Экология - предмет: интересно или нет?

Разделы: Внеклассная работа, Экология


 Действующие лица:

Юннат 1
Юннат 2
Школьница
Английская леди
Два грибника
Охотник
Добрый человек
Ученый
Три журналиста
Два потребителя
Два лесоруба

Костюмы действующих лиц отражают их характеры и предназначение.

На сцене: стол и стулья. На столе – журналы, книги, тетради. Звучит бодрая музыка. Выходят два юнната, они что-то оживленно обсуждают. Появляется школьница-одноклассница.

Школьница: Привет, давно не виделись!

Юннаты: Привет!

Школьница: Вы что делаете?

Юннат 1: Готовимся к семинару.

Школьница: Какой еще семинар? В школе вроде бы не задавали.

Юннат 2:  По экологии.

Школьница: Ну и скукотища! И охота вам этим заниматься?

Юннат 1: А ты хоть знаешь, что такое экология?

Школьница: Это что-то про природу. Кошки-мышки, птички-синички.

Юннат 1: Слово “экология” происходит от двух греческих слов: “ойкос” - дом, “логос” - наука. Значит – наука о доме.

Школьница: Да она же как то по- другому называется. А, вспомнила – архитектура.

Юннат 2: Это для человека дом – 4 стены и крыша.

Юннат 1: А для животных?

Школьница: Горы, лес, поля, пустыни.

Юннат 2: А для рыб?

Школьница: Ну моря, реки, озера, водоемы. Ну и что?

Юннат 1: Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это наша   планета – Земля!

Юннат 2: А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно и отобрать у соседа местечко по-лучше, а то и просто навредить.

Юннат 1: А если затеять войну между собой, то недолго и на воздух всему дому взлететь. Так что жить надо дружно, потому что мир и порядок в нашем доме зависит от всех. От малого до старого.

Школьница: Ага, и от бабушек, и от дедушек.

Юннат 2: И от них тоже. Вот садись и смотри.

Звучит музыка из к/ф “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”. На сцене появляется пожилая леди с книгой в одной руке и корзинкой в другой. Она садится в кресло, читает, а затем дремлет.

Юннаты по очереди:

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман –
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках.

Леди, услышав из корзинки мяуканье, гладит кошку и уходит кормить своего питомца.

Подумай-ка немножко –
И вот загадка решена.
Ответ у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят? – Зерно.
Цепочку разглядишь не сразу
На то наука есть и разум.

Школьница: Ну подумаешь, коты да бабушки. Ладно, пусть так. Но ведь Англия –   всего лишь островок, на нем и природных богатств мало. Вот они и хлопочут о том, что имеют. А у нас в стране, да еще в Сибири этих богатств видимо-невидимо. Бери сколько хочешь, всем всего хватит.

Юннат 1: Да, богатств много, но если их не беречь, то их скоро и вовсе не будет. Будет – невидимо.

Школьница: Это как же?

Юннат 2: Вот так например:

Занавес.

Слышны голоса леса (шум листвы. пение птиц, журчание ручья). На сцене декорация прекрасной природы с птицами, медведями, бобрами.

Юннаты по очереди:

В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте родного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски
И было все, как в сказке.

Выходят грибники с корзинками и фотоаппаратом – любуются природой.

И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все мало.

Появляются лесорубы.

Лесоруб 1: Босс приказал до пятницы заготовить на этом участке строевого леса.

Лесоруб 2: Да ты что? Здесь же рубить нельзя. Это участок национального парка!

Лесоруб 1: Ты что, умнее босса? Он знает, что делает! Учти, если заказ не будет   выполнен к сроку, фирма понесет убытки, которые будут вычтены из твоего жалования.

Лесоруб 2: Ладно, шеф. Как скажешь.

Лесорубы уходят – звучит тревожная музыка, рубят лес – слышно, как работает бензопила.

Выходит охотник – раздается выстрел – исчезают с декорации медведь и бобер.

Юннат 1:

Бобров потомство извели,
И красоты не стало.

Декорация меняется – на сцене загубленная природа.

Юннат 2 и далее по очереди:

Едва струился ручеек
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели,
И разбежались звери.

Выходит добрый человек, он пытается исправить положение.

Но вот явился человек,
Который понял важность рек.
Решил он все исправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денек
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал
А ручеек опять прорвал.
Ах, как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова
Все сделают толково…

Добрый человек возвращает бобра на место, декорация вновь меняется, на ней вид прекрасной прроды.

И первозданная краса
Вернулась в дикие леса!

Звучит щебет птиц, журчанье ручья.

Школьница: Да, если и у нас так тайгой будут пользоваться, то одни пеньки останутся для старушек.

Юннат 1: Между прочим, бобры и в наших речках уже появились. А кое-кто на них уже охотится.

Школьница: Жалко бобров, да и тайгу тоже.

Юннат 2: Экология занимается не только охраной окружающей среды. Она стоит на страже нашего здоровья.

Школьница: По-моему, человек сам заботится о своем здоровье, да еще Минздрав, который всех предупреждает. А вы – экологи, экологи!

Юннат 1: Экологи борются за чистоту воздуха, воды и продуктов питания, потому что понимают, как это важно для здоровья человека. И если человек вредит природе, то в конце концов он вредит самому себе. Вот смотри:

Юннаты по очереди:

Недавно как-то мой дружок,
Изобретен был порошок
От вредных насекомых
Давно нам всем знакомых:
От гусениц и саранчи –
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.

Выходит журналистка.

Журналистка: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире передача “Человек и окружающая среда” и я ее ведущая… Мы находимся у здания Научно- исследовательского института, где проходит пресс-конференция ученых, получивших новый препарат для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

На сцене за столом ученый, отвечающий на вопросы журналистов.

Журналист 1: Расскажите, пожалуйста, о вашем препарате.

Ученый с гордостью: Наш препарат в чистом виде представляет собой белый   кристаллический продукт. В воде при 25°С растворяется около 60 мг/л. Он хорошо растворим в органических растворителях.

Журналист 2: Скажите, пожалуйста, против каких вредителей ваш препарат эффективен?

Ученый: Препарат эффективен против многих видов вредителей, таких, как: клоп-черепашка, хлебные жуки, зерновая совка, злаковая тля, клещи, щитовки и др.

Журналист 3: Какое влияние оказывает ваш препарат на организм человека и животных?

Ученый: Он очень быстро разрушается на поверхности растений большинства культур. Применять его разрешается за 30 дней до сбора урожая, за исключением ягодных культур, которые обрабатываются только до цветения. Поэтому наш препарат не оказывает вредного влияния на организм человека! А теперь давайте пройдем в лабораторию, где был получен наш препарат.

Журналистка: Итак, пресс-конференция закончена. Мы рассказали Вам, уважаемые телезрители, о новом эффективном препарате против вредителей  посевов и, как сказал один из журналистов:

Давайте начисто убьем
Их ядовитым порошком.
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.

Наша передача подошла к концу. До свидания! До новых встреч!

Уходит.

Юннат 1: Но вот прошел какой-то срок.

На сцене за столом потребитель читает газету, входит другой с продуктами в сумке.

Потребитель 2 (вынимая продукты): Чем занимаешься?

Потребитель 1: Да вот, читаю газету. Здесь одна статья очень интересная.

Потребитель 2: О чем?

Потребитель1: Помнишь, передача была о новом препарате против сельскохозяйственных вредителей? Так вот. (Читает)

И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.

Юннат 2:

Да, в молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина.

Потребитель 2:

Но порошок нашли к тому ж
В печенке у пингвина.

Потребитель 1:

Во льдах не сеяли поля,
Там не возделана земля,
Там нет и паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?

Смотрят вопросительно на юнната.

Юннат 1:

Так вот, проклятый порошок
С полей смывает ручеек.
И далее по плану
Плывет он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек.
А тех, кто увильнули,
Пингвины заглотнули.
Далекий и опасный путь,
Его продумать не забудь.

Потребители с опаской складывают продукты в сумку и уходят.

Школьница: Слушайте, ведь так скоро на Земле вообще никого не останется.  А можно я на ваш семинар приду?

Юннаты: Конечно, приходи.

Звучит прекрасная музыка.

На сцену выходят все участники и по очереди читают стихи.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

Используемая литература:

1.Левитман М.Х. Экология-предмет: Интересно или нет? – Санкт-Петербург: Издательство “Союз”. 2001.

2. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А.Б.Никитиной. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.