Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок математики: "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля"

Разделы: Преподавание математики, Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии


Цель: создание условий для приобретения знаний учащимися о числе 0, цифре 0 и его свойствах.

Задачи:

1) изучить число 0 и его свойства;

2) научиться обозначать число 0 цифрой 0;

3) учиться анализировать и обобщать в результате действий с “мешками” и

4) геометрическими фигурами;

5) формировать отношения к “другим людям”: товарищество, вежливость, дисциплинированность.

Материалы демонстрационные:

Набор цифр на магнитах;  набор геометрических фигур на магнитах; “мешки”

Материалы раздаточные:

Линейки; “мешки”; наборы геометрических фигур; касса цифр; светофоры (сигналы обратной связи).

 Ход урока.

I. Организационный момент:

1) проверка готовности к уроку;

2) создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.

- Пожелайте друг другу удачи на уроке.

(Дети хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями)

II. Актуализация знаний.

- Проведём разминку ума. Игра “День и ночь”.

(Дети закрывают глаза и кладут голову на локоток (“ночь”), учитель диктует цепочку и записывает пример на доске: 9-7+3+2-6+2+5+1. Затем дети открывают глаза (“день”) и показывают свои варианты ответа, используя цифры на карточках.)

- Проверим решение примера по числовому отрезку.

- Почему я задумала это число? (Сегодня девятый день зимы.)

- Что вы знаете о числе 9?

- Придумайте выражения, где уменьшаемое 9.

(Дети называют числовые выражения: 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5, 9-6, 9-7, 9-8, 9-9 и показывают их значения, используя цифры на карточках.)

III. Постановка учебной проблемы.

- Чему равно значение выражения 9-9?

(Ничего не останется, 9.)

- Вы смогли выполнить задание? (Не получается.)

- Почему не получается?

(Не знаем какой цифрой обозначается отсутствие предметов.)

- Чем это задание не похоже на предыдущие? (Раньше не вычисляли такие выражения.)

- Какой возникает вопрос?

(Какой цифрой обозначается отсутствие предметов?)

 IV. “Открытие” детьми нового знания. (Работа в учебнике на с. 30)

– Сколько было листиков на ветке? (4)

- Что произошло? (Ветер сорвал все листики.)

- Сколько точек на кости домино? (Нет ни одной.)

- Сколько предметов в “мешке”? (Ни одного.)

- Какое число обозначает отсутствие предметов? (Число 0.)

- Сформулируйте вопросы, чтобы ответом было число 0?

(Дети светофором контролируют правильность поставленного вопроса.)

- Как вы думаете, где на числовом отрезке нужно поставить число 0?

- Число 0 обозначаем цифрой 0.

(Учитель читает стихотворение С. Маршака и показывает рисунок.)

Цифра вроде буквы о-

Это нуль иль ничего.

- Что напоминает цифра 0? (Колесо, руль и т.д.)

- Внимательно посмотрите, как пишется цифра 0.

(Учитель с комментированием показывает написание цифры 0. Дети прописывают цифру 0 на с. 31.)

ФИЗМИНУТКА

– Это число необычное и у него есть свои свойства. На с. 30 найдите задание 1, прочитайте запись. (3+0)

- Как вы думаете, чему равен результат? Покажите, используя карточку.

- Пров