Воспитательная деятельность Ангарского педагогического колледжа в рамках формируемого здоровьесберегающего образовательного пространства

Разделы: Общепедагогические технологии


Концепция воспитания Ангарского педагогического колледжа и программа ее реализации – один из ключевых аспектов действующей на его базе экспериментальной площадки “Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в системе “педагогический колледж – образовательное учреждение”: содержание, технологии, организация обучения, воспитания”. Здоровьесберегающее воспитательное пространство включает в себя педагогический коллектив колледжа, студентов, их семьи, а также педагогические пространства базовых образовательных учреждений. Такой системный подход объясняется комплексным пониманием здоровья в единстве его физического, психологического, социокультурного компонентов; целостностью образовательного пространства.

Актуальность этой программы связана с остротой проблемы сохранения нервно-психического, нравственного и социокультурного здоровья педагога, от которого напрямую зависит здоровье учащегося, воспитанника. Между тем, как показали наши исследования, показатели здоровья нынешних студентов очень низкие. Так, для 68% студентов первые места занимают ценности материального благополучия, волевых и деловых качеств личности, тогда как нравственные ценности занимают последнее место;

Из всех поступающих на первый курс практически здоровыми являются только 14,3% обучающихся. Согласно данным института педиатрии и репродукции человека СО РАМН на первых местах – заболевания нервной, эндокринной и пищеварительной систем.

Низкие показатели нервно-психического и когнитивного здоровья студентов проявляются в том, что больше половины студентов первых курсов испытывают учебные затруднения, связанные со своевременно некомпенсированной нейропсихологической симптоматикой, нарушениями волевой регуляции, несформированностью индивидуально-рационального учебного стиля. Также они обусловлены оторванностью студентов от дома (70% приезжают обучаться из территорий Иркутской области), слабой школьной базой на фоне информационных перегрузок и нерационального режима дня.

Согласно исследованиям кафедры охраны здоровья ребенка ИПКРО, такая ситуация типична и для других педагогических колледжей и педвузов, поэтому актуальность наших исследований выходит за рамки Ангарского педколледжа. При разработке концепции мы исходили из того, что основным инструментом решения проблемы может быть исторически и культурно обусловленное ценностно-смысловое образовательное пространство, которое бы содействовало развитию у будущих педагогов экоцентрического мировоззрения, органично включающего в себя понимание взаимообусловленности здоровья человека, здоровья природы и здоровья общества; ценности здоровья и здорового образа жизни, ценностные ориентиры на сохранение и укрепление здоровья будущих воспитанников.

Цель нашей воспитательной деятельности: разработка условий превращения педагогического колледжа в социокультурный центр по формированию в ближайшем социуме здоровьесберегающей образовательной политики, направленной на нравственное и социокультурное воспитание студента как гуманной, духовной и свободной личности, социально-мобильного субъекта и педагога – профессионала.

Для реализации цели нами определены задачи:

Выявление здоровьесберегающего потенциала в ранее существовавших и современных теориях и практике воспитания, в народной педагогике.

Создание модели воспитательной деятельности колледжа в части формирования здоровьесберегающего образовательного пространства, которая позволяет учитывать специфику образовательного учреждения, психосоциальный статус обучающихся и их семей, комплексные показатели здоровья субъектов образования, полиэтнокультурное пространство.

Разработка технологии составления индивидуальных образовательно-оздоровительных траекторий для студентов и преподавателей, решающих задачи их оздоровления и повышения качества образования в русле его модернизации.

Определение критериев мониторинга воспитательной деятельности педагогического колледжа по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства и проведение такого мониторинга.

Теоретические основания концепции составили: философия гуманистического образования, современные дидактические принципы субъект-субъектной педагогики, осмысление с позиций психологии и современной дидактики полиэтнокультурного наследия народной педагогики. На этой основе были определены принципы формирования здоровьесберегающего образовательного пространства средствами воспитательной деятельности, а именно: принципы гуманизма, комплексности (биосоциального подхода), субъект-субъектности, погружения в культурный поток, культуросообразности и культуросозидательности, индивидуализации, экологосообразности.

Тем самым обеспечилась “система воспитания”, которую мы понимаем как целостную здоровьесберегающую систему отношений преподавателей и студентов, в основе которой – обмен гуманистическими ценностями, психоэмоциональный комфорт, профессиональное сотрудничество и сотворчество, самореализация каждого субъекта воспитательного пространства с учетом их индивидуальности.

Для выявления основных закономерностей перевода системы воспитания в режим устойчивого развития, надежного и эффективного функционирования нами использовались ключевые положения теории систем. Среди них: реализация принципов обратной связи, альтернативной регуляции, флуктуации или поисковости, саморегуляции, самокомпенсации имеющихся дефектов.

Это позволило с новых, не только дидактических, философских, но и кибернетических позиций подойти к проблеме реализации поистине комплексного, биосоциального – психофизиологического и культурологического – подходов к воспитанию. В частности, опираясь на работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, учитывали особенности учета в воспитании психических новообразований. Использовали открытые В. Ясвиным и Дерябой [3] закономерности формирования экологических ценностей и экологического экоцентрического сознания. Учитывали фило – и социогенетические корни мировоззрения современного человека, раскрытые в работах В.П. Эфроимсона [7]по этнологии и этнопсихологии. Опирались на положения Е.Н. Дзятковской [2] об особенностях воспитания в здоровьесберегающем образовательном пространстве и Е.Н. Дзятковской [2], М.Б. Дьяковой о проектировании здоровьесберегающих образовательных технологий, на культурологическую теорию личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской, теорию А.С. Косоговой [4] о становлении личности педагога в культуротворческом образовательном пространстве. Это позволило определить компоненты здоровьесберегающего образовательного пространства.

Центральным компонентом здоровьесберегающего образовательного пространства является система отношений неавторитарного типа:

между преподавателями, студентами и их семьями, колледжом и работниками базовых образовательных учреждений;
внутри студенческого и преподавательского социума (соуправление и др.);
между микросоциумами (микросоциум – это группа, объединенная общими ценностями, целью, совместной деятельностью: отдельная группа, школа лидеров, клуб КВН, учебно-исследовательская лаборатория, совета кураторов и др. Значимость того или иного микросоциума определяется нами тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок студента, его мнений, убеждений)

Следующим компонентом является структура педагогического пространства. Ее составляющие:

медико–психолого–педагогическое сопровождение учебно – воспитательного процесса в целях становления у субъектов ценности здоровья и здоровьесберегающих профессиональных позиций через разработку, в частности, индивидуальных образовательно-оздоровительных траекторий;
психолого–педагогическое сопровождение, основной функцией которого является развитие у субъектов потенциала самопознания, рефлексии, саморегуляции и самореализации своей индивидуальности;
система работы кураторов, направленная на самоорганизацию и саморазвитие студенческого коллектива, создание условий для нравственного и социокультурного роста личности студента;
студенческое самоуправление и соуправление, которое решает задачи формирования навыков управленческой культуры молодого специалиста, самостоятельности в принятии решения, самоопределения личности студента;
интегрирование образовательного пространства “урок – практика – учебно-исследовательская работа”, “воспитание - обучение – развитие”;
система художественно-эстетического воспитания;
система традиций педагогического колледжа;

Следующий компонент – система внешних связей педколледжа, его сотрудничество с образовательными, социокультурными и спортивно-оздоровительными учреждениями города и области.

При этом здоровьесберегающее образовательное пространство строится на принципе экологосообразности, обеспечивая его адаптацию как к окружающему социокультурному пространству, так и психофизиологическим особенностям каждого субъекта. Это обеспечивается

учетом объективных законов психологии воспитуемого;
соединением в процессе воспитания чувств, эмоций с логикой и всех их – с практикой, уходом от традиционного левополушарного воспитания, опора на правополушарные центры нравственно-этического поведения;
кумулятивно-резонансным эффектом коллективного воспитания,
индивидуализацией воспитательного процесса и учетом состояния здоровья всех субъектов (студентов и их семей, преподавателей);
выстраиванием воспитательного процесса на основе полиэтнокультурного наследия населения Прибайкалья, на пробуждении генетической памяти поведения человека; его национального сознания. Это особенно актуально, если учитывать специфику подготавливаемых нами специалистов – педагогов, которым предстоит на практике разрабатывать траектории воспитания нравственности и духовности подрастающего поколения, которое издавна на Руси и в Байкальском регионе шло через традиционное общинное воспитание.
диалогом культур, диалогом поколений – психологических, эмоциональных и интеллектуальных связей поколений.

В результате поиска адекватных форм воспитания, на практике реализующих эти направления, мы пришли к многоаспектной интеграции дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного циклов с педагогической практикой и выходом на метазнания, метаязык, метод проектов, совместное проектное творчество студентов и преподавателей.

На решение этой задачи направлены все компоненты пространства и особенно система традиций колледжа (совместные со студентами и преподавателями родительские собрания, Дни здоровья, фестивали народов, живущих на территории области), система художественно-эстетического воспитания, развитие толерантности через совместное проживание 70% всех обучающихся в общежитии, сотрудничество с учреждениями города и др.

В заключении считаем важным отметить: для оценки продуктивности, жизнеспособности системы воспитания в здоровьесберегающем пространстве Ангарского педагогического колледжа нами были расширены и уточнены критерии оценки эффективности воспитательной деятельности. Ими явились:

уровень воспитанности, потенциал самовоспитания (в т.ч. состояние систем саморегуляции, рефлексии, устойчивость к асоциальным и безнравственным проявлениям),
динамика гражданской зрелости студентов, иерархия нравственных ценностей;
степень этнокультурной ассоциации/диссоциации;
состояние психонейросоматического здоровья в динамике;
потребность в формировании субъект-субъектных отношений, умения и навыки педагогической деонтологии;
творческая активность и инициативность преподавателей и студентов в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Разработана методика проведения по результатам комплексной диагностики супервизорных групп по составлению индивидуальных образовательно-оздоровительных траекторий студентов.

Мониторинг показывает, что по сравнению с 2000 г. все показатели имеют стабильную динамику роста. Как результат, изменяется иерархия ценностных ориентиров. Например, у студентов четвертых курсов:

1 место – Ц.О на развитие нравственных качеств
2 место – Ц.О на познание
3 место – Ц.О на труд

От первого до третьего курсов снижается количество пропусков по болезни на 54%

98% студентов отмечают, что в колледже общение студентов и преподавателей, студентов между собой имеет ярко выраженный не авторитарный стиль и основано на доверии, сотворчестве и к завершению обучения в колледже они не испытывают проблем в учебной работе, общении.

По оценке студентов – выпускников (84%), к завершению обучения они владеют рациональными способами учебной работы, приемами саморегуляции. 79 % – ведут здоровый образ жизни.

Ежегодно в педагогические колледжи из ВУЗов возвращаются в качестве преподавателей его выпускники. В настоящее время их количество составило 46%

Таким образом, воспитательная деятельность по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, осуществляемая в рамках экспериментальной работы Ангарского педагогического колледжа, позволила определить психологические, педагогические, медико-биологические, культурные условия превращения педагогического колледжа в социокультурный центр по формированию в ближайшем социуме здоровьесберегающей образовательной политики, направленной на воспитание студента как гуманной, нравственной и свободной личности, социально-мобильного субъекта и педагога – профессионала.

Система воспитания в здоровьесберегающем образовательном пространстве колледжа представлена в приложении-презентации.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА по вопросам формирования здоровьесберегающего образовательного пространства отражен в следующих сборниках:

Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов и преподавателей педагогических училищ и колледжей. – Иркутск – С. – Петербург. 1997.

Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития. – Иркутск. 1999.

Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Образование и здоровье. – Иркутск – С.– Петербург. 1997.
Здоровьесберегающие технологии в образовании: наука и практика. – Иркутск.2001.
Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения. – Санкт – Петербург . 2002.

Печатные издания

  1. Здоровьесберегающие позиции специалиста – основа здоровья ребенка (целевая комплексная программа). – Ангарск. 2002.
  2. Здоровьесберегающее пространство педагогического колледжа: пути становления. – Ангарск – С. – Петербург. 2002.

 Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М. – Ростов–на–Дону. 1999.
  2. Дзятковская Е.Н. Концепция воспитания в здоровьесберегающем образовательном пространстве. – Иркутск. 2000.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов–на–Дону. “Феникс”.1996.
  4. Косогова А.С. Становление педагога. Монография. – Иркутск. 2001.
  5. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблемы развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. – С. – Пб. 2002.
  6. Лихачев Б.Т. Философия образования. – М.. “Прометей”. 1995.
  7. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиции эволюционной генетики человека. http: // www.ibmh.msk.su/vivovoco.).

Презентация