Педагогический анализ в ДОУ

Разделы: Администрирование школы


В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Непосредственно на результаты работы ДОУ воздействовать нельзя. Это возможно опосредованно , через изменения в содержании или организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогического анализа различий в результатах и социальном заказе .

Выполнение Государственного Стандарта в области дошкольного воспитания и образования становится возможным при соблюдении трех психолого-педагогических условий деятельности ДОУ :

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ : Реализация образовательной программы, утвержденной Министерством образования России.

Педагог должен понимать, что каждый ребенок ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, учреждение ГОСУДАРСТВЕННОЕ и он несет ответственность перед государством за реализацию программы в полном объеме качественно, а не количественно; в темпе, необходимом для данной группы детей.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ: Наличие компетентного, грамотного, творческого педагога, который значим и любим каждым ребенком данной группы, характер взаимоотношений которого – личностно-ориентированное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ: Создание в ДОУ развивающей, обогащающей и оздоравливающей предметной среды в соответствии с требованиями Концепции по дошкольному воспитанию.

Поэтому система педагогического анализа строится у нас на диагностической основе с учетом:

  • Степени реализации выше названных условий.
  • Степени реализации Программы развития и целевых программ.
  • Степени реализации годового плана.

А.Н. Троян выделяет следующие понятия системы педагогического анализа :

  • наблюдения педагогического процесса,
  • контроль за ходом воспитательно - образовательной работы,
  • педагогический анализ.

Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

Основные функциональные задачи внутрисадового контроля:

  1. Сбор и обработка информации о:
  • эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
  • эффективности реализации образовательных программ;
  • состоянии предметно - развивающей среды;
  • профессиональном уровне педагогов.
  1. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
  2. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.

Принципы внутрисадового контроля:

  1. Планомерность.
  2. Объективность.
  3. Теоретическая обоснованность.
  4. Методическая подготовленность.

Объекты внутрисадового контроля по компонентам деятельности:

  • Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
  • Методическая работа.
  • Инновационная деятельность.
  • Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
  • Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.

Формы контроля (по охвату объектов контроля):

  • Фронтальный
  • Тематический
  • Оперативный
  • Персональный
  • Сравнительный

Формы контроля (по исполнителю):

  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Административный (плановый и внеплановый) контроль

Формы контроля (по используемым методам).

  • Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Наблюдение.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ документации.
  • Самоанализ.
  • Отчет.
  • Видеометод.
  • Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
  • Смотр.
  • Смотр-конкурс.
  • Собеседование.
  • Конкурс.
  • Графический метод анализа результатов диагностики.
  • Метод статистической обработки данных.
  • Оперативный разбор.
  • Ретроспективный разбор.

Формы контроля (по последовательности и периодичности):

  • Предварительный.
  • Текущий.
  • Промежуточный.
  • Итоговый.
  • Эпизодический.
  • Периодический.

Персональный контроль

Для осуществления данного вида контроля мы ежегодно проводим анкетирование педагогов “Таблицы №1” и, используя такие способы управления, как дифференциация и индивидуализация, классифицируем педагогов на следующие группы:

Группа

Качество педагогов

Цель контроля

Исполнитель контроля

1

Компетентность,

профессионализм, новаторство

Уровень продуктивности, изучение опыта работы Самоконтроль,

аттестационная комиссия

2

Мастера своего дела, передовики Эффективность инновационной деятельности, изучение опыта Руководители творческих групп,

Аттестационная комиссия

3

Педагоги “Золотая середина” Методическая помощь Администрация, педагоги 1 и 2 групп

4

“Слабое звено” Методическая помощь, активизация профессиональной деятельности Администрация, педагоги 1 и 2 групп

5

Молодые педагоги Методическая помощь, стимулирование профессионального роста Администрация, педагоги 1 и 2 групп

Алгоритм осуществления внутрисадового контроля :

  1. Составление сетки контроля на год.(Таблицы №2)
  2. Разработка плана контроля на месяц.(Таблицы №3)
  3. Формулирование цели.
  4. Разработка схемы проверки.(Таблицы № 4-10)
  5. Составление справки по результатам проверки.(Таблица № 11)
  6. Принятие управленческого решения по результатам проверки.
  7. Обсуждение итогов контроля на соответствующем уровне.

С учетом того, что “проверять” должна “бумага”, а не человеческие отношения, которые часто являются произволом, разработанные нами схемы (Таблицы 4-10) :

  • являются действенным методом убеждения педагога пересмотреть тот или иной педагогический прием для повышения эффективности работы;
  • способствуют созданию передового педагогического опыта;
  • помогают педагогу произвести самоанализ деятельности, который является мощным фактором роста профессиональной зрелости и мастерства;
  • позволяют упорядочить систему педагогического анализа,

и способствуют переводу воспитательно- образовательного процесса в более высокое качественное состояние.

Литература:

1. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ.пед.вузов.-2-еизд.,стереотип.-М:Издательский центр “Академия”, 1999.-432 с.
2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада .- М.: ООО “Издательство Астрель”,ООО “Издательство АСТ”, 2000г.-208 с: ил.
3. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в дет.саду / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение,1997.-224 с.
4. Из детства в отрочество :Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2002.-143с.

Приложения

Приложение 1.

1. Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога.
2. Оценка инновационного потенциала.
3. Самооценка общественно-педагогической деятельности педагога.
4. Самооценка успешности деятельности педагога.

Приложение 2.

1. Оценка инновационного потенциала.

Приложение 3.

1. Схема плана контроля на месяц.

Приложение 4.

1. Определение эффективности руководства трудовой деятельностью дошкольников.
2. Определение эффективности руководства игровой деятельностью дошкольников.
3. Определение эффективности проведения праздничного утренника.

Приложение 5.

1. Определение эффективности организации самостоятельной детской деятельности.
2. Анализ занятия.

Приложение 6.

1. Определение эффективности проведения режимных моментов.

Приложение 7.

1. Таблица анализа выступления на родительском собрании.
2. Таблица анализа эффективности проведения тренингов

Приложение 8.

1. Схема анализа традиции "Встреча с интересными людьми".
2. Схема анализа проведения вернисажа детских работ.
3. Схема анализа традиции "Утро радостных встреч".
4. Схема анализа традиции "Сейчас узнаем".
5. Схема анализа традиции "Игротека".
6. Схема анализа проведения традиции "Театральная Пятница".
7. Схема анализа традиции "Сладкий час".

Приложение 9.

1. Определение эффективности проведения занятия по физкультуре.
2. Определение эффективности проведения закаливающих процедур.
3. Определение эффективности проведения прогулки.
4. Определение эффективности проведения утренней гимнастики.
5. Определение эффективности проведения физкультурного развлечения.

Приложение 10.

1. Смотр - конкурс групп и кабинетов ДОУ "Золушка".
2. Экспертный лист, нормативно-правовое обеспечение и документация.
3. Экспертный лист, научно- методическое обеспечение и диагностика.
4. Экспертный лист, предметная развивающая среда и ее художественно-эстетическое оформление.
5. Экспертный лист "Выполнение требований инструкций и сохранность имущества и инвентаря".
6. Экспертный лист "Выполнение требований СанПиНа".

Приложение 11.

1. СПРАВКА по итогам контроля.