В союзники зову театр

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


 

"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(К.С. Станиславский –актер, режиссер, теоретик театра)

  1. "МЫ ВЫБИРАЕМ КУКЛЫ". Три-четыре года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходимо дать каждому ребенку "попробовать на зуб" очень многое, не ограничивая рамками узкой специализации.
  2. Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком – это формировать гармоническую личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература, и хореография – это театр. С первого года работы в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр. Я преклоняюсь перед его могуществом и возможностями.

    Театр – это умный учитель и мудрый ненавязчивый воспитатель, удивительный художник фантазер и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений. У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я замечала что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.

    Невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла, она во все времена была неизменным спутником человека. Древние египтяне изготавливали каменные фигуры для празднеств, посвященных богам. Древнеримские статуи поворачивали головы и кивали. Русские Петрушки высмеивали людские пороки. В наше время театры кукол действуют в школах, загородных лагерях, в центрах детского творчества и просто в больших дружных семьях. Вспомним, у каждого в детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, осветительной аппаратуры, декораций. Он создавался из окружающих предметов нашего воображения.

  3. ПЕРВЫЕ ШАГИ НАШЕГО ТЕАТРА. С кукольным театром мои ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе. Тряпичный заяц Тишка приветствует малышей, знакомит с правилами поведения, рассказывает о волшебных словах. Он главный мой помощник в первом классе: может объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки зайки. Их вовсе не смущает тот факт, что Тишка говорит моим голосом. Я внимательно приглядываюсь к ребятам, стараюсь подметить у каждого, пусть даже маленькую крупицу хорошего, и обязательно похвалить.

На последнем уроке оставляю время для подведения итога учебного дня. Для детей это самый ожидаемый момент. Ведь я о каждом произнесу добрые слова перед всеми ребятами и вручу "приз". Приз – громко сказано. Он представляет собой полуфабрикат, т. е. изображение героя из сказки или мультфильма. Он делается очень быстро. Вначале на сложенном альбомном листе обвожу и вырезаю фигурку персонажа по шаблону, получаю сразу несколько заготовок. Простым карандашом намечаю лицо, одежду. Остальное – дело рук юных художников. Дети достают карандаши, фломастеры, клей. Герои сказок оживают на глазах. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. На протяжение нескольких дней вручаю персонажей одного произведения, пока дети не соберут полный набор. Раскрашенные заготовки наклеиваются на бумажное колечко для пальца. Вот и готова первая кукла, выполненная своими руками. Не успеют ребята склеить куклу, как тут же начинают разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса произносят целые диалоги. В это время я стараюсь не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества, который боюсь неосторожно задуть. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. Я очень люблю эти необычайно трогательные минуты. В это время, осторожно наблюдая за игрой, можно подметить в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. Мнение о ребенке может измениться, причем в положительную сторону. Понимаю, не будь этих последних минут после занятий, так бы и осталось что-то очень важное, не замеченное мной во время напряженных уроков и коротких переменок.

Некоторые дети замолкают и выжидательно смотрят на меня: "Что с учительницей, почему она задумчиво глядит на нас?" Я чувствую, нужно перейти к следующему этапу. Прошу самых смелых показать перед всеми сценку-экспромт вместе с другом или соседом по парте. Желающих много. Вдвоем или втроем сочинять легче, быстрее и увлекательнее.

В течении первого года у ребят накапливается много пальчиковых кукол. Их хранят дома в коробках из-под обуви, посуды и др. Некоторые дети героев каждой сказки собирают отдельно в маленькие коробочки и подписывают их: "Колобок", "Репка" и т. д. Кукол дарят друзьям на дни рождения, несут в гости в качестве сувениров для хозяев, с братьями и сестрами создают домашние кукольные театры. Так первом классе начинаю работу по созданию кукольного театра. Пальчиковые куклы становятся нашими первыми "актерами".

На одном из занятий кружка предложила детям придумать свои куклы, используя подручный материал. На следующий день появились куклы из носовых платков, спичечных коробков, конфетных оберток, проволоки, капсул шоколадных яиц, пластмассовых баночек, флаконов от духов. Наш первый класс обучался на базе д/сада. Заведующая временно предоставила в наше распоряжение коробку перчаточных кукол. Наши возможности расширились: теперь мы могли ставить сценки и с этим видом кукол. В конце первого класса дети уже могли управлять разными куклами: пальчиковыми, перчаточными и выполненными из подручного материала. Основной темой для работы с детьми в первом классе были "Русские народные сказки". Мы подготовили с перчаточными куклами большое театрализованное представление "По мотивам русских народных сказок" и выступили перед учителями и родителями. Показали пьесы: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба". Все три сказки были переделаны на современный лад. "Курочка Ряба" была поставлена по пьесе В. Мамонова, "Репка" – в переработке Ю. Кушака, а "Колобок" был нашим детищем и переделан классным авторским коллективом.

Кукловодами хотели быть все. Детей привлекала возможность играть за ширмой не показываясь открыто публике. В конце спектакля, под аплодисменты зрителей все выходили смущенные, но очень гордые. На каждый спектакль готовили две отдельные группы артистов. Поэтому никто из детей не был обижен, все были заняты в постановках. Во время работы над пьесами мы сделали много маленьких самостоятельных открытий. Например, вот чему научил нас неосмотрительный "Колобок". Сначала мы готовились по тексту русской народной сказки. На репетиции заметила, что последний акт дети играют без особого энтузиазма: глаза грустные, движения вялые, голоса тусклые. Причина? Детям не нравится конец сказки. Отлично! давайте придумаем свою концовку. Посыпались предложения: у Лисы зубки затупились, Колобка спасает Сорока, сообщающая об опасности; Волк устраивает ссору с Лисой и т. д. Доброе детское сердце не может смириться с жестоким наказанием, пусть даже очень хвастливого героя. Мы переделали народную сказку, и ребята стали с воодушевлением доигрывать последний акт пьесы. В жизни должно быть больше добра! Колобок был проучен, но остался живым и здоровым. После этого случая мы почувствовала себя увереннее, стали придумывать эпизоды к другим постановкам. Рождалось коллективное творчество, а дети становились раскованнее и увереннее. Так Колобок помог ребятам узнать, что литературное произведение и его постановка на сцене могут совсем не совпадать. Бывает, получаются совершенно самостоятельные произведения, но от этого не теряют художественной ценности.

Мы ходили на все кукольные спектакли, которые можно было увидеть в нашем городе на сценах Дворца культуры и в Центре Детского Творчества. Вернувшись в класс, долго обсуждали, отмечая игру артистов, изменения внесенные в пьесу. Рисовали иллюстрации к спектаклям, писали по ним сочинения. Началось формирование грамотного зрителя и критика. Итак, в первом классе дети получили начальные представления о театре и сделали первые шаги в роли артистов.

  1. КТО, КТО В "ТЕРЕМОЧКЕ" ЖИВЕТ? Свой театр "Теремок" мы строили с большим увлечением. Собирая материал по организации кукольного кружка, я познакомилась с трудами С. В. Образцова. "По ступенькам памяти". Н. Симонович-Ефимовой "Записки петрушечника...", В. Прокофьева "В спорах о Станиславском" и др. В этих книгах говорится о создании театральных коллективов со взрослыми или старшеклассниками. Но как начать работу с моими маленькими шестилетками? Очень важно подобрать яркую и интересную пьесу, чтобы была интересна учащимся начальных классов и можно было легко воплотить на сцене У нас выработался следующий план подготовки спектакля.
  1. Подробно знакомимся с литературным произведением в течении нескольких занятий. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаем подробнейшую характеристику, тщательно подбираем нужные голоса, учитывая высоту и тембр, распределяем роли между детьми и начинаем выразительное проговаривание по ролям. Я выписываю слова каждого действующего лица отдельно и раздаю листки ребятам. С этими листками они приходят на все репетиции.
  2. Начинается работа по созданию кукол, декораций, реквизита. Это очень ответственный этап в работе над постановкой: куклы и декорации должны получиться правдивыми и выразительными. Детям особенно нравятся перчаточные куклы. Они просты в изготовлении и пластичнее в движениях, чем бумажные или картонные. На плотной ткани, сложенной вдвое, обводим карандашом контур руки с двумя загнутыми пальцами, делаем припуск 1 см для шитья. Выкройку сметываем и примеряем по руке актера. Важно, чтобы перчатка сидела удобно. Детали прошиваем вручную швом "в строчку". Подгибаем низ изделия "подрубочным" швом. Эти швы мы учимся выполнять на уроках труда по теме "Работа с тканью". Во втором классе кукла шьется проще: голова, руки и туловище вырезаем из куска целиком, в двух деталях. Из нетолстого поролона выкраиваем две детали по форме головы куклы, вставляя через отверстие в шее, закрепляем потайными стежками. При надевании куклы на руку, средний и большой пальцы проходят в лапки куклы, а указательный вставляется между двумя слоями поролона для управления головой. В третьем классе мы научились делать головки из папье-маше и пластмассовых баночек. Головки раскрашивали красками и наклеивали выразительные детали: глаза, нос, губы, уши. А парик, брови, усы изготавливали из шерстяных ниток, фетра, искусственного меха. Можно "оживить" куклу, приведя в движение голову, руки и ноги при помощи патронок-трубочек, склеенных из картона. В этом случае у перчатки отрезают пальцы и вклеивают патронки клеем "Момент". Кисти рук куклы готовят отдельно, сшив из ткани и набив ватой или вырезают из поролона, пенопласта. Затем приклеивают к патронке или пришивают. Поверх перчатки надевают отдельно сшитый костюм. Во время примерки костюма куклу необходимо надеть на руку, подвигать. Если нигде не тянет, то все в порядке, можно снять и прошить. Одежда куклы – важная деталь в создании образа. Если, например, надо показать толстяка или горбуна, то под костюм на перчатку пришивается кусочек поролона.
  3. Куклам необходима сцена-ширма. В театрах используется много разнообразных ширм. Но цель у них одна – скрыть кукловода от публики, чтобы создать иллюзию самостоятельного движения кукол. Наши папы сконструировали ширму так, чтобы высоту можно было регулировать по мере роста юных артистов. Она изготовлена из деревянных брусков – стоек на которые устанавливается поперечная планка – "грядка" – для выступления кукол. Наша ширма разборная, портативная, потому что приходится выступать не только у себя, но и в детских садах, в соседних школах. Дети сами носят на выступления ширму, декорации, коробку с куклами. Кусок плотной ткани, называемый "фартуком" накидывается на грядку и закрепляется на кнопках. Желательно использовать однотонную ткань темного цвета, т.е. это помогает сконцентрировать внимание зрителей на куклах. Иногда для веселого представления требуется красочная ширма. Можно дешевую или старую ткань расписать красками. А нам нравится аппликация из цветной клеенки, прикрепляемая булавками. Ее легко снять, при желании можно быстро поменять детали местами. За ширмой на двух стойках вывешивается "задник", на фоне которого происходит действие. Материалом для него служит легкая ткань, которая также расписывается или украшается аппликацией. Декорации и бутафорию делаем из картона, поролона, пенопласта; расписываем гуашевыми или масляными красками. Иногда привлекаем родителей для вырезания предметов из фанеры или оргалита. Декорации можно сделать подвижными: круглый легкий барабан из согнутого ватмана, вращаясь создает эффект смены пейзажа; облака прикрепленные к тонким палочкам, передвигаются детьми по заднику ширмы, создают впечатление перемещения воздуха.
  4. По афишам и пригласительным билетам публика составляет представление о коллективе и спектакле. Дети объединяются в группы по 2-3 человека и рисуют афиши. Они стараются выполнить работу качественно: пойдет на суд зрителей. Постепенно выделилась группа детей, которые с большим удовольствием постоянно оформляли афиши, декорации, создавали бутафорию.
  5. Начинаются репетиции. Сначала прошу исполнителей взять куклу, надеть на руку и сидя за столом, попробовать "поговорить" за куклу. Иногда дети чувствуют, что фраз, данных в сценарии мало, и мы на репетициях находим недостающие слова. Кусок за куском, сидя за столом, с куклами на руках проигрываем всю картину. После завершения обработки текста и репетиции за столом, переходим за ширму. Не ускользает от нашего внимания ни одна мелочь: как кукла наклоняется и поднимает предмет с пола, как садится и встает, как шагает и бежит по "грядке". В кукольном театре главный "инструмент" – кукла, поэтому эмоции, мысли актера должны быть "пропущены через руку". Для выработки хорошей дикции и выразительности речи используем набор скороговорок, пословиц, стишков. Все это есть в арсенале любого учителя начальных классов. Кроме того, разучиваем с детьми статические и динамические упражнения для артикуляции. За материалом обращаюсь к книгам по логопедии.
  6. Шумовое и музыкальное оформление. Можно подобрать музыку с грампластинок или магнитофонных записей и с успехом иллюстрировать куклами. Но нам нравится говорить, петь и играть "живым" голосом. С первого класса выделяются дети, имеющие хороший музыкальный слух. С ними разучиваем небольшие мелодии на металлофоне, колокольчиках, деревянных ложках, кубызе. Так создается свой маленький оркестр. Последний этап в работе над пьесой – монтаж, репетиции с музыкой и со светом. Перед выступлением наставляю: "Незаметно помогайте друг другу. Смелее, вы – артисты!" И рассказываю смешные случаи, когда великие актеры на сценах больших залов остроумно выходили из положения, если забывали слова.

Во время представлений всегда нахожусь в зале среди публики. Для меня важно почувствовать реакцию зрителей, увидеть со стороны игру моих ребят, проанализировать недостатки и заметить достоинства. Все это необходимо для дальнейшей доработки спектакля.

Постепенно наши куклы заговорили на русском и башкирском языках. Во 2-ом классе начали изучать башкирский язык и в нашем репертуаре появились башкирские сказки и сценки: – "Лиса и заяц", "Почему Косолапый не вышел гулять", "Легенда о Зухре", др. В 3-м классе по теме "Авторские сказки" поставили пьесы "Три поросенка" Ш. Перро, "Терем-Теремок" С.Я. Маршака, "Сценки из школьной жизни" по мотивам произведений Б. Заходера, В. Лифшица, С. Михалкова, К. Чуковского, М. Горького. На занятиях кружка в 4 классе познакомились с повестью Валерия Медведева "Баранкин, будь человеком!" и решили инсценировать. Многие приключения той повести перекликаются с событиями, происходящими в нашем классе: любовь девочек покомандовать, верная мальчишеская дружба, проблемы с учебой. Ребятам понравился легкий юмористический тон В. Медведева. Вместе с куклами выступали и сами дети, играя школьников, своих ровесников. Они уже не боялись простора сцены, а ловко придумывали выразительные движения для себя. Благодаря "Баранкину", наш кукольный кружок перерос в кукольно-драматический, но с тем же полюбившимся названием "Теремок".

  1. МЫ С ФАНТАЗИЕЙ ВДВОЕМ. Некоторые дети захотели "побыть немного писателями". Утром, до уроков, подходили с листочками, предлагая прочитать свои сказки, стихи, небылицы. Не нужно было объяснять, как писать сочинения-миниатюры. Подготовительная работа в 1-ом классе помогла ребятам. Что ранее придумывали устно, теперь надо было изложить на бумаге. Так я подводила ребят к пониманию, что в литературном произведении должна быть основная мысль и сюжетная линия. Стала нацеливать ребят: через свое сочинение ты должен познакомить нас с чем-то новым, научить чему-либо или просто по доброму развеселить.
  2. Предлагаю вашему вниманию несколько мини-сочинений моих ребят.

    "Любишь играть – люби за собой прибирать".

    Девочка долго играла на улице в снежки. Вечером она пришла домой и села смотреть телевизор. Варежки забыла посушить на батарее и они остались лежать на полу в прихожей. Им стало очень обидно, что про них забыли. И варежки стали горько плакать. К утру около них была целая лужа слез. (Беломоина Наташа, 2 класс)

    "Без друга в жизни туго".

    В снеговом облаке жила одна снежинка. Однажды она полетела вниз и упала на елку. Елка спросила: "Ты кто такая? – "Я снежинка, а ты кто?" – "А я елка" – "Можно мне передохнуть на твоих иголках?" – спросила снежинка. "Конечно, можно, и мне теплее будет" – обрадовалась елка. (Шаронина Даша, 2 класс)

    "Вежливость".

    Жила-была одна снежинка. Подул ветерок, она полетела и упала на тропинку. Мимо проходил охотник. Он услышал тоненький голосок. Голосок был как у мышки: "Отпустите, пожалуйста". Охотник наклонился и увидел маленькую снежинку под сапогами. Ему стало жаль малышку. Он шепотом сказал: "Извини". И убрал свою ногу. (Сабитова Алина, 2 класс)

    Загадка

    Яблоко. Небылица.
    Вишу высоко-высоко,

    Падаю низко-низко.

    Снаружи красно или желто,

    А внутри сладко и кисло.

     

    (Сабитова Алина, 3 класс)

    На телеге понарошку

    Ехал дедушка с картошкой.

    Вместо картошки сидят там три кошки,

    Вместо лошадки - одна куропатка.

    А вместо дедуси... сидят две бабуси.

    (Абдрахимова Рамиля, 3 класс)

    Эмблема, гимн и пригласительные билеты – также плоды нашей коллективной фантазии. Познакомьтесь с эмблемой нашего театра: на фоне стилизованного сказочного теремка раскрытая детская ладошка. На каждом пальце по одной кукле.

    В 3-м классе сочинили гимн, который исполняем под мелодию детской польки.

    В "Терем-теремочке" сказочном

    Дружно, весело мы живем.

    Мишки, куклы, лисы, зайчики

    Песню о себе вам поем.

    И бумажные, и тряпичные,

    И на ниточках мы порой.

    Злые, добрые, симпатичные,

    Не живые мы, но с душой!

  3. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРА НА УРОКАХ. Я рассказала о нашей первой кукле-зайце Тишке, который учит первоклассников культуре поведения, знакомит с новой темой и "проводит опрос". А благодарность, полученная от Тишки, запоминается особенно, потому что зайка говорит ласковым голосом, поглаживает ребенка по головке и крепко прижимает руки детей своими лапками. Уроки чтения и письма посещают любознательный Буратино и умный Грамотейкин. На уроках математики знакомимся с неугомонным Незнайкой и важным Смекалкиным. На башкирский язык приходят Айсылу и Салават – куклы в башкирских национальных костюмах. Они знакомят детей с обычаями народа, с произведениями башкирских писателей, помогают заучивать трудные слова, вести диалоги. Перед уроками природоведения залетает в класс картонная Каркуша и в "Уголке природы" вывешивает вопросы для викторин, ребусы, кроссворды. В классе появился фанерный Почтовый ящик, изготовленный родителями и у детей завязалась "переписка" с Каркушей. Дети сочиняли стихи и загадки о животных, составляли свои кроссворды о растениях и предлагали Каркуше дружбу через свои послания. На уроках внеклассного чтения дети работают в микрогруппах. Познакомившись с произведением писателя, ребята самостоятельно готовят инсценировки по отдельным главам. Разрешается ставить спектакли по выбору: кукольный или драматический. Элементы театра вносят в наши уроки радостную и непринужденную атмосферу, материал усваивается легче и быстрее, дети до конца занятий бывают активными, сообразительными и что немаловажно – веселыми.
  4. НЕ ТОЛЬКО ИГРА. При знакомстве с историей театра, творчеством известных актеров и режиссеров использую материалы из книг: "Я познаю мир", "Энциклопедический словарь юного зрителя", "Энциклопедия этикета", а также из воспоминаний кавалера "Ордена Улыбки" Сергея Владимировича Образцова и создателя детского Центрального театра Натальи Ильиничны Сац.
  5. На занятиях кружка дети не могут сидеть чинно за партами, внимая моим рассказам, а находятся в постоянном движении: сочиняют и показывают этюды, отрабатывают жесты и речь, репетируют отрывки пьес. Теоретический материал ребята узнают и запоминают из моих рассказов во время репетиций, постепенно усваивают театральную лексику. Мы ведем иллюстрированный альбом, в который записываем слова и понятия, связанные с театром. Альбом назвали "Театральный словарик".

  6. НАШИ РОДИТЕЛИ ПЕРВЫЕ ЗРИТЕЛИ. У нас есть традиция, рожденная в 1 классе: к родительским собраниям и утренникам любим готовить премьеры. Наши родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. А мы приобретаем верных помощников, которые выручат в ремонте ширмы, найдут картон для декораций, купят краску и кисточки для оформительских работ. В начале учебного года провожу беседу с родителями по теме "Искусство – прекрасный воспитатель" и знакомлю с планом воспитательной работы, в который включаю занятия по кукольно-драматическому кружку. Обращаю внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни. Подвожу родителей к мысли, что помимо общего, ребенок может получить эстетическое образование на отделениях школы искусств или в кружках. Родители не только наши первые зрители, но и первые критики. Правда, критикуют достаточно мягко, с любовью, иногда дают дельные советы. Родительская поддержка окрыляет детей и вселяет необходимую уверенность.
  7. ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ. Подросли мои ученики. В самом разгаре праздник прощания с начальной школой. Как всегда в нашем гостеприимном классе много дорогих зрителей: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья. На красиво оформленной доске, над головами артистов немного дурашливые, задиристые слова "НЕ ДОГОНИТЕ ВЫ НАС, ПЕРЕШЛИ МЫ В 5 КЛАСС!". Мне и грустно, и радостно одновременно. Это двойственное чувство переживает каждый родитель и учитель, провожая подросших детей. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности? На занятиях кружка, на уроках дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Некоторые определились уже во 2–3 классах. 12 детей из 25 после второго класса поступили в школу искусств: 7 – учатся на художественном отделении, 3 – на музыкальном, 2 – на хореографическом. 5 девочек посещают кружок "Кройки и шитья" при ЦДТ. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру ребят. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.