Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова"

Разделы: Литература


По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово "раб"...

Цели урока:

  • дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе;
  • развивать умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;
  • стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;
  • воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского (1873 г.)
  2. Портрет А.С.Грибоедова работы В. Машкова (1827 г.)
  3. Портрет А.С.Грибоедова в годы военной службы работы Д. Каркадовского (1829 г.)
  4. А.С.Грибоедов. Миниатюра П.А. Коротыгина (1820 г.)
  5. А.С.Грибоедов. Акварель Горюнова.
  6. А.С.Грибоедов. Гравюра Н. Уткина (1829 г.)
  7. А.С.Грибоедов. Рисунок А.С. Пушкина (1828 г.)
  8. А.С.Грибоедов. Миниатюра неизвестного художника.
  9. Запись вальса, автором которого был А.С. Грибоедов.
  10. Выставка художественной и библиграфической литературы о Грибоедове.
  11. Альбом репродукций "Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимо от внешней".
  12. Альбом репродукций "Я как живу, так и пишу, свободно и свободно".
  13. Компьютер.
  14. План-словарь для каждого ученика.
  15. Словарь литературных терминов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.

Кто он был: драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? Может быть, все вместе?...

(Учитель предлагает учащимся записать тему урока и обращает внимание на примерный план - словарь, по которому дома учащиеся составят связанный рассказ о судьбе Грибоедова. В течении лекции учителя учащиеся опираются на цитатный план и лексику данного плана - словаря).

II. Лекция с элементами беседы.

1. Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук.

Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На мониторе компьютера учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).

В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2 вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

2. (Звучит грибоедовский вальс, записанный на дискету компьютера, и с помощью монитора компьютера учащиеся имеют возможность видеть сцену бала I половины XIX века).

3. После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?..

(На доске выставка портретов А.С. Грибоедова разных художников. По ходу рассказа учитель показывает слайды компьютерной презентации портретов Грибоедова разных лет).

Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли эти люди? Повторяется только одно - очки. (На мониторе компьютера один за другим появляются портреты Грибоедова со звуковым сопровождением описания внешности).

На знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) - задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете П. Каратыгина (1828 г.) - надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, с застывшей усмешкой - холодный, уверенный в себе чиновник.

На акварели Машкова (1827 г.)- тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет Крамского, более поздний (1873 г.) - высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полусмешке "Холодный лик".

4. Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

(Учащиеся зачитывают карточки, предварительно подготовленные ими, с отзывами современников.)

5. Значит, не было у Грибоедова "холодного лика"? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил "умом и сердцем" в другом мире, где господствовали совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно мечтала о новой свободной жизни:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово "раб"...

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими декабристами:

Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.
О, не обманывайся, сердце!

(Отрывок из стихотворения "Прости, отечество!")

В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли "четверых" в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и "праздной рассеянностью". Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. "Секретарь бродячей миссии" - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел "Горе от ума".

Ранее уже упоминалось, что это лучшее произведение Грибоедова, хотя не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий - шаблоны, по образу французских.

6. А теперь поговорим об истории создания "Горе от ума".

(Учащиеся рассказывают об истории создания "Горе от ума" по предварительной домашней подготовке.)

7. Комедия была завершена осенью 1834 года. Сохранилась и первая черновая редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде "списков". Успех был потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет" (из письма С.И. Бегичеву).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание "Горе от ума" вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было "Горе уму". Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге "горя" от собственного "ума" полной мерой испил сам герой. "Горе от ума" замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: "-комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии".

Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находится на Кавказе. Здесь, в крепости "Грозная", он был арестован 22 января 1826 года по подозрению в принадлежности к тайному обществу. В заключении он провел 4 месяца, но за неимением улик был освобожден с "очистительным аттестатом".

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор.

Грибоедов с почетом был принят императором в Петербурге, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в "политическую ссылку".

В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны. Все русское посольство - 37 человек - было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело" , - заявил русский император.

(Учитель показывает фотографию алмаза "Шах", который поныне хранится рядом с портретом А. С. Грибоедова в Алмазном фонде России.)

11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направляющийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил простую арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. "Откуда вы?" - спросил Пушкин. "Из Тегерана". - "Что вы везете?" - "Грибоедова..."

Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: "Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида". Там он и похоронен.

8. Ученица читает наизусть стихотворение "Шесть траурных коней..." Я.Полонского.

9. Учитель читает отрывок из стихотворения А.Одоевского.

10. Вот такая загадочная, трагическая судьба необычайно одаренного человека. Если она вас заинтересовала, вы можете прочитать 2 очень интересные книги о жизни Грибоедова (это художественные произведения):

  1. Тынянов Ю.И. Смерть Вазир - Мухтара.
  2. Попов И.В. Путник. Повесть из жизни Грибоедова.

III. Обобщение.

  1. Вопрос: Что поразило вас в личности и судьбе Грибоедова?
    (Учащиеся отвечают на вопрос).
  2. Итак, на сегодняшнем занятии мы говорили о судьбе выдающегося поэта и замечательного дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Чтобы еще раз подчеркнуть неоценимый вклад в историю русской литературы, сделанный его гениальной комедией, послушаем несколько высказываний современников Грибоедова.
  3. (Учащиеся читают предварительно выписанные в тетради отзывы современников о комедии).

IV. Итоги.

Домашнее задание.

  1. Пользуясь примерным планом - словарем, составить связный рассказ о судьбе Грибоедова.
  2. Прочитать об истории создания комедии "Горе от ума".
  3. Перечитать первое действие комедии "Горе от ума".

Список использованной литературы:

  1. Тынянов Ю. И. Смерть Вазир - Мухтара.
  2. Попов И. В. Путник: Повесть из жизни Грибоедова.