Урок по внекласному чтению на тему: С.Алексеев "Рассказы о войне"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Оборудование урока: выставка книг С.П. Алексеева, портрет И.И. Федюнинского, исследовательские работы детей к конкурсу “Ленинград. Война. Блокада”, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, карточки с текстом рассказа С.П. Алексеева “Генерал Федюнинский”, карточки с данными о писателе С.П. Алексееве, карточки с планом ответа о творчестве писателя, карточки со словами, обозначающими человеческие качества, карта обороны Ленинграда, блокады и прорыва блокады, красные и зелёные сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Назовите автора произведений, которые вы читали к сегодняшнему уроку внеклассного чтения. ( С.П. Алексеев)

- Приступаем к проверке домашнего задания. Сегодня каждый ряд получит своё задание.

1 ряд. – Когда вы готовились к уроку, вы наверняка узнали некоторые факты жизни писателя. Сегодня чтецами будет первый вариант. Возьмите на парте лист с текстом и прочтите вслух своему соседу по парте. Ваша задача запомнить самые интересные и важные факты. Приступайте.

Текст на карточках (одна на пару):

Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными. В их доме царил образцовый порядок. Они и своего племянника Серёжу приучили к строгой дисциплине.

В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой же заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище.

Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт – исторический факультет.

По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

Когда ему предложили стать редактором издательства “Детская литература”, он не раздумывая, согласился. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.

Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором он хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени. Иногда он даже ездил в те места, где происходили исторические события.

Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

2 ряд: - Вы, сидящие по одному, подготовите нам сообщения об особенностях творчества писателя по плану.

Особенности творчества писателя

1. Тема творчества.

2. Жанр произведений.

3. Идея произведений, главное, что хотел сказать автор.

3 ряд: - Вы расскажете своему товарищу, сидящему рядом, эпизод из одного из тех произведений, которые вы прочитали. В каждой паре выберите лучшего рассказчика.

В это время первый ряд уже справился с заданием.

- Каждый из вас берёт свой листок с информацией о писателе. Ещё раз самостоятельно прочитайте про себя внимательно и подчеркните те факты, о которых вы раньше не знали. 3 минуты на работу.

Если в это время кто-то из хорошо читающих детей уже справился с заданием, учитель раздаёт им для самостоятельного чтения карточки с информацией о писателе с теми фактами, которые ранее не упоминались, но интересны для детей.

1. Племянника Сергея тётушки приучили к строгой дисциплине. Подъём в один и тот же час. Умывание, завтрак, обед - всё в отведённое для них время. Было выделено время и для игр во дворе с товарищами. Но Серёжа увлекался, забывал о времени, а часов у него не было. А звать заигравшегося племянника, крича ему из окна по примеру московских мам и нянек, тётушки считали неприличным, и тогда одна из них придумала нечто вроде военного сигнала. В условный час на открытую форточку выходящего во двор кухонного окна вывешивалось полотенце. Играя, Сергей нет-нет, да и посмотрит на окно. Увидев сигнал, он немедленно прекращал игру и спешил домой.

2. Во время учёбы в училище, ему помогала привычка к порядку, годами выработанные и воспитанные точность, аккуратность, обязательность. “Разве это режим? Разве это дисциплина? Вот в Москве у моих тётушек…” Веселил Сергей товарищей, легко и чётко выполняя требования воинского распорядка.

3. Наконец закончилась учёба в училище. Все ждут отправки на фронт. К выпуску посмотреть на молодых офицеров прибыл генерал. Алексееву сказали: “Полетишь с генералом”.

Надо было показать искусство владеть машиной, стрелять по движущимся целям, вести воздушный бой. Сергей очень волновался и, посадив генерала в самолёт, он старался всё рассчитать наперёд. И он превзошёл самого себя. Стрельба была отличной, а генерал неожиданно сказал: “Будете учить других”. Так Сергей стал инструктором в учебном авиационном полку.

- Стоп! Закончили работу. Слушаем друг друга внимательно.

1 ряд. – Рассказ о писателе по плану. План в тетради.

- Кто хочет добавить? (Хорошо читающие ребята, успевшие прочитать дополнительные сведения о писателе, добавляют то, что показалось им наиболее интересным).

2 ряд. – Особенности творчества писателя.

3 ряд. – К доске приглашаются лучшие рассказчики от каждой пары (5 человек).

Викторина: узнай рассказ по отрывку.

- Сигнализируйте, если узнали рассказ – зелёный сигнал, нет – красный. Если быстро узнали – хорошо рассказал, а вы хорошо и внимательно читали.

Выставление оценок.

3. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня мы вместе прочитаем ещё один рассказ С. Алексеева “Генерал Федюнинский”. Вам что-нибудь говорит это название? ( В нашем городе есть улица Федюнинского).

- Поднимите руку, кто живёт на этой улице.

- Предположите, почему в нашем городе улицу назвали именем этого человека.

- Кем он был? Когда жил? Вам интересно это узнать?

- Посмотрите на доску. Вы видите портрет этого человека. Послушайте краткую справку о нём из энциклопедии.

- Федюнинский Иван Иванович родился в 1900 году. В армии с 1919 года. Герой СССР с 1939 года. Генерал армии с 1955 года. Умер в мирное время в 1977 году. Имел награды: 4 ордена Ленина, 5 орденов Красного знамени, 2 ордена Суворова 1 степени, орден Красной звезды, медаль “За службу родине в вооружённых силах СССР” 3 степени.

- Прочитав рассказ, мы узнаем некоторые факты жизни этого человека. Возьмите листки с текстами. Послушайте. (Читают вслух 3 хорошо подготовленных ученика).

- Если вам встретились непонятные слова, отметьте их.

Генерал Федюнинский

Генерал Иван Иванович Федюнинский был одним из героев обороны Ленинграда. Это его войска не пустили фашистов к Волхову. Это 54-я армия, которой он командовал, вместе с другими громила фашистов под городом Тихвином.

Ещё в январе 1942 года советские войска предприняли первую попытку прорвать блокаду Ленинграда.

Знали об этом в Ленинграде. Пошли по городу разговоры:

— Наши идут к Ленинграду.

— Скоро пробьются наши.

Но это было не так. Не смогли тогда одолеть фашистов советские войска. Не было достаточных сил у наших.

Не пробили советские армии ни зимой, ни весной 1942 года дорогу к осаждённому Ленинграду.

По-прежнему Ленинград оставался в блокаде.

Как-то после весенних боёв 1942 года генерал Федюнинский направился в одну из своих дивизий. Поехал генерал на танке. Для удобства надел ватную фуфайку, на голову простую солдатскую шапку-ушанку.

Танк шёл по железнодорожной насыпи. Распутица. Размокла, раскисла кругом земля. Лишь насыпь одна пока сохраняла твёрдость. Неважное настроение у Федюнинского. Не пробились наши войска к Ленинграду. По дороге в дивизию и повстречал генерал солдата. Солдат был из пожилых. Хитринка в глазах играет. Бывалый, видать, солдат. Посмотрел на него Федюнинский. Ватная фуфайка на солдате — точь-в-точь такая, как на самом Федюнинском. Шапка-ушанка на голове — простая, солдатская, такая же, как на голове генерала Федюнинского.

Остановились генерал и солдат.

— Здравствуй, земляк,— произнёс солдат. Не думал, что по шпалам шёл генерал.

— Здравствуй,— ответил Федюнинский.

Решил Федюнинский закурить. Полез в карман. Достал пачку папирос, протянул солдату.

- Ну и даёшь! — произнёс солдат. Папиросы в то время, особенно здесь, на фронте под Ленинградом, были почти как чудо. Покрутил папиросу в руке солдат, посмотрел на Федюнинского, на фуфайку, на шапку солдатскую, сказал:

— Ты, видать, земляк, близко к начальству ходишь. Ясно Федюнинскому: не признал за генерала его солдат.

- Бывает,— усмехнулся Федюнинский.

- В ординарцах небось гоняешь?

— Да так...— смутился, не знал, что ответить ему, Федюнинский.

Понравился солдат генералу. Разговорились они. О том, о сём, какие вести идут из дома.

Затем речь пошла о недавних боях.

- Не получается что-то,— сказал солдат. И тут же: — Ничего, не сразу оно, земляк. Сегодня не удалось, завтра удастся. Помяни: лёд под напором всегда проломится.

Поднял глаза Федюнинский.

- Это уж точно скажу, земляк. Слову поверь. Сил не жалей — проломится. А что там начальство думает?

Улыбнулся Федюнинский:

- Считает, проломится. Считает, получится.

- Вот видишь,— сказал солдат.

Возвращался Федюнинский в штаб, всё о солдате думал.

— Сил не жалей. Проломится,— повторял генерал Федюнинский.

4. Словарная работа.

- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Найдите их, попробуем объяснить.

- Посмотрите на доску. Вот эти слова.

дивизия

распутица

земляк

ординарец

- Предположите, что означает это слово.

- А вот как объясняет словарь Ожегова. (Читает учитель).

5. Анализ прочитанного.

- В какое время происходят описываемые события?

- Где?

- Посмотрите, на доске карта. Я покажу вам те места под Ленинградом, где происходили описываемые события.

- Кто герои рассказа?

- Что вы поняли, прочитав этот рассказ?

- Какие мысли и чувства у вас вызвал рассказ? (Доказательства текстом: найди и прочитай).

- Прочитайте ещё раз последнюю часть.

- Найдите предложение, где выражена главная мысль. Посмотрите, я записала её на доске.

- Что имел в виду солдат?

- Какие ещё качества помогли ленинградцам выстоять в блокаду?

- Я обойду всех, а вы возьмите каждый по одной полоске бумаги с написанными на ней качествами характера человека. Прочитайте про себя.

Смелость
Взаимовыручка
Эгоизм
Взаимопомощь
Жестокость
Злость
Предательство
Лень
ненависть
доброта
героизм
храбрость
взаимовыручка
дружба
патриотизм
грубость
сила воли
ответственность
самоотверженность
любовь к Родине
взаимопонимание
коллективизм
скромность
справедливость

           - Встаньте те, кто считает, что качество, написанное на его листке, могло помочь людям блокадного Ленинграда. Назовите это качество вслух.

- Защищать свою Родину, воевать, можно и не имея оружия в руках. Мы читали с вами о стариках, женщинах и детях, которые своим трудом и своими поступками демонстрировали свою силу духа, любовь к Родине, храбрость, смелость, взаимопомощь. Встречаете ли вы сегодня людей, обладающих этими качествами?

-У нас в гимназии работали и сейчас работают учителя – жители блокадного Ленинграда. Это Матвеева Лидия Николаевна, учитель математики. Дедова Александра Алексеевна – учитель немецкого языка и педагог театральной студии.

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы могли бы проявить эти качества? (Рассказы детей).

- Много блокадников живёт и в ваших семьях. В своих работах, представленных на конкурс “Ленинград. Война. Блокада”, многие из вас описывают события из их жизни. Вы можете ознакомиться с выставочными работами, которые мы подали на городской конкурс.

-Чтобы лучше представить жизнь детей в блокадном Ленинграде, мы посмотрим фрагмент художественного фильма “Жила-была девочка”.

6. Просмотр фрагмента художественного фильма.