Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Трудный класс. Трудные ученики

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Работаю в сельской школе учительницей английского языка 26 лет. 17 из них работала и классной руководительницей. Немало пришлось работать с “трудными”. Хочу поделиться опытом работы.

Мне дали классное руководство в 7 классе. Формально класс был сплочённым, в классе было много отличников, ударников, неуспевающих не было. Но на самом деле у учащихся был очень низкий интеллектуальный уровень. Причины этого:

1. Был запущен сенситивный период развития (от рождения до 8 лет). Родители не обратили внимания на развитие ребёнка.

2. Дети были из семей колхозников. Родители не знали, что с детьми нужно работать ещё до школы. Они также не умели направлять учебную деятельность своего ребёнка.

3. В начальных классах часто менялись учителя.

4. Обучение с 6 лет вводилось впервые, и молодая учительница не знала, как работать с шестилетками. А программа была слишком трудная для неподготовленных сельских учеников; т.к. они не ходили в детский сад.

5. Авторитарность предыдущих педагогов оставили свой след, т.к. команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими движениями.

Учащиеся школы из разных деревень. Некоторые ученики были из неблагополучных и неполных семей. В классе был второгодник , который стоял на учёте из-за участия в краже; а также ученик из районного центра, который не ладил с учителями своей школы и родителями. Родители собирались разводиться. Мальчик жил у бабушки в соседней деревне.

В класс прибыл ещё один “опытный” во всех отношениях ученик из города, который жил у бабушки с дедушкой. Он уже в летние каникулы дружил с деревенскими ребятами и передавал свой отрицательный опыт.

Были в этом классе и сироты, стеснительные замкнутые мальчики , отец одного умер, а мать часто болела.

В первое время было невыносимо трудно. В классе появился неуспевающий по многим предметам - (второгодник); отличников не стало. Всего два ударника. Я не ходила по предметникам с просьбой “подтянуть” того или иного ученика. Родителей беспокоили оценки, а о знаниях и способностях своего ребёнка они почему - то не думали. Учителя жаловались на учеников, жаловались, что учащиеся не учат уроки, учатся плохо. И это повторялось изо - дня в день. Каждую субботу на общешкольной линейке отрицательно говорили о нашем классе. Дирекция упрекнула меня в том, что я распустила класс. Родители “учили” меня работать с классом: предлагали вести “чёрную книгу”, чтобы записывать “грехи” учеников, как это делала предыдущая классная руководительница.

К середине учебного года в классе стало 18 учащихся: 8 девочек и 10 мальчиков. В классе был особенно трудный ученик . Ещё в пятых, шестых классах он убегал с уроков физкультуры. Учился он плохо, убегал с уроков, не ладил с родителями, убегал из дома, пил, курил, на уроках вёл себя вызывающе. Родители были в отчаянии. Сын иногда не приходил домой ночевать. Трудно было мне, трудно было родителям, трудно было учителям, а ещё труднее было детям. В школе, тогда и в райцентре, не было психологов. Родители “трудных” были в отчаяние. Была в отчаянии и я. Что делать? Не хватало знаний практической психологии. Литературы на психологические темы было мало. Пришлось читать то, что имелось в школьной, сельской библиотеке и перечитывать то, что имелось в личной. Выписывала “Педагогический факультет”, “Воспитание школьников”, “Учительскую газету”. Книги Дейл Карнеги были настольными. Бывало время, хотелось всё бросить, школу, класс и бежать из школы, бежать, куда глаза глядят. Но меня останавливали отчаяние родителей, крик души учеников, которых нужно было услышать!!! Меня тревожило будущее трудных учеников. Понимала, что никто, кроме меня, не сможет изменить класс в лучшую сторону.

Стал вопрос: с чего начать? В первую очередь нужно было добиться, чтобы у учащихся не появилось отвращение к школе, к учёбе. Ведь никому не хочется идти туда, где его всегда все ругают. А это было как раз то, что происходило в школе ежедневно. Одновременно нужно было, чтобы учащиеся поверили в свои силы, что они не хуже других, что они тоже что - то могут .Для этого нужно было поднять авторитет каждого ученика в глазах одноклассников. А это задача была не из лёгких: класс привык ко мнению классного руководителя, выполнять только его команды, самостоятельно не умел мыслить. Надо было, чтобы каждый ученик почувствовал себя значимым, нашёл своё “Я”. Ведь человеку свойственно стремиться показать себя, если не может с хорошей стороны, то покажет с - плохой.

Уже в первый классный час раздала листочки и дала задание: назвать все хорошие качества, которые ты знаешь о каждом однокласснике или однокласснице. Можно анонимно. Учащиеся стали оглядываться по сторонам. Они не привыкли думать самостоятельно. Эта была для них слишком трудной задачей. “Такую трудную задачу нам ещё никто не давал даже по математике”, - признался один из отличников. К концу классного часа только одна девочка могла сдать листочек. На следующий день принесла ещё одна. А одна написала, что не может назвать хорошие качества, т. к. не видит их, что ей легче написать недостатки. Так она и сделала. Остальные учащиеся не справились с заданием.

Я знала, что нужно было научить учащихся уважать себя и увидеть достоинства других. Для этого нужно было провести много классных часов, диспутов, чаепитий. Но главная задача состояла в том, чтобы защитить детей , защитить их от чрезмерной критики учителей, защитить их, если нужно, даже от своих родителей. Ведь учителя жалуются родителям. На селе каждый знает каждого, стоит увидеть на улице кого - то из родителей… . А родители, в свою очередь, начнут ругать своих детей. Я стала “адвокатом” своих учеников. За советом обращалась к директору школы. Он терпеливо выслушивал меня. Его помощь в основном состояла в том, чтобы не навредить моей работе неосторожными замечаниями в адрес моих учеников, которые, к сожалению, я часто слышала от большинства членов коллектива. Позже я делилась с ним маленькими победами своей кропотливой работы, которую я проводила шаг за шагом. Он помогал мне тем, что делился наблюдениями и говорил об изменениях учащихся в лучшую сторону. На жалобы коллег отвечала: “Да я с Вами вполне согласна, но, к сожалению, у меня нет волшебной палочки, с помощью которой я сиюминутно могла бы превратить своих “золушек” в “принцесс”, “гадких утят” в лебедей.” Они ждали, что я приму строгие меры наказания. А когда слышали такой ответ, были ошеломлены. Смотрели на меня, как на ненормальную. Скоро перестали жаловаться.

Передо мной стояла ещё одна важная задача - повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. До занятий в школе проводила консультации по тем предметам, которые учащимся давались трудно; объясняла задачи по физике, математике. Иногда приходилось за помощью обращаться к предметникам. На классных часах проводила разные игры, способствующие интеллектуальному развитию; проводила диспуты, непринуждённые беседы на нравственно - этические темы. Играли в шашки и шахматы. В переменах и до начала занятий учащиеся могли читать газеты и журналы. Специально для них выписывала “Советский спорт”, “Спортивную жизнь России”, “Физкультуру и спорт”, “Молодёжь Татарстана”. Позже некоторые учащиеся сами стали выписывать “Спортивную жизнь России”. На уроках английского языка и на классных часах обсуждали те или иные поступки героев телесериалов. Например, что толкает Августо на преступление в телесериале “Девушка по имени судьба”? Что бы вы делали на его месте? Обсуждали разные события, случаи, происходящие вокруг, давали им свои оценки. Для воспитания нравственности играли в “Нравственное лото”. На столе ромашка из бумаги. Учащиеся сидят вокруг стола. На лепестках - ситуации и возможные ответы на них. Учащиеся по очереди “отрывают” лепесток, читают вслух ситуацию и ответы на них. Даётся несколько минут на размышление, и ученик отвечает, может предложить свой вариант ответа. Далее обсуждаем ситуацию вместе. Последнее слово за учителем. На лепестках ситуации на самые разные темы: употребление алкоголя, курение, дружба, любовь и т. д. Вот один пример. Ситуация: “Ты заметил, что твой друг (одноклассник) курит и скрывает это от родителей. Курение вредно, и тебя это беспокоит. Как ты поможешь другу?

1. Раскажешь об этом его родителям, тем самым можешь испортить отношения с близким другом.

2. Раскажешь классной руководительнице.

3. Серьёзно поговоришь с ним о вреде курения.

4. Посоветуешься со своими родителями, прося помощи.

Подобные ситуации заставляют учеников думать, выбирать, развивается мышление, ученик не может искать помощи со стороны, приходится думать, хочет он этого или нет. Такая форма работы способствует воспитанию нравственности и очень эффективна:

  1. участвуют все ученики (столько лепестков, сколько учеников);
  2. работа ведётся в форме игры, учащиеся не утомляются;
  3. все ученики думают, в каждой ситуации участвуют все;
  4. раскрываются некоторые положительные стороны ранее незаметных учеников;
  5. учащимся не даются домашние задания, такие, как выучить, приготовить и т. д.
  6. учащиеся узнают мнение классного руководителя - старшего товарища.

Для развития творческого мышления объявляла конкурсы на лучшую идею проведения того или иного мероприятия. Такие формы работы способствовали лучшему узнаванию учениками друг друга. Стеснительные могли показать себя лучше, чем ожидали их одноклассники. Всё это способствовало формированию классного коллектива.

Второй этап работы состоял в том, чтобы показать класс на уровне школы, поднять его авторитет. Ведь вся школа привыкла видеть его только с плохой стороны. А как это сделать? Учёбой они не могут, она даётся им с трудом… Внеклассное мероприятие! Тщательно подготовились к школьному осеннему балу. Тут помогли и артистические способности стеснительного ученика. (О его способностях я узнала, посетив ученика на дому). Класс занял 1 место. Наше выступление всем понравилось! Эта была сенсация! Ученики поверили в свои силы, поднялся авторитет класса!

Начался третий этап работы - показать учащихся в учёбе. Это была трудная задача т. к. большое количество общешкольных внеклассных мероприятий с большим объёмом домашних заданий (болезнь сельских школ) отнимали время, которого у нас и так не хватало! Мы отказались от одного, т.к. по закону классный руководитель имеет право отказаться от внеклассной работы, если она не вписывается в план его работы. Это вызвало недовольство со стороны других классных, и, конечно, дирекции школы. Но запретить нам не могли. Не могли дать выговор и мне. Но чтобы досадить мне, объявили благодарность другим классным руководителям с занесением в трудовую книжку, чего не делали раньше, позже тоже.

Мы успешно выдержали и этот экзамен. У нас было больше времени на подготовку домашних заданий. Постепенно появилось заметное улучшение в учёбе и поведении класса. Учащиеся стали серьёзнее. Они уже кончали девятый класс. После получения аттестатов о неполном среднем образовании решили провести вечер у костра. Директор дал нам разрешение. А завуч, педагог с большим стажем и опытом работы, испугался, что мои ученики устроят выпивку. “Один твой ученик чего стоит, Вы не сможете справиться с классом”. На его опасения директор ответил с улыбкой: “Класс надёжный. А М. уже не тот М., которого мы знали раньше, он уже серьёзный парень”. Мы весело встретили рассвет у костра без всяких спиртных и курева.

За 5 лет совместной работы мы успели сделать очень многое. Активно участвовали во всех мероприятиях школы и занимали призовые места. Юноши занимались спортом, играли в футбол, некоторые занимались тяжёлой атлетикой, занимали призовые места на районных соревнованиях; выступали в составе сборной школы и выигрывали команды других школ. Мы также оказывали постоянную помощь районному лесничеству, помогали ветеранам. Помогали одиноким старикам пилить, рубить дрова, копать огород, сажать овощи, собирать картошку; помогали родному колхозу во всех сферах сельского хозяйства.

А какие же конечные результаты? 4 ученика по семейным и разным причинам ушли из школы раньше. Один, приехавший из столицы Татарстана, уехал в город. По моему совету, он поступил в театральное училище и успешно окончил его. Из 14 учеников 4 поступили в высшие учебные заведения и успешно заканчивают их. Один, бывший “трудный”, окончил педколледж.

Как же мы всего этого добились? Я не жаловалась родителям, не “работала с дневниками”, т. е. не требовала от учащихся, чтобы все двойки, тройки были проставлены в дневниках, не требовала подписи родителей. Дневник нужен для записи домашних заданий. А отметки могут навредить ученикам недисциплинированных родителей. Я так же не читала мораль, нотации. Подросткам они не нравятся, они сделают обратное. Нотации заменяла непринуждёнными беседами. Садилась рядом с учениками, образуя полукруг, и, как бы случайно, заводила разговор, обсуждая то или иное событие. Учащиеся не замечали, что их воспитывают, но воспитательный процесс шёл. Обращалась с ними как со старшими, внимательно выслушивала их. Их мнение не всегда могло совпадать с моим или мнением других учителей. Ведь люди по природе разные, в этом есть своего рода красота. Прощала учащихся за “грехи”, человеку свойственно ошибаться. Вела себя везде: дома, в школе и на улице одинаково просто, естественно. Не надевала маску “учителя” в школе. В беседах с детьми старалась показать преимущества жизни без спиртных и курения. Многочисленными примерами из жизни своих родственников и знакомых, примерами из журналов “Твоё здоровье”, “Факультет здоровья” доказывала, что можно обойтись без них. В США и многих других странах мира даже свадьбы справляются без спиртных. Постепенно учащиеся стали думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о роли спиртного и курения по - другому. Они по - новому увидели окружающий мир. В своей работе использовала материалы газет и журналов. Моими настольными книгами стали книги Карнеги и “Книга о воспитании” Каюма Насырия, которая состоит из многих пунктов. Каждый пункт можно использовать на одном или нескольких классных часах. Также использовала притчи и пословицы. Народные пословицы - это мораль, этика поведения, сжатые в формулы. В них накоплен вековой опыт нашего и других народов. Испокон веков, из поколения в поколение люди передавали свой опыт в виде пословиц. Они кратки, но очень богаты по содержанию. Их надо осмыслить, расшифровать, т. е. расширить, добавив примеры из жизни. Эти формулы - правила поведения на каждый день - оставленные нам в наследство от наших предков, имеют очень большое значение.

При работе с классом руководствовалась девятью принципами Дейл Карнеги:

1. Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинства человека.

2. Указывайте человеку на его ошибки косвенным образом.

3. Прежде чем критиковать другого человека, говорите о собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать прямые приказан