Система работы по развитию речи с детьми младшего школьного возраста в классах выравнивания на уроках русского языка и чтения и на кружке

Разделы: Начальная школа


Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи, разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение), типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью - это основное содержание уроков по русскому языку. Развитие речи - составная часть содержания уроков чтения, природоведения.

Учитель должен помочь социально запущенному ребенку.

Основные принципы работы:

  • учить играя - это облегчает восприятие материала и снимает утомляемость;
  • идти от простого к сложному, с частым возвращением к изученному материалу;
  • избавить от страхов, помочь поверить в свои силы - создать ситуацию успеха, создать предпосылки для раскрытия своего "Я", следить не только за своими результатами, но и принимать к сведению - как "рекламу"- творческие достижения одноклассников;
  • учить преодолевать своё настроение (коррекция поведения), т.е. ослаблять возбуждение у возбудимых (например, взять за правило после физкультуры прилечь на парту и успокоить самого себя);
  • научить самостоятельно принимать решения;
  • помогать в преодолении негативных переживаний.

Работая с таким контингентом детей пришла к выводу: более эффективны занятия во II и III четверти. I четверть - организационная (т.к. дети все лето были предоставлены сами себе). IV четверть - ослабление организма, нехватка витаминов. Необходимо учитывая и то, что ребенок практически занимается только на уроке, где есть контроль за выполнением. Дома никакого контроля нет, да и не будет.

I четверть

Основные направления уроков русского языка, минуток чистописания: работаем над смысловым значением слов, пословиц, скороговорок; учимся быстро и правильно скороговорить; работаем над привитием орфографической зоркости. Игра "Зажги орфограмму", привитие любви и уважения к устному народному творчеству.

II четверть

1) Яя як яма Ялта

2) Ящерка ня ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

3) Собирай по ягодке - соберешь кузовок. Язык болтает.- рукам мешает.

Первое: смысловое значение слов (объяснение)

Як - название животного.

Яма - впадина, углубление на поверхности земли, овраг.

Ялта - название города, находящегося на Крымском полуострове. Там есть оздоровительные лечебницы-здравницы.

Второе: Работа со скороговоркой. Сначала вслух читает учитель в медленном темпе, затем в ускоренном. Дети сначала читают хором (не боясь ошибиться перед одноклассником). Потом читают вслух по очереди. Игра "Зажги орфограмму!" под девизом: "Прочти, рассуждая, объясни!"

Третье: Идет работа над объяснением смысла пословиц: “Почему и когда так говорят? О ком так можно сказать?” Дети записывают, самостоятельно выбирая понравившуюся пословицу, в тетрадь.

Аа (самостоятельно записывают два слова, начало слов - на строчную и заглавную буквы (Например, астра, Астрахань. С объяснением смыслового значения).

1. У Аграфены и Арины растут георгины.

2. Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит - Алешу найдет.

Дети читают скороговорку по "выбору" - ту, которую прочтут быстрее, т.е. дифференцированный подход.

Азбука - к мудрости ступенька. Под лежачий камень вода не течет.

Игра: "Зажги орфограмму!" Объяснение смыслового значения пословиц и запись в тетрадь по выбору (Дети стараются запомнить пословицу). Нахождение грамматической основы предложения (подлежащего и сказуемого).

III четверть

Первым уроком обязательно провожу чтение: работа с текстом "малым" (по методике Федоренко)

Цели: отработка навыка скоростного выразительного чтения; формирование умения работать с небольшим текстом (осмысливатъ текст, придумывать заголовок, отвечать на поставленные учителем вопросы словами, предложениями текста); прививать интерес к устному народному творчеству; учить работать в "паре"; соотносить смысл пословиц со смыслом текста.

(Фрагмент урока чтения, работа с текстом (малым)).

Набор №11

1. Дедушка Филипп пасёт коров.

2. Щиплют они зеленую травку.

3. Все коровы разные: одни черные, а другие рыжие.

4. Светит солнышко, и коровы прячутся в тень.

5. Скоро пастух погонит своих коров на водопой к реке.

6. Хорошо заботится дедушка о коровах, и они дают много молока.

I. Чтение на скорость - Кто первым прочтет текст, поднимите руку.

II. Чтение в "паре" - Стараемся прочесть выразительно.

III. Выборочное чтение - O ком идет речь в тексте?

- Чем занят дедушка Филипп?

- Найдите и зачитайте, какой масти коровы?

- Как ведут себя животные, когда солнышко светит ярко?

- Как заботится дедушка Филипп о животных?

- Как отблагодарили коровы пастуха за заботу?

IV. Работа над заголовком.

V. Работа с пословицами:

Без труда нет плода.

Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Баснями сыт не будешь.

  • О чем говорит 1-ая пословица? (О труде.)
  • О чем говорит 2-ая пословица? (О труде.)
  • О чем говорит З-я пословица? (О лени.)
  • Какие пословицы подходят к содержанию текста?

Вторым уроком провожу русский язык - начатая работа над "малым" текстом на уроке чтения продолжается на уроке русского языка.

Фрагмент урока русского языка: Набор №11. Работа с текстом.

1. Игра "Зажгите орфограмму!"

Цель: развивать орфографическую зоркость (кто правильно объясняет написание - получает "звездочку").

2. Хоровое прочтение предложения и запись его "на память".

3. Разбор по членам предложения с указанием части речи для каждого члена предложения.

Мальчики (I вариант) – 2-ое предложение. Девочки (П вариант) – 4-ое предложение.

4. Разбор по составу слова.

IV четверть

На уроке русского языка: Ии ива Иртыш

1) Правильное, красивое написание букв, слогов, слов (по усмотрению учителя индивидуально - характерное для определенного ученика, но по алфавиту).

2) Скороговорки по индивидуальным карточкам, после прочтения (дифференцированного), учитывая особенности ученика.

3) Пословицы и поговорки к изученному  на уроке чтения произведению. Дети подбирают как из предложенных учителем, так и самостоятельно.

4) Фразеологизмы - крылатые слова и выражения, происхождение слов.

Иголку негде воткнуть (сравнение: яблоку негде упасть). О большом скоплении людей.

Игра слов (остроумное, каламбурное выражение).

Как на иголках (в состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства).

Большое значение придаю "алгоритму" - "памятке". В классе имеется уголок "Учись - учиться!" куда помещаю памятки.

Большое значение придаю работе с картиной.

Работа по картине:

1. Рассмотрите картину. 1. Дели!
2. О чем хотел рассказать художник? 2. Соединяй!
3. Какое настроение у вас от просмотра этой картины? 3. Войди в картинку.
4. Как вы думаете, какое заглавие можно подобрать к картине, к содержанию? 4. Отставай и забегай вперед.
5. Ваше отношение к увиденному, своё место в нем.  

Цель: научиться видеть главное в картине, различать передний и задний план картины.

Нужно отдать должное и составлению описания животных:

1. Внешний вид.

2. Какую форму напоминает тело?

3. Какие глазки?

4. Какие лапки?

5. Чем покрыто тело?

6. Вывод.

Лучшие сочинения дети записывают в "Почетную" тетрадь. В зависимости от задач высказываний и от ситуации использую разные виды речи: от краткого ответа ученика, до подробного сообщения. Так как речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю, то я стремлюсь учить детей читать тексты и различные рассказы про себя и, на уровне внутренней речи, усваивать учебный материал. Цель такой работы: подготовка учащихся к высказываниям, как устным, так и письменным. В результате внутренняя речь детей становится более четкой и стройной.

Приведу пример:

Расскажите о ночной схватке с врагом (опорные слова на доске: огневая точка, ранен, не мог двигаться, снайпер, придумал, пригрозил, автоматом, приказал).

Предлагаю детям задание: подготовиться к сообщению на определенную тему (например “Зима”). Подумать, о чем надо рассказать, какие слова употреблять? Такая мысленная, внутренняя подготовка повышает качество речи, особенно письменной.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.

На минутке чистописания, работая с пословицей, пищу её разрозненной.

Положи, да укажи, скажи, да в рот.

После того как дети посетили картинную галерею г. Горняка, дети писали свой "отзыв".

Большую роль в развитии речи играют пересказы. Дети, читая по абзацам, выделяют главное, т.е. говорят "кратко" о прочитанном. Так же использую иллюстрации учебника. Дети находят подходящий отрывок и зачитывают вслух, затем выделяют главную мысль.

Так же учу детей самопроверять, саморедактировать.

Творческая работа: "Помогите Незнайке!"

В этом помогают и занятия кружка "развитие речи".

Игра "Помогите Незнайке-шалуну!"

Цель: исправить ошибки, составление плана к тексту.

Содержание работы кружка по развитию речи спланировано таким образом, что логично продолжает основные линии уроков русского языка: воспитание внимания к слову, чувства языка, развитие умения понимать текст, умений связной устной и письменной речи.

Игра позволила решить следующие цели и задачи:

  • учить детей логическому рассказыванию;
  • обогащать словарный запас у детей;
  • знакомить с окружающим миром;
  • развивать фантазию, речевое творчество детей;
  • работать над дикцией;
  • прививать интерес к чтению, к книге;
  • прививать интерес к творчеству писателей и чувство уважения;
  • развивать технику чтения у детей;
  • учить сплоченной, дружной работе и отдыху.

Занятия построены на занимательном материале, взятом из опыта Новоторцева Н.В. (серия "Вместе учимся, играем"), а также на дидактическом материале "Развитие речи детей".

На уроках природоведения используются индивидуальные карточки. Дети по вопросам составляют связный рассказ, целенаправленный и развернутый. Большое значение придаю докладам-выступлениям; опорным блокам (характеристика прошедшего дня, недели, погоды, месяца, времени года); часто использую природоведческие диктанты с правом выбора, полного ответа.

Ребенка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда его речь будет живой, эмоциональной.

На уроке математики на минутке чистописания дети дают характеристику числам: "Сегодня 25 декабря, день недели, двузначное число, единиц 5, десятков 2...".

Игра "Математические цепочки". Большое значение придаю использованию наглядных средств (математические бусы, таблицы). Урок "звучит", если учитель использует музыкальные инструменты  (маракасы, баян, барабан, трещетки и др.), магнитофон, проигрыватель, телевизор, фильмоскоп и др. Так же разработала ряд уроков нестандартных: "Математические путешествия", "Геологическая экспедиция" - по теме "Полезные ископаемые", урок-экспедиция.

Такая системная работа имела свои результаты:

Во-первых, повышается техника чтения. Чтение становится выразительным, скоростным, осознанным.

Во-вторых, изменяется каллиграфически-правильное, грамотное письмо; развивается орфографическая зоркость.

В-третьих, через составление загадок, небылиц, написание сочинений и изложений развивается речь, обогащается словарный запас слов у детей.

В-четвертых, повышается интеллект у ребенка, развивается чувство собственного достоинства.