Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями

Разделы: Внеклассная работа


Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.

В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.

Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.

Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.

Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.

На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.

В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

Конспекты занятий

Тема “Цветочная поляна”

Цель:

учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.

Программные задачи:

Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.

Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.

Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).

Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.

Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.

Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.

Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Время выполнения работы – две недели.

Предварительная работа

Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.

Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.

Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.

Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.

Подбор фона для объектов изображения.

Оборудование:

обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.

Выход темы.

Подарки мамам ко Дню матери.

Выставки детского творчества.

Тема “Дракончик на прогулке”

Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.

Программные задачи

Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.

Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).

Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (3)

Индивидуальные занятия

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)

Художественная литература

Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;

А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Загадки о растениях леса

Дидактическая игра “Девятый лишний”

Пальчиковая гимнастика

Подбор фона для объекта изображения.

Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.

Выход темы

Экспозиция “Мир динозавров”

Выставка детского творчества (коллективная работа).

Тема “Летние каникулы”

Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.

Программные задачи:

Совершенствовать приемы работа с бумагой.

Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.

Развивать мелкую моторику рук.

Форма проведения

Фронтальные занятия (1)

Индивидуальные занятия.

Время выполнения - I неделя.

Предварительная работа

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа о летних каникулах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Музыкальное воспитание

П.И. Чайковский “Времена года”

А.Вивальди “Лето”

Художественная литература

Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Б. Житков “Кружечка под елочкой”

Е.Осеева “Добрая хозяюшка”

В. Бианки “Кто чем поет?”

Дидактические игры

“Назови деток”

“Кто где живет?”

“Назови домашних животных”

Кистевая и пальчиковая гимнастика

Подвижные игры

“Через ручеек”

“Лохматый пес”

“Поймай комара”

“Солнечные зайчики”

Оборудование:

цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,

Выход темы

Оформление группы

Выставка детского творчества.

Тема “Бумага”

Цель: дать детям представление о бумаге.

Программные задачи:

Познакомить детей с историей бумаги.

Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.

Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.

Форма проведения.

Фронтальное занятие (1)

Предварительная работа

Экологическое воспитание:

Беседа о деревьях.

Экскурсия на сквер.

Художественная литература

Детская энциклопедия

Загадки о деревьях

Географический атлас “Мир и человек”

Дидактические игры

“Где что растет?”

“Угадай по описанию”

“Времена года”

Подвижные игры

“Падающие листья”

Практические опыты: свойства бумаги.

Оборудование:

Образцы видов бумаги

Образцы картона

Иллюстрации деревьев

Литература

  1. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
  2. С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.

  3. З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги
  4. Москва, “Просвещение”, 1992 г.

  5. М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги
  6. Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.

  7. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками
  8. Ярославль “Академия развития” 1997 г.

  9. А.И. Савенков Волшебные ленты
  10. Москва, 1997 г.

  11. Игрушки из бумаги
  12. “Санкт-Петербург”, 1997 г.

  13. М.А. Гусакова Аппликация
  14. Москва “Просвещение”, 1982 г.

  15. Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду
  16. Москва, “Просвещение”, 1994 г.

  17. Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников
  18. Ярославль, 2002 г.

  19. Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки
  20. Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.

  21. В. Волина Занимательное азбуковедение
  22. Москва “Просвещение” 1994 г.

  23. Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
  24. Газеты “Дошкольное образование”