Ямал сквозь времена. Урок истории в 6-м классе (развивающее обучение и региональный компонент)

Разделы: История и обществознание


Начиная с №1 в журнале “Преподавание истории в школе”, была открыта новая рубрика “История и развивающее обучение”, каждую публикацию которой я жду с большим нетерпением. Ответы на принципиальные вопросы, стоящие передо мной, я обнаружила в статье Сухова В.В., Морозова А.Ю., Абдулаева Э.Н. “Лес проблем и вариант дороги (поиск путей обновления школьного исторического образования)” (Преподавание истории в школе. 2000. №1. с.50–55.) и в целом ряде других публикаций. Я согласна с тем, что главная задача учителя истории – научить детей анализировать историческую информацию для того, чтобы ориентироваться в настоящем с опорой на опыт прошлого. Учитывая то, что история – наука об истоках настоящего, очень важно научиться делать выбор в историческом веере альтернатив. В подходе сотрудников лаборатории “Метар” меня также привлекает то, что знания не представляются как нечто самоценное. Важны не знания, а то какой цели они служат. Я полагаю, что одним из показателей успешности работы учителя является уровень познавательной активности учащихся, повышение которого немыслимо без деятельностного подхода, активных форм обучения.

Итак, разработки и рекомендации представителей лаборатории “Метар” были мною успешно апробированы, в частности по курсу истории России (6 класс). В организации деятельности учащихся по решению учебных задач в действительности самым сложным оказалось формирование умения у учащихся обнаруживать противоречия, формулировать УЗ, а также самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся источник информации. В работе по реализации данной системы мною были использованы:

– “Дневник учителя”, разработанный командой под руководством Сухова В.В., в котором представлены материалы (документы) для исходного противоречия, учебные задачи курса, раздела, урока, план организации учебной деятельности, тезисы к этапу контроля и коррекции;

– История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6–7 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. – М.: Дрофа, 2000.

– Публикации журнала “Преподавание истории в школе” за 2000–2002 гг.

Важной составляющей курса истории является региональный компонент. История края (автономной республики, округа, области, города) – часть истории России, всемирной истории. Мы живем на Ямале. Учитывая тот факт, что здесь живут люди разных национальностей, отсутствует единство культуры, в сознании учащихся необходимо формировать образы “большой” и “малой” Родины. Важно способствовать воспитанию любви к тому краю, в котором живешь, уважения к коренным жителям, их истории, обычаям и традициям. Учитывая это, мною была осуществлена попытка (вслед за представителями лаборатории Метар) реализации принципов развивающего обучения, сформулированных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., в рамках внедрения регионального компонента. Предлагаю вашему вниманию авторскую методическую разработку вводного урока к изучению истории Ямала в рамках курса истории России (6 класс). Его главное назначение состоит в том, чтобы возбудить интерес к дальнейшему изучению истории края.

Тема урока: ЯМАЛ СКВОЗЬ ВРЕМЕНА.

Цель урока: воспитание и развитие человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. В ходе урока учащиеся могут прийти к пониманию того, что залогом успеха и процветания нашего края может быть глубокое знание и бережное отношение к его истории и культуре.

Задачи урока:

– прийти к пониманию необходимости изучения истории Ямала;

– формирование мотивации учебной деятельности через решение УЗ; развитие познавательного интереса; развитие логического, образного мышления, коммуникативной сферы;

– воспитание любви к “малой” Родине, уважения к коренным жителям Ямала, их обычаям и традициям.

Тип урока: вводный к изучению истории Ямала в рамках курса отечественной истории (6 класс).

Структура и основное содержание урока:

I. Вводно–мотивационный этап:

Цель: постановка и мотивация УЗ в ходе совместной деятельности учащихся и учителя.

Методы, приемы: беседа, ТСО (видеопроектор, слайды), наглядность, работа с книжкой Ямал сквозь времена”. (Дидактические материалы разработаны автором). "рис. 1"

Рисунок 1

При разработке данной книжки использовались материалы популярного иллюстрированного очерка истории края с древнейших времен “Ямал: грань веков и тысячелетий” (Изд. Салехард “Артвид”, Санкт–Петербург “Русская коллекция”, 2000).

  1. Беседа о понятии истории:

– Что такое история?

(Наука, изучающая факты прошлого …)

– Значит, история – это “предание старины глубокой”?! Это только вчерашний день, и к нам сегодня, в принципе, отношения не имеет, да?

– Связано ли то, что происходит сегодня с тем, что было прежде?

– Значит, история – это не только наука о прошлом, но и наука об истоках настоящего.

– А если так, то можем ли мы, зная прошлое, лучше разобраться в настоящем, а также хоть чуть–чуть заглянуть в будущее?

– Вообще, символом времени считается дерево. А как, по–вашему, время отражено в образе дерева? (Обращение к образу дерева, желательно типичного для конкретной местности, на Ямале это – сосна).

– Какие части дерева относятся к прошлому, настоящему, будущему?

(Корни – прошлое, ствол – настоящее, крона – будущее.)

2. Постановка учебной задачи:

– Кто из вас знает, какого название полуострова, что дал часть имени нашему округу?

Кстати, в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова означает “Край земли”. Конечно, это ЯМАЛ. "рис. 2"

Рисунок 2

– Знакомство со стихотворением Л. Лапцуя “Рождение Ямала” во вводном очерке книжки “Ямал сквозь времена”. "рис. 3"

Рисунок 3

– Сопоставление 2 тезисов (прошлое и будущее ЯМАЛА) при работе с книжкой. В результате анализа выводится УЗ: взглянув на Ямал сквозь времена, давайте попытаемся выяснить, что может явиться залогом успешного развития и процветания нашего края. "рис. 3"

II. Этап собственно учебной деятельности:

Цель: попытка решения учебной задачи (УЗ) при помощи учебно–продуктивных действий (учитель – консультант, помощник).

Методы, приемы: работа с текстом, новыми понятиями, логико–структурной схемой, лентой времени, символическими изображениями; использование ТСО (слайды), иллюстрации, решение кроссворда.

1. Знакомство со страницей древнейшей истории. "рис. 4"

Рисунок 4

На карте атласа по истории ЯНАО обозначены 93 памятника, обнаруженные археологами на территории округа, но, несмотря на многочисленные изыскания, еще существует множество загадок и им еще предстоит пролить свет на далекое прошлое нашего края.

2. Аборигены Ямала работа с текстом, новыми понятиями, логико–структурной схемой, лентой времени, символическими изображениями, заданиями. "рис. 5"

Рисунок 5

3. "Ненцы". Анализ текста, схем, иллюстраций, обсуждение по вопросам. "рис. 6"

Рисунок 6

(Анализ хозяйственной деятельности, традиций, одежды, жилища, верований).

– Какой главный вид хозяйственной деятельности характерен для ненцев? (Оленеводство).

– Что олень давал людям для жизни? (Мясо, шкуру для одежды, сухожилия для ниток, кости и рога для украшений, деталей, свежую кровь, т.е. лекарство от цинги).

– Какие еще виды хозяйственной деятельности существуют у ненцев?

– Традиционная одежда (дополнения учителя): малица – глухая одежда с капюшоном из оленьей шкуры мехом внутрь. Она имеет пришитые рукавицы. Поверх ее – маличная рубаха из сукна (от грязи и сырости). При морозах – совик – глухая одежда с капюшоном мехом наружу. Женская шуба – паны имела разрез спереди. Шилась из двух слоев оленьего меха (внутрь и наружу). Воротник из песца, лисицы с длинной затылочной частью, к которой прикреплялись металлические украшения (от ветра, злых духов). Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу с обувью. Такую одежду носили до 4–5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа.

– Верования – поклонения различным духам.

Важный дух – Нум (дух неба). Ему весной и осенью приносили в жертву белого оленя. Прочно сохранились культы духов–хозяев:

– Я–ерв (хозяин земли); ид–ерв (хозяин реки); пэдара–ерв (хозяин леса) и другие. Под землей – дух Нга (дух болезни, смерти).

4. Ханты. Селькупы. "рис. 7"

Рисунок 7

Задание: проанализируйте схемы и предположите, какие виды хозяйственной деятельности свойственны ханты и селькупам?

– Главное занятие ханты–рыболовство. На огромное его значение указывают названия (месяц вскрытия Оби, месяц щокура и др.), охотничий промысел также был важен. Между ханты и ненцами существуют различия в одежде, жилище (чум и полуземлянка), верованиях, занятиях. Но есть и множество общих черт, которые сложились в результате соседства на протяжении веков.

– Селькупы зимой занимались охотой, весной начиналось рыболовство, оленеводство имело в основном транспортное значение. Немаловажно собирательство.

5. Переход к блоку “Ямал в XX веке”. "рис. 8"

Рисунок 8

– Отдельной страницей нашей истории (округа) является освоение русскими. В “Повести временных лет” Нестора зафиксировано, что к ХI веку известны пути за Урал. Во второй половине ХI века зауральские племена были данниками Великого Новгорода. Затем были походы московских князей. Этапным был поход Ермака в западную Сибирь, после которого был отстроен Обдорск (Салехард), что открыло русским купцам и царскому правительству путь в тундру. С этого времени территория современного ЯНАО вошла составной частью в Российское государство.

  • Анализ текста, беседа по вопросам (в чем суть предположения Козлова В., кто такой Подшибякин В.Т.? и т.д.).

Фиксация учителя: в результате открытий геологов, потребности СССР в углеводородах, на смену традиционному, аграрному хозяйству приходит бурное развитие газонефтедобычи.

6. Решение кроссворда “Города ЯНАО”. Учитель вносит дополнения в характеристики городов, подчеркивая отличительные особенности каждого. "рис. 9"

Рисунок 9

По горизонтали:

3. Город в переводе с языка ханты означает “семь лиственниц”. (Лапыт–Нангк, Лабытнанги; недавно отметил 25–летие).

4. Крупнейший город ямальских газодобытчиков – в 2000 г. отметил 25–летие (основан 18 августа 1975 года). (Новый Уренгой).

5. Город, названный в честь человека, под руководством и при участии которого Западная Сибирь превратилась в крупнейший нефтегазодобывающий регион страны. (Назван в честь В.И. Муравленко – I начальника “Главтюменьнефтегаз”. БуровикЛевин Г. о нем сказал: “В каждой капле тюменской нефти есть его сердце” (2000 год – 15–летие г.Муравленко)

7. Самый молодой город Ямала (этот статус присвоен в декабре 1996г.) (Губкинский).

По вертикали:

1. Единственный город в мире, расположенный на Полярном круге. Столица ЯНАО (В Книге Рекордов Гинеса сказано, что это единственный город на Полярном Круге, на берегу самой широкой в мире реке Обь; на побережье самого маленького Северного Ледовитого океана. В прошлом – Обдорск, был основан в 1595 году. Самый старый город на Ямале, город с самой богатой историей). (Салехард).

2. Самый крупный город нефтяников округа. (Образован в апреле 1982 года). (Ноябрьск).

6. Старейший город ямальских газодобытчиков (город – живая легенда, образован в марте 1972 г., в 1997 г.–25– летие). (Надым).

III. Этап контроля и коррекции:

Цель: обобщить полученные на уроке знания и попытаться решить УЗ.

Методы, приемы: тест с альтернативными ответами, обсуждение его результатов; обращение к УЗ попытка ее решить “с налету”, используя ТСО (слайды при помощи видеопроектора), иллюстрации, наглядность (образ дерева), итоговое обобщение учителя; д/з – творческое (альтернативное).

1. Тест “Верно ли, что…” (результаты фиксируются, затем обсуждаются, учащимся необходимо аргументировано обосновать свой ответ)

1) Коренные народы полностью приспособились к суровым условиям Севера, их культура основана на неразрывной связи человека и природы. (Да)

2) История Ямала полностью известна современным ученым–археологам. (Нет)

3) Традиционное хозяйство коренных народов безнадежно устарело и ему на смену должно прийти повсеместное развитие газонефтедобывающей промышленности. (Нет)

4) Для сохранения малых народов Севера необходимо сохранять и возрождать традиционные виды хозяйства, культуру. (Да)

5) Главная ценность Ямала – газ и нефть. (Нет)

2. Попытка решения УЗ урока. (Собеседование)

3. Обобщение (эмоциональное слово учителя, слайды, обращение к образу дерева, иллюстрациям и тексту книжки). "рис. 10 – 11"

Рисунок 10

Рисунок 11

Конечно же, наш край богат не только газом и нефтью, но и замечательными памятниками глубокой старины, удивительной культурой коренного народа, талантливыми и трудолюбивыми людьми.

Сила любого растения (обращение к образу дерева) зависит от его корней, духовное благополучие народа от глубины его исторической памяти. На протяжении тысячелетий Ямальская земля принимала людей и становилась их домом. Здесь переплетались языки и культуры. Огромная равнина тундры знала и чум ямальских кочевников и эта самая тундра приняла на себя города из бетона и стали. Если мы с вами будем любить свой край, знать его историю, то всем найдется место на ямальской земле, тундра всех нас объединит для будущего. А будущее нашей “малой” Родины зависит от каждого из нас.

4. Домашнее задание (по выбору):

– составить рассказ “Ямал сквозь времена” с использованием знаний, полученных на уроке;

– написать письмо другу (о родном городе, о прошлом, настоящем и будущем Ямала).

Использованная литература

I. История и развивающее обучение.

1. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. Дневник учителя. История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Дрофа, 2000.
2. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев и др. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6–7 кл.: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2000.
3. В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев // статьи в журнале “Преподавание истории в школе” № 1, 3, 4, 5, 7, 10 / 2000 г.; № 2, 7 / 2002 г.

II. История Ямала.

а) основная:

1. Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. “Екатеринбург”, 1999 г.
2. Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала. Тобольск – Яр–Сале, 1992.
3. Деревянченко А.А. ЯНАО – субъект РФ. Салехард, 1997.
4. Знакомьтесь, Ямал! С.–П., “Русская коллекция”, 1998.
5. Исторический атлас ЯНАО. Москва, 1999.
6. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск, 1999
7. Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард, С. – П., 2000г.
8. Ямальский меридиан. Историко–культурный научно–популярный журнал. № 1, 5–10 / 2000 г.

б) дополнительная:

1. Бабаскин Ю. Люди, которых люблю. Екатеринбург, 1999.
2. Гецевич И. Город, где согреваются сердца. Екатеринбург, 2000.
3. Дудников Н. Пуровский вариант. Москва, 1996.
4. Живут в Муравленко дети. Изд. “Баско”, 2000.
5. История освоения. http: www.yamal.ru / new/ obinfo 02.htm.
6. Космос севера. Сборник статей. Тюмень, 1996.
7. Курганова М. Дом на брусничном стойбище // Граждановедение, №№ 14–15,98.
8. Любимый город! Четверть века… Изд. “Аркор”, 2000.
9. Материалы научно–исследовательской конференции по итогам полевых исследований 1999 // Научный вестник. Вып.3. Арх. и этногр. Салехард, 2000.
10. Мутный А. Люди Севера. Кто они ? 1995.
11. Наш город №№ 32, 34, 37/ 2000; №№ 12–13, 31 / 2001.
12. Окно на Север. Альманах. Надым, 1997.
13. Сонина Н. Сохранение малых народов Сибири – национальный интерес России. Реферат. Муравленко, МОСШ №2, 1997.
14. Тутутина П.Г. По тропам моих предков и моего детства. “Баско”, 2000
15. Ямало–Ненецкий округ за 40 лет. Статистический сборник. Салехард, 1971.
16. Ямало–Ненецкий окружной краеведческий музей им. Шемановского. 1996.