Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация коррегируемых звуков в диалогической речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

1. Коррекционная автоматизация звуков в связной речи:

  • развивать интонационную выразительность чтения:
  • развивать слуховое внимание:
  • развивать логическое мышление, память;
  • развивать моторику пальцев рук.

2. Образовательные:

  • расширять запас слов лексического словаря;
  • учить обобщать.

Оборудование: игра-лото: “Сказки А.С.Пушкина”, “рыбки”, зеркало, белка, яблоко, удочки, ширма, магнитофон, султанчики.

Предварительная работа (с воспитателями совместно): знакомство с творчеством А.С. Пушкина, чтение, аудио-прослушивание сказок А.С. Пушкина, заучивание наизусть отрывков.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: – Сегодня, ребята, мы встретимся с вами с героями сказок А.С. Пушкина.

  3. Совершенствование дифференцированного “вдох-выдоха”. Игра “Дует ветерок”
  4. Логопед: – Возьмите в руки султанчики, сделав глубокий вдох носом, выдох через рот, покажите, как “дует ветерок на море. (Дети выполняют задание) – звучит музыка (тихо).

    Логопед:

    – Раз он в море закинул невод, –
    Пришел невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод, –
    Пришел невод с травою морскою.

    В третий раз закинул он невод, –
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, золотою

    (показ игрушки – “рыбки” из-за ширмы)

  5. Развитие пальцевой моторики.

Игра “Рыбаки”

Логопед: – И молвит рыбка человеческим голосом: (из-за ширмы)

  • Ребята, потяните и вы за удочки, может и вы поймаете “золотую” рыбку. (Дети наматывают нитки на конец удочки и вытягивают “рыбку”)

Логопед: – Ай, ребята, посмотрите, а к хвостикам ваших рыбок что-то прикреплено.

(Дети раскрывают конверт).

Рыбка (из-за ширмы): – Ребята, выполните мое задание: – составьте картинку из 8 частей;

  • назовите эту сказку;
  • прочитайте отрывки из этой сказки.

(Дети составляют “целое”)

  1. Автоматизация корригируемых звуков в отрывках стихотворной формы.

(Ребенок держит в руках “рыбку” и читает):

“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море”.

    (Ребенок выпускает рыбку)

2-й ребенок:

– “Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше то совсем раскололось”

Логопед: “А что у тебя в руке? (Oбращаясь к ребенку).

Ребенок: Зеркало.

1-ый ребенок:

– “Здравствуй, зеркальце! Скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”

2-ой ребенок:

– “Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленой дубравы,
У семи богатырей
Та, что всех тебя милей”

Логопед: – “Ребята, отрывок из какой сказки вы прослушали сейчас?

(“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

Физкультминутка (магнитофонная запись “Звуки ветра, бури”) Дети имитируют колышущие кроны деревьев”.

Логопед: 

– “Ветер весело шумит,
“Судно весело бежит…”

1-ый ребенок:

“Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Kуда?
Ладно за морем иль худо,
И какое в свете чудо?”

2-ой ребенок (в руке белка):

“… Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд…”.

Логопед: – Назовите эту сказку.

“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановече и о прекрасной царевне Лебедь”.

5. Развитие речевого слуха. Обобщение (исключение) предметов.

Словесная игра “Продолжи за мной…”

Рыбка (из-за ширмы) – “Подойдите к своему столу; свой стол вы узнаете по цвету хвоста вашей рыбки (на столе картинка с соответствующей рыбкой).

  • “Выберете себе тот предмет, игрушку, которая встречается в вашей сказке, отрывок из которой вы читали. (Дети отбирают: наливное яблоко, зеркало, белку, орешки, рыбку).
  • Логопед: – “Продолжи мою цепочку: яблоко, груша, …, … это – фрукты.

– белка, заяц, …, … это дикие звери

– щука, ерш, …, …, это – рыбы

– корыто, миска, таз, ведро. Что лишнее здесь?

6. Рефлексия. Психотерапия.