Открытый урок по теме: "Водоросли, лишайники, мхи, папоротники"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с древнейшими представителями растительного мира;
  • учить сравнивать, выделять сходства, различия;
  • совершенствовать навыки чтения, выделять главное, расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование.

  • Плакат “Части растений”
  • Учебник “Окружающий мир”
  • Гербарий “Папоротники. Сфагнум мох. Лишайник ягель/олений мох”.
  • В.В.Петров “Растительный мир нашей Родины” (сфагнум, лишайник ягель).
  • М.Марковская “Уголок природы в детском саду” (о папоротнике).

I. Организационно - психологический момент начала урока.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Повторение

– Скажите, ребята, что нас окружает? ...

– Как все это называется? (Окружающий мир, природа)

– Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)

– По каким признакам мы относим предметы к живой природе?

Рождение;
дыхание;
питание;
рост;
движение;
старение и умирание.

– Что необходимо для существования живой природы?

Свет,
тепло,
вода,
воздух.

– Ученые делят всю живую природу на группы и называют их царствами.
Назовите их.

Царства живой природы

растения

животные

грибы

бактерии

III. Основной этап урока.

Сегодня на уроке мы будем вести разговор о царстве растений.

– Какие растения есть в нашей местности? Что вы о них знаете? (Береза, сосна, черемуха, шиповник, подорожник)
– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? Чем они различаются? (Части растений)
– Какие части можно выделить в строении растений?

Работа по таблице.

– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений в зависимости от их строения они объединили в классы или группы:

водоросли –
лишайники –
мхи –
папоротники –
хвойные –
цветковые –

Работа по рисункам учебника стр. 128 - устно.

Учащиеся называют растение и пытаются определить, к какой группе оно относится.

– Дальнейшее изучение растений поможет вам выяснить, правы вы или нет.

– Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах или на нижней стороне места (как у папоротников).

Первые растения появились в воде это водоросли. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет.

Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).

Работа с учебником. Стр. 129, 2 абзац – чтение вслух. Что узнали о водорослях?

1) Древнейшее растение;

2) нет корня, стебля, листьев, цветов и плодов.

Работа с учебником. 3 абзац – чтение вслух.

– Водоем “зацвел” – что это значит? Что такое тина?

IV. Физминутка:

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали ( ходьба)
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, ( руки в стороны)
Крыльями махал и
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

V. Продолжение основного этапа.

– Лишайники – следующая группа.

Работа с учебником, стр. 130  – прочитать самостоятельно.

– Что узнали о лишайнике?

а) соединились гриб и водоросль;
б) разные по цвету, форме;
в) так же нет корня, стебля, листьев и цветков.

– Вот как он выглядит! Показ гербария.

Сообщение учащегося:

Лишайник ягель, или олений мох (Cladonia rangiferina).[1]

Это один из самых крупных наших лишайников, высота его достигает 10-15 см. Отдельное растение ягеля напоминает какое-то причудливое дерево в миниатюре - у него есть более “толстый”.ствол, поднимающийся от земли, и более тонкие извилистые “ветви”. И ствол и ветви к концам постепенно становятся тоньше и тоньше. Кончики их почти совсем сходят на нет, они не толще волоса. Если положить на чёрную бумагу рядом несколько таких растений, получается красивое белое кружево.

Ягель имеет беловатую окраску. Она обусловлена тем, что основную массу лишайника составляют тончайшие, бесцветные трубочки - гифы гриба. Но если посмотреть под микроскопом поперечный разрез главного “стебля” ягеля, мы увидим не только грибные гифы. Близ поверхности “стебля” выделяется тонкий слой из мельчайших изумрудно-зелёных шариков клеток микроскопической водоросли. Ягель, как и другие лишайники, состоит из гиф гриба и клеток водорослей.

Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он твердеет и становится очень хрупким, легко крошится. Достаточно, малейшего прикосновения, чтобы от лишайника отломились кусочки. Эти мельчайшие обломки легко переносятся ветром и способны дать начало новым растениям. Именно с помощью таких случайных обломков в основном и размножается ягель.

Ягель, как и остальные лишайники, растёт медленно. Он увеличивается в высоту, лишь на несколько миллиметров в год, хотя размеры его достаточно большие. Из-за медленного роста ягеля одно и тоже тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд, приходится всё время переходить на новые участки. Если олени в тундре съедают ягель, на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени (10-15 лет).

Ягель имеет большое народнохозяйственное значение. Он, как известно, служит одним из важнейших кормовых растений для олений в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.

– Водоросли и лишайники растения - долгожители: они могут жить сотни, а иногда и тысячи лет.
Геологи используют лишайники при определении возраста древних горных образований. Растут лишайники очень медленно: за год не более чем на 8мм. Вот на столько. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.

– Что узнали? (Нет корня и цветков).

– Мхи и лишайники чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают.

– Где растут мхи и лишайники? О чем это свидетельствует?

Показ гербария.

Сообщение учащегося.

Сфагновый мох. [1]

Сфагновый мох – удивительная живая губка. Он отличается черезвычайной влагоёмкостью и способен поглотить в 25-30 раз больше воды, чем весит сам в сухом состоянии. Если сильно сжать в руке пучок мокрого сфагнума, из него вытечет очень много воды. Такая необыкновенная влагоемкость объясняется тем, что основную массу растения составляют мельчайшие клетки-резервуары, способные легко наполняться водой. Когда вода испаряется, клетки заполняются воздухом и сфагновый мох становится очень легким, почти невесомым. Меняется при этом и его окраска из зеленоватого он становится почти белым. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж бревен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагновый мох имеет и ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на бактерии. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны и, кроме того, оказывает обезораживающее действие.

– Посмотрите в классе на окно. Что это за цветок? Это представитель группы папоротники.

Работа с учебником, стр. 131, учебник  – чтение вслух. Показ гербария папоротника.

– Что узнали? (Нет цветков)

- В тропических лесах высотой до 30м.

– Из него образовался каменный уголь. Вопросы стр. 132. Сообщение учащегося о комнатном растении папоротнике.[2]

VI. Итог.

– С какими группами растений познакомились на уроке?

– Что нового и интересного узнали?

– А теперь, давайте заполним нашу “Шкалу участия” в уроке.

У каждого ученика табличка, где он цветом отмечает свою “включенность” в урок. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.

VII. Домашнее задание.

1) стр. 128-132 прочитать
2) 1 вариант  – краткое сообщение о хвойных растениях; 2 вариант  – о цветковых растениях.