Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение.

Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни вообще и с явлениями искусства в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Познакомившись с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

Главная задача, стоящая перед нашей начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Работая в течение десяти лет по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, убедилась в том, какое особое значение имеет книга для чтения, от которой зависит во многом преподавание предмета литературного чтения.

В учебнике «Живое слово» (автор З.И. Романовская) представлена определенная система чтения. Она отличается от других книг для чтения своим дидактическим направлением – целями и задачами чтения, содержанием и расположением материала, а также характером методического аппарата. Основными критериями эстетических методов и приемов является уместность, органическая взаимосвязь с сущностью изучаемого материала, наибольшая направленность на достижение поставленных задач и развивающий характер.

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

– вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
– вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
– развивать вкус, творческие особенности детей;
– формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Хочу поделиться опытом работы на уроках литературного чтения.

Эмоциональное восприятие произведения организую путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент «минута тишины» - все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя.

На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям, постановка «живых картин» к произведению.

Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.

Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами.

Иллюстрирование произведений представляются творчески: это чтение стихов, исполнение песен и т.п.

Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.

Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приемы:

1. «Почта». В конце урока детям предлагается написать мини – письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письмо по адресам.

2. «Дерево творчества». На дереве дети прикрепляют листочки, цветы, плоды на которых выполняли творческие задания. (Мини – сочинения, рисунки, отзывы и т.п.)

3. «В гостях у сказки». Во «Дворце сказок» живут любимые герои из прочитанных произведений.

Ведение читательских дневников, поэтических тетрадей позволило повысить интерес и любовь к предмету. Уроки органически переходят во внеклассную работу. Наиболее интересно проходят представления в театре кукол.

Для театральных игр «Золотая рыбка» (по А.С. Пушкину) «Заяц, Косач, Медведь и Весна» (по В.В. Бианки), «Сорочий язык» (по С.В. Михалкову) учащиеся 3, 4 классов смастерили куклы бибабо. Изготовив несколько персонажей в разных костюмах, легко инсценировать любую понравившуюся сказку, басню, рассказ.

Литературные книги позволяют детям проявлять активность, показывать свое знание стихов и программы по чтению. Анализ опыта работы свидетельствует о наиболее результативном обучении.

Открытые уроки, выставки, спектакли, концерты стали для нас с детьми просто необходимостью. Они оставляют неизгладимое впечатление и у детей, и у наших гостей – родителей и учителей.

Возрос интерес к занятиям, легче разрешаются нравственные проблемы, расширилась и вышла на новый качественный уровень внеклассная работа, активизируется творческая деятельность учащихся, повышается качество образования.

Вывод напрашивается сам собой – надо учить детей видеть прекрасное, развивать у них эстетические чувства, умение воспринимать прекрасное, помогать детям, открывать этот мир.

Литература:

1. А.В. Кузнецова. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». Издательство. Просвещение. 1988 г.
2. З.И. Романовская. «Чтение и развитие младших школьников». Москва. Педагогика. 1982 г.