Ты и твоя семья (урок естествознания в 1-м классе - "Школа 2100")

Разделы: Начальная школа


Тема: “Ты и твоя семья”

Цели:

  • Создать условия для формирования понятия значения дома и семьи в жизни человека.
  • Способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность гармоничных и гуманных взаимоотношений в коллективе и семье.
  • Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование и ТСО:

  • магнитофон, кассета с записью песни “Улыбка”, карточки с пословицами, иллюстрации, художественная литература на тему “Дом и семья”, схемы, словарь С.И. Ожегова, учебник.

Форма работы: в парах.

Структура урока - “дробная”, т.е. включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей: беседа, изобразительная деятельность, конструирование на магнитной доске (общей композиции крестьянского дома с подворьем), “рис. 6”, игра.

рис. 6

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация полученных знаний.

  • Вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках. Что же это за помощники, которые помогают нам в жизни? (Память, ум)
  • Какова их роль?

Вывод. Благодаря памяти и уму мы понимаем окружающий мир.

II этап. Введение в работу – создание эмоционального настроения.

Настрой.

  • Возьмите себе в правую руку память, а в левую много ума и “положите” себе в голову.
  • Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя любовь, добро, мир.
  • Какое у Вас сейчас настроение?
  • На что оно похоже: на солнышко или темную тучу? (Тучу уберём с доски, а солнышко оставим, рис. 1).

рис. 1

III этап. Введение в тему.

  • Отгадайте загадки.
  1.  
  2. Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    а порой такой красивый
    кружевной и синий – синий!

    ( Небо)

  3. Стоит бычище – проклеваны бочища. ( Изба, дом )

От высокого неба, одного на всех, ведет нас русская загадка к Дому – священному месту.

Нарисуйте на листах свой дом. Покажите их. ( Грамзапись )

Из детских рисунков создается выставка. По желанию они могут рассказать о том, что нарисовали.

Постройте на доске дом из геометрических фигур, рис. 2.

рис. 2

Чтение пословиц (обсуждение в парах).

  1. Мой дом – моя крепость.
  2. Своя хатка – родная матка.
  • Как Вы понимаете их?

IV этап. Сообщение темы и цели урока.

  1. Отгадайте ребус “7я” – “семья” и Вы узнаете тему урока (чтение хором).
  2. Ты и твоя семья.

  3. Прогнозирование.
  • Как Вы думаете, о чем мы будем сейчас беседовать?
  • Наша задача урока выяснить является ли дом и семья самым главным в жизни человека. Подумать о том, как живут самые близкие для Вас люди – родственники.

V этап. Совместное открытие нового.

  • Каждой паре учеников раздаются иллюстрации с изображением семей. Дети высказывают своё мнение.
  • Как назвать группу людей одним словом, изображенных на иллюстрации?
  • На иллюстрациях изображены разные семьи, в каждой свои обычаи, традиции, увлечения ( культура разных народов) .
  • Как Вы понимаете слово – “семья”?
  • В толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение.

1. Объединение людей, сплоченных общими интересами.

  • Наш 1А класс можно назвать семьей? (школьная семья).

2. Группа животных, птиц, растений или грибов одного вида?

  • У животных есть тоже семьи. Помогите малышам найти родителей ( соедините стрелками карточки с изображением животных, рис. 3).

рис. 3

  • Как называются эти животные?

3. Семья – это группа живущих вместе родственников.

  • Кто такие родственники? Человек, который находится в родстве с кем-нибудь ( близкий, дальний ).
  • Составим словарь близких родственников.
  • Кем приходится папа для мамы?
  • Кем приходится мама для папы? (даются определения)
папа (муж) тётя
мама (жена) дядя
бабушка кузен
дедушка кузина
  • Назовите членов своей семьи.

Пословица (обсуждение в парах).

  • “Счастье не птица – само не прилетит.
  • Как Вы понимаете её?
  • Что же такое семейное счастье?

(Прикрепляется на доску облачко с надписью, рис. 4).

рис. 4

  • Из чего оно складывается?

Возможно из семи слагаемых.

  • Дом который мы построили, пустой. Заселится в него семья (фамилия).

(Рассказ ученика о своей семье, о родословном древе).

Пословица (обсуждение в парах).

“Вся семья вместе, так и душа на месте”.

  • Каждый человек должен гордиться своей семьей и Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками.
  • Я желаю мира Вашему дому, счастья, любви ( облачко – мир, любовь, рис.4 ).
  • Все семьи счастливы по-своему, у большинства счастливых семей есть свои увлечения, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей.
  • А какие общие интересы в Ваших семьях? Выслушать ответы детей.

Говорят: “У всякого дела своё начало”.

  • Как Вы думаете, кто должен выполнять домашние дела?

У каждого члена семьи должно быть свое дело, своя обязанность, т.е. домашняя профессия.

  • У кого из Вас уже есть конкретные поручения?
  • А если кто-то занят или заболел? Как быть?

На помощь должна прийти взаимопомощь – забота друг о друге (облачко – взаимопомощь), рис. 4.

Отгадайте загадку.

Ласкает, но не море,
греет, но не солнце,
говорит “спокойной ночи”,
но не радио.
(Мама)

  • Важную роль в жизни человека отводится маме. 30 ноября отмечается – День Матери. Точно подмечено в пословице:

“При солнышке тепло, при матери добро”.

  • Послушайте стихотворение В.Лифшица “Разговор”. (Читает группа учеников).
  • О какой черте характера мальчика говорят слова: “А сын ответил хмуро, едва взглянув на мать.”?
  • Работа по учебнику (ч. 2, стр. 27).

Пословица. (Обсуждение в парах).

  • “Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец”. (Венец – слава, награда)

Высказывание детей. (Облачко – добро, рис. 4)

  • Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости.
  • Послушайте басню Л.Толстого “Отец и сыновья”. (Инсценировка)
  • Чему учил отец сыновей?
  • Крепка ли семья, где постоянно ссорятся? Почему?
  • Что такое дружба? (Близкие отношения основанные на взаимном доверии.) (Облачко – дружба, рис. 4)

Пословица. (Обсуждение в парах)

  • “Братская дружба лучше каменных стен”.
  • Почему важно в семье уважать друг друга? (Облачко – уважение, рис. 4)

VI этап. Первичное закрепление.

1. Рассмотрим схемы – мимику лица, рис. 5.

рис. 5

  • Что выражают эти схемы?
  • Какое настроение вы выберите для Вашей семьи?

Очень важно, чтобы каждое утро в семье начиналось с хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что семья справится с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Ведь улыбка это не только хорошее настроение, но и добрые слова. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. ( Песня “Улыбка” ).

2. Что же нужно для того, чтобы Ваша семья была счастливой?

Чтение с доски: семейное счастье – это мир, любовь, добро, взаимопомощь, уважение, дружба, улыбка.

3. Ребята, какое звание присвоили бы Вы своей семье?

  • самая дружная
  • самая веселая
  • самая начитанная
  • самая спортивная
  • самая трудолюбивая

4. Игра “Ромашка пожеланий”.

Дети пишут на лепестках пожелания своей семье и составляют на доске цветок.

VII этап. Итог урока.

Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют – это настоящее счастье. Я верю, что именно у Вас такие семьи.

Что Вам понравилось, запомнилось на уроке?

VIII этап. Домашнее задание.

По выбору:

  • нарисовать свою семью вместе с родственниками;
  • нарисовать родословное древо своей семьи;
  • подготовить рассказ о своей семье;
  • принести видеозапись, фотографии: “Я и моя семья”.

Литература:

  1. Ю.А. Барышева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан “Методические рекомендации для учителя.” Москва. “Баласс”. 2001 г.
  2. “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы ( 1 – 4 )”. Москва. “Просвещение”. 1994 г.
  3. Ю.Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”. Москва. “Просвещение”. 1985 г.
  4. Т.А. Ладыженская “Речь. Речь. Речь.” Москва. “Педагогика”. 1990 г.
  5. Русские пословицы и поговорки по изданию: “При солнышке тепло, при матери добро”. Москва. “Детская литература”. 1974 г.