиртного и курения по - другому. Они по - новому увидели окружающий мир. В своей работе использовала материалы газет и журналов. Моими настольными книгами стали книги Карнеги и “Книга о воспитании” Каюма Насырия, которая состоит из многих пунктов. Каждый пункт можно использовать на одном или нескольких классных часах. Также использовала притчи и пословицы. Народные пословицы - это мораль, этика поведения, сжатые в формулы. В них накоплен вековой опыт нашего и других народов. Испокон веков, из поколения в поколение люди передавали свой опыт в виде пословиц. Они кратки, но очень богаты по содержанию. Их надо осмыслить, расшифровать, т. е. расширить, добавив примеры из жизни. Эти формулы - правила поведения на каждый день - оставленные нам в наследство от наших предков, имеют очень большое значение.

При работе с классом руководствовалась девятью принципами Дейл Карнеги:

1. Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинства человека.

2. Указывайте человеку на его ошибки косвенным образом.

3. Прежде чем критиковать другого человека, говорите о собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать прямые приказания.

5. Позволяйте другим спасать своё лицо.

6. Хвалите человека за малейший успех и за каждый шаг вперёд. Давайте “оценку от всего сердца, и не скупитесь на похвалу”.

7. Дайте о человеке хороший отзыв, чтобы он стремился оправдать его.

8. Используйте слова одобрения.

9. Добивайтесь, чтобы другой человек с радостью делал то, что вы ему предлагаете.

При работе с классом особое внимание обращаю на изучение “трудных” учеников. Ведь именно они, желая показать свою значимость, но не зная как это делать, нарушают дисциплину, мешают другим учиться. Поэтому моя задача изучить ученика по всем параметрам. Для этой цели изучаю гороскопы этих учеников, посещаю их на дому, беседую с каждым членом семьи, анализирую, сопоставляю, делаю выводы, выясняю причины, ищу пути решения всех проблем.

Работа с трудными учениками.

В работе с классом большое внимание уделяла изучению трудных учеников. Мне помогли гороскопы, посещения учащихся на дому, беседы с каждым членом семьи по отдельности. Расскажу об одном из бывших “трудных” учеников - М., который уже в десятом классе стал примером для молодёжи школы и села. (О нём я уже писала выше.) Школу М. окончил на “4” и “5”. После окончания школы поступил в Арский педколледж. А как же я добилась того, что он так сильно изменился в лучшую сторону.

Было бесполезно думать, что ему помогут классные часы, ведь они проводились до занятий, а он еле успевал на урок. Надо было найти какой - то другой способ. Изучала его гороскоп и нашла точку опоры. По графику жизни у М. было всё хорошо. По другим гороскопам у него тоже было всё нормально. Гороскопы приходят на помощь даже тогда, когда в ребёнке трудно найти положительные качества.

В астрологии у каждой цифры есть своё значение. в зависимости от того, какого числа, какого месяца, года, дня недели и т.д.он родился (т.е. каждый день, месяц, год имеет свои планеты, а значит и цифры). Т.о. можно узнать предрасположенность ребёнка. А какие черты развивать, какие подавлять, должны решать родители и педагоги вместе. А к старшему классу должны подготовить ученика к самовоспитанию. Вот тогда можно добиваться положительных результатов.

Наш ученик родился 14 марта, 1981 г.

14 - день рождения

3 - третий месяц

1981 - год рождения

Сложим все цифры 1 + 4 + 0 + 3 + 1 + 9 + 8 + 1 = получится 27 (нужно довести до однозначной цифры, в астрологии нет двухзначных цифр). Для этого сложим 2 + 7, получится 9). Итого, мы получили 14 031981279.

Посмотрим, какая цифра сколько раз встречается: 1 - три раза. Цифра 1 означает - любовь к себе, своё “я”. (Этот ученик не даст себя в обиду). 2 - любовь к окружающим. У него это есть, но не слишком ярко, надо развивать. 3 - внутренняя потребность к знаниям. У него есть, надо развивать дальше. 4 -внутренний контроль, тормоз. У ученика есть, значит, с ним легче работать, доверять можно, но контролировать нужно. Доверяя, проверяй. 5 - жизнелюбие. Если есть цифра 5, этот человек всегда найдёт, чем ему любоваться. А если нет, будет всегда чем-нибудь недоволен. В данном случае, у ученика его нет. Надо по мере возможности научить ученика любоваться окружающим миром. 6 - интуиция. У ученика нет, но есть у Рыб, значит, у ученика тоже есть. 7 - предвидение. У него есть, значит, он может предвидеть, к чему может привести тот или иной поступок. 8 - жизненный поплавок, жизнестойкость. У ученика есть. 9 – природный ум, талант, есть, причём достаточно.

Верхние клетки неполные, нет 6 (ученику учёба даётся, но не очень легко). Есть нижний правый угол 4 7 8 . Это значит, что у ученика есть сила воли, он всё может решить сам, стоит только ему осознать это.

Добавлю, ученик Рыба, им управляет Нептун.

Нептун даёт нам искажённое представление - иллюзию. Некоторые испытывают на себе негативную природу его иллюзорности, проявляющуюся в духовности. Не случайно Нептун управляет алкоголем, табаком, марихуаной. Часто в повседневной жизни Нептун проявляется в виде слабостей, лжи, невозможности справиться с окружающей жизнью. Он также наделяет людей способностью бескорыстно помогать окружающим. (Донна Миклер, “Астрологический букварь”).

Все лица, рождённые в это время года, характеризуются некоторым раздвоением натуры. Их действия зависят как раз от того, какую из двух дорог они выбрали в данный момент.

Люди, рождённые под знаком Рыб, очень эмоциональны. Как слабая сторона знака, они легко попадают под влияние других людей.

Уже достаточно этих данных, чтобы лучше понять ученика, сопоставить его с наблюдениями, сделать выводы, и в нужном русле вести воспитательную работу.

Мне достаточно было показать М. работу с клетками, цифрами, чтобы заставить его задуматься. Только 2 клетки пустые, редкий случай. Ученику природа дала многое, больше зависило от него самого: будет ли он хорошим, настоящим человеком или пойдёт по течению, выберет лёгкий, но неправильный путь. Сообщила ему об этом, выкроив 5 - 7 минут урока на гороскоп (на физкультминутке). На его примере показала учащимся, как всё это вычислить. Добавила: “Мне самой природа не дала так много, но я всего добилась своими силами. И, конечно, жаль, М., если ты упустишь данное тебе природой. Ещё не поздно, можешь выбрать себе профессию и начать готовиться уже сейчас. У тебя ещё есть время”. Я была готова держаться за соломинку, лишь бы спасти ученика, убедить его. Метод сработал.

В то же время я знала, что в гороскопе ученика присутствует Луна. Имеющаяся цифра “2” в квадрате подтверждает это. А это значит, ученик любит людей, особенно маленьких, животных. Но он, как никто другой, нуждается в том, чтоб его понимали, доверяли, любили. Я посетила М. На дому, расспросила родителей, бабушек о его отношении к маленьким и животным. Мои мысли подтвердились: М. Любит животных, а малышей угощает конфетами.

Я стала чаще посещать М. на дому с целью изучения ученика. Родителям не жаловалась. Они прекрасно знали о поведении и учёбе сына, но помочь ему не могли ,не знали, как это делать. Мои жалобы обострили бы и без того напряжённые отношения членов семьи. По вечерам, когда я приходила к ученику домой, его не бывало дома. Неизвестно было, когда он придёт, где он. Чтобы получить полную картину об ученике, я беседовала с каждым членом семьи отдельно, сопоставляла с результатами гороскопа и наблюдениями. А однажды сказала: “У вас прекрасный сын, отзывчивый. Вам просто надо найти с ним общий язык,. Он нуждается в уважении к своей личности. Разговаривайте с ним как с взрослым, советуйтесь с ним, уважайте его мнение. Будьте очень тактичны, внимательны к нему. Не оскорбляйте его неосторожным словом или недоверием. Всё будет зависеть от вас: станет ли он примерным заботливым сыном для родителей и внуком для своих бабушек или пьяницей, который будет требовать у вас пенсионные деньги. Выбирать вам: следовать моим советам или продолжать ссориться и “воспитывать по старому”.

Улучшились взаимоотношения в семье. М. Стал ходить на занятия регулярно, перестал опаздывать, стал посещать классные часы, задавать интересующие его вопросы. Постепенно у него появились искры в глазах, он стал улыбаться, перестал смотреть исподлобья. Это заметил и директор школы.

Однажды в конце 9 класса М. попросил у директора разрешение поехать в районный центр проводить друга в армию. Директор, на мой взгляд, поступил правильно - разрешил, тем самым показал, что мы доверяли ученику. А мне он объяснил так: “Если не разрешить - всё равно поедет, может ещё с друзьями выпить от злости, ведь он только начал меняться в лучшую сторону. Можно испортить всю работу. Он не вынесет недоверия к себе. Отпустить - значит, поверить ему. Это повысит его ответственность за себя и за свои поступки. Для него это экзамен”. М. съездил и вёл себя достойно. С каждым днём стал меняться в лучшую сторону. Стал заниматься спортом, играл в футбол, занимался тяжёлой атлетикой. Он начал с более доступного для него. Спорт давался ему легче, чем наука. Бросил курить, пить. Вместе с одноклассником привёл сельский стадион в порядок. М. стал занимать призовые места на районных соревнованиях по тяжёлой атлетике. К концу 9 го класса стал учиться лучше, а в 10 ом классе стал ударником. Стал примером не только для школы, но и для села. Стал глубже изучать биологию, английский язык. Начал готовиться к вступительным экзаменам в КГПУ на спортфак. М .окончил школу на “4” и”5”. Поступил в Арский педколледж.

Хочу сказать, как много зависит от нас, взрослых.