Организация работы в библиотечном медиацентре с информацией на нетрадиционных носителях

Разделы: Организация школьной библиотеки


1. Назначение библиотечного медиацентра

Появление компьютеров и использование информационно- коммуникационных технологий в гимназии 164 г. Зеленогорска повлияли на содержание работы школьной библиотеки.

И в 2002 году был создан Библиотечный Медиацентр (в дальнейшем “БМЦ”). По штатному расписанию в БМЦ работают два человека: зав.библиотекой и библиотекарь (медиаспециалист) с техническим образованием.

БМЦ является частью информационно-образовательной среды гимназии. Работа в БМЦ ориентирована на применение новых информационных технологий, современных технических средств, позволяющих повысить уровень информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также квалификацию учителей.

Роль БМЦ – предоставить учащимся и учителям открытый и свободный доступ к разнообразным информационным носителям.

Основной целью деятельности является полное и качественное удовлетворение всех информационных запросов пользователей.

2. Структура БМЦ (рабочие зоны)

Библиотечный Медиацентр состоит из следующих рабочих зон:

Библиотека включает в себя зоны открытого и закрытого библиотечных фондов, зону справочной службы – для регистрации и учета всех действий, связанных с выдачей, использованием и возвратом литературы на традиционных носителях, посадочные места на класс (для интерактивной формы работы с группой и индивидуальной работы). Имеются 2 компьютера (для библиотекаря и пользователя) для работы с базами электронных каталогов и картотек на печатные издания.

Компьютерная зона, состоящая из 3-х компьютеров для работы в Интернете, с электронными программами на компакт-дисках; для работы с текстовым редактором; сетевого матричного принтера; копировально-множительной техники.

Внутренняя локальная сеть в БМЦ объединяет все компьютеры и имеет связь с внешней локальной сетью гимназии.

Аудиотека – формируется фонд из магнитных аудиозаписей. Имеется место для индивидуального прослушивания записей на магнитофоне.

Видеотека – формируется фонд из учебных видеоматериалов. Имеются телевизор, видеомагнитофон, кабельное соединение с видеостудией, посадочные места для индивидуального и группового просмотра видеоматериала.

Формируется дискетотека (фонд из электронных программ на компакт-дисках).

3. Информационные ресурсы

В связи с тем, что в нашу деятельность активно внедряются видеофильмы, Интернет, компакт-диски, аудиозаписи, традиционные информационные ресурсы БМЦ стали пополняться современными информационными ресурсами.

Аудиоресурсы – собраны звукозаписи (в количестве 80 штук) по русской поэзии и русской прозе, имеется учебное сопровождение для углубленного изучения английского языка.

Видеоресурсы – лицензированные учебные видеофильмы по истории, литературе, биологии, экологии и для начальной школы. ( 28 штук).

Медиаресурсы – имеются в нашем БМЦ в большом количестве (310 шт. образовательных программ). Это: электронные учебники, интерактивные репетиторы, тренажеры, электронные энциклопедии, словари, справочники, развивающие игры и обучающие программы, библиотека медиаобъектов для создания презентаций.

Интернет-ресурсы нормативные документы, энциклопедии, словари, ресурсы для учителей по предметам, ресурсы для учащихся, ресурсы для родителей.

(Накопление компакт-дисков с электронными программами началось с получением образовательных дисков по федеральной программе).

4. Особенности функционала библиотекаря БМЦ

Особенностями работы библиотекаря БМЦ является изучение информационных потребностей учителей и учащихся, анализ пользовательского спроса и интереса через собеседование, наблюдение; через просмотр журналов, газет, Интернет и др. источников информации.

Информационное обслуживание учителей и учащихся происходит через создание электронных каталогов на информацию, содержащуюся на всех нетрадиционных носителях: на аудио- и видеокассетах, на компакт-дисках, создание интернет-ресурсов для педагогов.

Регулярно проводятся обзоры, выставки по определенной тематике и новым поступлениям. Обзоры могут быть представлены не только в виде презентации, но и в виде рассказа о новых поступлениях по гимназическому радиоузлу (в рубрике “Новинки БМЦ”).

Ведется работа по развитию библиотечного медиацентра – накопление информационных ресурсов на нетрадиционных носителях информации (и только лицензионные), которые приобретаются через городские фирмы и по подписным каталогам Роспечати.

Проводится регистрация и учет всех действий, связанных с выдачей, использованием, возвратом компакт-дисков, видеоматериалов, аудиоматериалов, находящихся в ведении БМЦ, а также распределяется машинное время (из-за нехватки компьютеров) и ресурсы между учащимися или учителями.

Используется следующая документация для организационного обслуживания пользователей:

  • формуляры пользователей (в дальнейшем будут переведены в электронный вид);
  • печатные и электронные каталоги по видам информационных носителей;
  • журнал предварительных заявок работы на компьютерах с текстовым редактором, с электронными программами, в Интернете (из-за недостаточного количества компьютеров);
  • журнал предварительных заявок на определенную информацию (указывается тема, в каком виде, к какому сроку необходимо приготовить);
  • журнал предварительных заявок на демонстрацию или индивидуальный просмотр учебных видеофильмов (указывается время прихода класса на урок, тема и дополнительная информация);
  • журнал учета технических неисправностей.

Работа заключается не только в нахождении и предоставлении информации, проводится обучение пользователей методике нахождения и получения информации на разных носителях и организуется самостоятельная деятельность учащихся с учебной, справочной информацией, техническими средствами.

Осуществляется регистрация, подсчет и количественная характеристика объема, состава и движения всех фондов (для определения показателей полезной работы).

С приобретением программы 1С: Школьная Библиотека началась автоматизация технологических процессов в БМЦ, вся бумажная документация переводится на электронные носители.

Обеспечивается сохранность оборудования, своевременный ремонт технических средств, соблюдение правил техники безопасности и гигиены здоровья пользователей.

Пополняются банки данных “Педкадры”, результаты деятельности УВР по методическим объединениям, научно-методическая деятельность, результаты учебного процесса как учителей, так и учащихся; семинаров различного уровня, открытых мероприятий, часов общения и т.д. Все это хранится и в электронном виде, и в папках-накопителях в БМЦ.

Ведется работа с электронной программой “Здоровье”, куда вводятся спортивные успехи каждого учащегося с 1 по 11 класс; ознакомительная работа с программой “Хронограф” в режиме демоверсии для составления расписания уроков.

Составляется отчет о проделанной работе, где отражаются не только посещаемость, обращаемость, читаемость, но и проведенные мероприятия. Отчет включает раздел о проблемах БМЦ и его развитии.

5. Возможности, предоставляемые медиацентром для гимназического сообщества

Использование информации на нетрадиционных носителях позволяет организовать новые формы познавательной деятельности пользователей.

БМЦ – место, где и детям, и учителям можно почитать книгу, заняться самообразованием, общаться через Интернет, просмотреть учебный фильм, протестировать себя на компьютере, нарисовать стенгазету, прослушать аудиокассету с документальными материалами и т.д.

Одной из главных задач БМЦ является обеспечение возможности быстрого и наиболее полного доступа к информационным ресурсам: печатному материалу, видео-, аудио-, электронным носителям, оказание помощи в использовании информационных ресурсов (электронных учебников, энциклопедий, справочников, компьютерных тестов, телекоммуникационных сетей) для решения какой-то задачи. Пользователь ознакомится со всей информацией, выберет то, что ему нужно.

В стенах БМЦ работаем только с образовательными, познавательными программами по предметам.

Работать с дисками в БМЦ можно, предварительно записавшись в книге заявок (для предварительной установки его на компьютер), а на следующий день прийти и работать с ним. А можно взять домой до 5 дней. Это делается для того, чтобы диски не залеживались, использовались всеми: учителями, детьми, родителями. Математические игры, игры для развития логического мышления выдаются только на дом.

Чаще всего используются электронные учебники естественного цикла, учебные фильмы, энциклопедии, конструкторы, электронные лабораторные практикумы, тесты по предметам, электронные библиотеки, тренажеры.

Локальная сеть позволяет выйти на гимназический сервер, на котором хранятся все базы данных и локальные документы гимназии, все детские и преподавательские работы, презентации, все программное обеспечение. Можно связаться с компьютерами в классах информатики (их у нас 2), с компьютерами администрации. Это очень удобно для работы.

На гимназическом сайте имеется web-страничка библиотечного медиацентра, на которой имеется весь фонд информационных ресурсов на нетрадиционных носителях. Эта страничка обновляется ребятами – старшеклассниками.

Доступ в Интернет бесплатный для всего гимназического сообщества, не ограничен по времени для учителей, а для учащихся соблюдаются нормы СанПиНа. Все учителя и дети имеют электронные адреса, постоянно ведут переписку через Интернет. Учителя занимаются самообразованием (проходят дистанционные курсы), осуществляют поиск методического материала, работают в проектах. Учащиеся принимают участие в дистанционных предметных олимпиадах и проектах.

Работая по проектной методике, учителя и дети испытывают нехватку информации в учебниках, книгах. Учитель заранее пишет заявку на информацию по данной теме для подборки материала. И дети делают этот проект не в учебном кабинете, а в БМЦ.

Детям, работающим в Интернете, интересно то, что они находят, то, как они находят, и то, во что выливается их поиск.

При подготовке к гимназической НПК ученик выбирает свою, интересующую его тему, вместе с учителем-предметником формулирует ее и начинает самостоятельный поиск нужной информации. В результате этой работы развивается культура общения ребенка с различными информационными носителями, развивается умение ориентироваться и находить в огромном информационном пространстве необходимые данные.

Возможности, предоставляемые БМЦ, используются для проведения урока. Например, на дифференцированных уроках географии применяются одновременно все формы работы с информацией. Урок проводится по предварительной заявке для подготовки оборудования, справочного материала, для установки электронных программ на компьютеры. Дети делятся на группы. Каждая группа работает с разными носителями информации: печатные издания, электронные учебники, электронные справочники, энциклопедии, Интернет, видеозаписи, аудиозаписи – и осуществляют поиск дополнительной информации по данной теме, в конце урока делают мини-отчет по каждой группе. Группа, имеющая домашнее задание- приготовить презентацию по теме,- показывает ее.

При такой форме работы используются все возможности, которые предоставляет медиацентр, задействован весь парк технических средств: Интернет, принтер, ксерокс, видеомагнитофон с телевизором, магнитола, все компьютеры. Дети учатся осуществлять поиск информации, отбирать нужную информацию, используя умения и навыки работы с техническими средствами, в частности, с компьютером. Итоговым результатом является конференция по данной теме, которая проводится уже в учебном кабинете, с приглашением библиотекарей.

Услугами БМЦ пользуются администрация, учителя математики, литературы и русского языка, начальной школы и групп продленного дня, истории, биологии, географии, английского языка… Все услуги, которые оказываются в БМЦ, бесплатны.

При проведении краевых, городских семинаров по учебно-воспитательной работе библиотека как-то не вписывалась в тематику семинаров. С образованием библиотечного медиацентра теперь ни одно открытое мероприятие не проходит без его участия. Проходят творческие отчеты по обмену опытом, показательные часы общения, семинары любого уровня.

Автоматизация библиотеки и электронные библиотеки, позволяющие расширить книжные полки, обеспечивают открытый доступ ко всем ее фондам, развивают информационно-поисковое пространство и сферу услуг.

Результатом нашей работы является то, что было сделано при помощи медиаресурсов.

Анализируя 1,5 года работы библиотечного медиацентра, можно сказать, что создание БМЦ было своевременным и необходимым. Потребность в библиотечных услугах возрастает, посещаемость выросла. Ученики получают широкие возможности самостоятельно заниматься, использовать любые виды информации. Преподаватели тратят меньше времени на поиск необходимых учебных материалов. В результате ОУ переходит на качественно новый уровень.

В планах модернизации БМЦ –  увеличение количества компьютеров, улучшение технических характеристик их, наращивание фондов на различных носителях информации, дальнейшая автоматизация библиотеки.

В заключении хочется надеяться, что такие вопросы, как статус медиацентров был бы закреплен законодательно, и тарификация оплаты труда работников медиацентра, являющихся структурным подразделением МОУ, существовала бы.