Содержание программы

Введение (1 час)

Кто является потребителем. Закон РФ о защите прав потребителей. Рынок. Продавец (производитель). Товар (услуга). Цена. Сделка. Прибыль, убыток.

Самостоятельная работа: “Объясни понятие”.

Раздел I. Кто такие потребители (5 часов).

Тема 1. Кто такие потребители (1 час).

Суверенитет потребителя. Спрос, предложение товара.

Деловая игра “Рынок”.

Тема 2. Как мы выбираем товары и услуги (2 часа).

Потребности, их виды (материальные и нематериальные). Полезность. Риск, склонность к риску. Ограниченность. Выбор.

Деловая игра “Собираясь в поход”.

Тема 3. Как продаются товары (2 часа).

Торговля, ее роль и виды. Магазинная торговля. Виды магазинов (специализированный, универсальный, фирменный). Цена на товар. Безмагазинная торговля. Репутация магазина.

Права и обязанности продавца и покупателя.

Сочинение “Мой любимый магазин”.

Раздел II. Информация и потребитель (9 часов).

Тема 4. Источники информации для потребителей (2 часа).

Информация. Источники информации для потребителей и их надежность.

Сложность передачи информации.

Деловая игра “Испорченный телефон”.

Тема 5. Что читать на этикетке товара (4 часа).

Упаковка товара, ее значение. Важнейшие символы упаковки, их значение. Экологические символы.

Конкурс “Кто больше всех соберет информации с этикетки товара”.

Значение упаковки в продвижении товара.

Практикум – “Изготовление упаковки товара из подручных средств”.

Сочинение “Что было бы, если бы с товара исчезли этикетки”.

Тема 6. Реклама и ее регулирование (3 часа)

Реклама, ее виды, основные рекламные приемы. Достоинства и недостатки рекламы, значение для потребителя. Рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

Подготовка и выполнение проекта “Рекламное представление моей школы”.

Раздел III. Как вести себя потребителю (10 часов).

Тема 7. Наши потребительские права (2 часа).

Закон, права потребителя, их основные виды. Из истории возникновения потребительского права. Срок годности, срок службы, гарантийный срок. Материальный ущерб, моральный вред.

Подготовка и выполнение проекта “Магазин начинается с вывески”.

Тема 8. Поведение потребителя в магазине (1 час).

Что должен знать потребитель о товаре. Товар ненадлежащего качества.

Ролевая игра “Как я покупаю товар?”.

Тема 9. Потребитель в службе быта (1 час).

Бытовые услуги и их виды. Служба быта. Договор на оказание бытовых услуг. Квитанция. Претензия.

Ролевая игра “Потребитель в службе быта”.

Тема 10. Поведение потребителя на транспорте (1 час).

Пассажир. Билет, багаж, договор перевозки. Страхование.

Ролевая игра “Мы едем, едем, …”.

Тема 11. Потребительские услуги в путешествии(1 час).

Туристическая путевка. Договор на оказание туристических услуг. Туристическая фирма. “Звездность” гостиницы.

Тема 12. Потребитель в системе образования (1 час).

Диплом. Диплом государственного образца. Аттестат, сертификат, удостоверение. Лицензия.

Тема 13. Этика потребительского поведения (1 час).

Этика покупателя и продавца. Межличностные отношения. Уважение. Эмпатия. Толерантность.

Ролевая игра “Князь”.

Тема 14. “Зеленое” потребление (2 часа).

“Зеленое” потребление. Окружающая среда. Отходы и возможности их переработки. Охрана природы.

Деловая игра “Оценка последствий решения”.

Раздел IV. Деньги и потребитель. (4 часа).

Тема 15. Наши расходы (1 час).

Бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Сбережения.

Самостоятельная работа “Анализ моих расходов за неделю”.

Тема 16. Как покупать дешевле (1 час).

Экономия. Способы экономии средств. Скидка.

Сочинение “Всегда ли экономия снижает затраты?”.

Тема 17. Азартные игры (2 часа).

Азартная игра. Азарт, риск игровые автоматы. Психология азартной игры “Правила безопасности” для потребителя.

Самостоятельная работа “В мире экономических игр”.

Раздел V. Кто нас защищает. (2 часа).

Тема 18. Самозащита потребителей. (1 час)

Договор и его значение для самозащиты потребителя. Грамотное поведение потребителя, как залог успеха.

Тема 19. Куда обратиться за помощью. (1 час)

Органы по защите прав потребителей, их виды, функции. Специфика работы местных органов. Суд. Адвокат. Ознакомление с опытом работы местных органов по защите прав потребителей.

Обобщение (1 час)

Ролевая игра “ На приеме у адвоката”.

Требования к учащимся.

Учащийся должен знать:

Учащийся должен уметь:

Практическая часть курса

Используемые в процессе обучения практические работы представлены в виде разных форм самостоятельных работ. Целью использования данного средства организации деятельности ученика на уроке является обучение владением информацией и перенос этой информации в новые условия.

По уровню использования экономической информации учащимися самостоятельные работы могут быть поделены на 3 группы (Таблица № 1).

Таблица № 1.
Распределение самостоятельных работ учащихся по уровню использования экономической информации

Уровень Репродуктивный Конструктивный Творческий
Название и вид работы Самостоятельная работа - “Объясни понятие”

Деловая игра - “Испорченный телефон”

Игры – “Рынок”, “Собираясь в поход”, “Как я покупаю товар”, “Мы едем, едем…”, “Князь”, “Потребитель в службе быта”.

Конкурс – “Кто больше соберет информации с этикетки товара”.

Самостоятельная работа –

“Анализ расходов за неделю”.

Сочинения – “Мой любимый магазин”, “Что было бы, если бы с товаров исчезли этикетки”, “Всегда ли экономия способствует снижению затрат”, Практикум - “Изготовление упаковки товара из подручных средств”, Проекты – “Рекламное представление гимназии”

“Магазин начинается с вывески”

Предлагаемые в программе самостоятельные работы по способам деятельности ученика на уроке также различны:

Самостоятельная работа учащихся по времени ее выполнения может занимать весь урок, либо его составную часть. Выполнение творческих заданий в их подготовительной части может занимать период до одной недели. Необходимо отметить важность и адекватность использования игровых приемов в самостоятельной работе. По мнению академика М.Н. Скаткина дидактика уже давно показала, что скука на уроках – злейший враг учения. Поэтому использование игровых приемов – это прямой путь к получению знаний через интерес к предмету.

Ниже предлагается методика проведения отдельных самостоятельных работ, которые могут быть использованы в качестве вариативного набора самостоятельных работ по различным темам курса. Используемые в программе игровые идеи взяты из методического пособия по преподаванию курса “Основы потребительского поведения” авторов Крючковой П.В., Кузнецовой Е.В., Фонтановой А.Н.. (Деловые игры – “Рынок”, “Собираясь в поход”, “Оценка последствий решения”, “Испорченный телефон”. Ролевые игры “Как я покупаю товар”, “Потребитель в службе быта”, “Мы едем, едем…”, “Князь”). Эти игры частично изменены по содержанию и форме проведения с учетом возрастных особенностей детей. Методика проведения остальных самостоятельных работ, их содержание и наполнение – авторские. (Методика выполнения творческих заданий в виде сочинений, самостоятельная работа “Объясни понятие”, конкурс “Кто больше соберет информации с этикетки и упаковки товара”, проекты “Рекламное представление моей школы”, “Магазин начинается с вывески”, “Магазин начинается с вывески”, практикум “В мире экономических игр”, ролевая игра “На приеме у адвоката”).

Методика проведения практимума “Изготовление упаковки товара из подручных средств” разрабатывалась совместно с преподавателем технологии Рындовской С.П.

Автор благодарит завуча по научной работе гимназии Ким В.И. за методическую помощь при написании программы.

Самостоятельная работа “Объясни понятие”.

Цель: проверить степень усвоения учащимися основных понятий темы.

Задачи:

Оборудование: карточки для учащихся с основными понятиями, и номерами вопросов, листы самооценки для работы в группе.

Форма проведения: Групповая работа. Класс разбивается на 5 – 6 групп, по 3 – 4 человека, каждая группа получает задание на карточке и лист самооценки:

КАРТОЧКА № 1 (образец)

Дать определение следующих понятий:

1) рынок,

2) потребитель,

3) продавец,

4) производитель,

5) товар,

6) услуга,

7) цена,

8) сделка,

9) суверенитет потребителя.

Лист самооценки

Ф.И. № 1 № 2 № 3 итог
         

После обсуждения в группе всех предложенных для объяснения понятий каждому ученику предлагается ответить на три вопроса карточки, с последующей самооценкой в группе по каждому вопросу.

Вопросы распределяются либо учителем, либо по случайному выбору (вытягивается номер вопроса). За учителем остается контролирующая функция и право изменение выставленной оценки в сторону ее увеличения либо уменьшения.

Работа проводится в заключительной части урока в течении 10 – 15 минут. Лист самооценки сдается учителю, который выставляет затем итоговую оценку. Такая форма работы может быть использована как элемент любого урока. Второй вариант данной самостоятельной работы может быть представлен в виде индивидуальной работы на отдельном листе по определению пяти понятий. Оценивание следующее – за каждый правильный ответ 1 балл.

Деловая игра “Рынок”

Цель: воспроизвести рыночную модель взаимодействия продавца и покупателя.

Задачи:

Оборудование: карточки с заданиями для продавца и покупателя, бланки для записи результатов сделки.

Форма проведения: Индивидуально-групповая работа. Ученики разбиваются на две группы – продавцов и покупателей. Каждый игрок получает карточку, в которой указано, является ли он продавцом или покупателем.

Карточки имеют следующий вид:

Карточка продавца Карточка покупателя
Вы продаете яблоки.

Постарайтесь продать как можно дороже и не ниже цены, указанной на карточке, иначе эта сделка принесет Вам убыток.

Вы покупаете яблоки.

Постарайтесь купить как можно дешевле и не выше цены, указанной на карточке, так как иначе покупка принесет Вам убыток.

В ходе игры покупатели и продавцы торгуются, пока наконец не найдутся пары, согласные заключить сделку. Для записи результатов сделки каждый участник заполняет специальный бланк, полученный им в начале игр.

Бланки имеют следующий вид:

Игра “Рынок”

Имя покупателя / продавца ___________________________

№ сделки Цена на карточке Цена сделки Имя партнера прибыль убыток
1          
2          
3          
4          
5          
6          

До начала игры каждый участник заполняет шапку этого бланка, вписывает свое имя (фамилию). После заключения сделки и подсчета прибыли (убытка) по данной сделке, участники обменивают у ведущего свои карточки и снова вступают в игру. Ведущий проверяет правильность заполнения бланков и меняет карточки. Один тур игры может длиться 15 минут, затем участники меняются ролями. Победителем становится игрок, сумевший добиться наибольшей прибыли. Им может оказаться как покупатель, так и продавец.

Для проведения нескольких туров игры используется целый урок.

Деловая игра “Собираясь в поход”

Цель: осознать проблему ограниченности ресурсов и возникающую отсюда проблему выбора.

Задачи:

Оборудование: перечень вещей для каждого ученика.

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Каждому ученику выдается список вещей, необходимых в походе. Предполагается, что рюкзак и еда уже есть и в этот список не входят.

Карточка имеет следующий вид:

Что я могу взять с собой в поход?

Перечень Я группа Расхождение
1) палатка      
2) спички      
3) пленка от дождя      
4) футбольный мяч      
5) гитара      
6) топор      
7) свитер      
8) спальный мешок      
9) книга-детектив      
10) гантели      
11) карманные шахматы      
12) карманный фонарик      

ИТОГО:

Задание для учащихся:

Выделите в списке предметы, которые вы возьмете с собой в поход в первую, во вторую, в третью и т.д. очередь. Напротив каждого предмета поставьте цифру, соответствующую вашему выбору (от 1 до 12).

После индивидуальной оценки такая работа проводится в группах по 4-5 человек. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого из двенадцати предметов. Группа старается принять каждую оценку так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться, хотя бы отчасти.

После завершения работы производится подсчет расхождений в баллах между индивидуальным и групповым решением и даются рекомендации учащимся: чем меньше суммарная величина расхождений в группе, тем больше вам можно полагаться на собственное мнение; чем больше суммарная величина расхождений, тем лучше для вас при принятии решения спрашивать совета окружающих.

Игра проводится в течение урока.

Сочинения

Цель: закрепить основные понятия темы и применить их в новой ситуации.

Задачи:

Форма проведения: индивидуальная работа в тетради.

Тема для сочинения и критерии его оценивания объявлены заранее для того, чтобы учащиеся могли продумать порядок изложения материала, а может быть собрать нужную для выполнения работы информацию. Такая форма задания может быть выполнена в течении урока, либо предложена в качестве домашнего задания. Для оценивания творческих заданий предлагается использовать дополнительную шкалу критериев в перерасчете на внутригимназическую безналичную валюту – мудрик:

Критерии оценивания Количество мудриков
1. Использование в работе изучаемой терминологии 3
2. Новизна, необычность подачи материала 3
3. Объем выполненной работы не менее 1 страницы тетради 2
4. Использование примеров личного опыта или опыта окружающих 2
5. Аккуратное оформление работы в тетради, отсутствие грамматических ошибок 1

Таким образом, оценивание может быть проведено по сумме набранных баллов:

Отметка “5” – 7-10 мудриков,

Отметка “4” - 5-6 мудриков,

Отметка “3” - 2-4 мудрика,

Отметка “2” - 0-1 мудрик.

Деловая игра “Испорченный телефон”

Цель: показать важность обладания информацией, сложность её получения и переработки для потребителя – пятиклассника.

Задачи:

Форма проведения: групповая работа.

Этот вид работы по форме напоминает известную детскую игру и начать её можно также, постепенно усложняя и увеличивая количество передаваемой информации.

Последний вариант игры может быть представлен в виде передачи инструкции для последнего игрока команды, на которые можно поделить класс. Да начала инструкции выбираются эксперты по количеству команд, которые присутствуют при передаче информации вслух и отслеживают персональные ошибки.

Инструкция для первых игроков и экспертов.

Последний член вашей команды, получив инструкцию, должен выполнить следующие действия:

1) построить игроков своей команды справа налево по алфавиту их имён;

2) поднять правую руку вверх у тех игроков, в имени которых есть буква “О”.

Победителем является команда, игроки которой наиболее точно передадут и выполнят инструкцию.

Игра может быть использована в качестве аргумента при объяснении сложности передачи информации в условиях рынка и занимать составную часть урока – объяснения нового материала либо урока – повторения, закрепления темы.

Конкурс “Кто больше всех соберет информации с этикетки товара”

Цель: изучить объём и качество информации, передаваемой этикеткой и упаковкой товара.

Задачи:

Оборудование: образцы упаковок и этикеток различных видов товаров, приобретаемых потребителем.

Форма проведения: индивидуально – групповая работа.

Каждый ученик, используя заготовленные заранее упаковки и этикетки товаров (количество не ограничивается), в порядке очередности называет вид информации, которую он может прочитать или объяснить. Принимаются к сведению и объясняются по ходу конкурса неизвестные учащимся символы, знаки, сокращения, которые также несут в себе определенную информацию. Этот список фиксируется на доске. Например, название товара, состав продукта, срок годности, калорийность и т.п. После каждого круга отсеиваются игроки, которые затруднились в ответе. Учитель берет на себя роль арбитра и фиксирует поступающую информацию. Не следует доводить игру до полной победы одного игрока. Лучше всего объявить в числе победителей нескольких учеников. Победители награждаются отличной оценкой в журнале и символической медалью или сувениром (по возможности).

Практикум – “Изготовление упаковки товара из подручных средств”

Цель: изготовить из подручных средств эстетически привлекательную упаковку для товара.

Задачи:

Оборудование:

Форма проведения: групповая работа, интегрированный урок с технологией (по возможности).

Класс разбивается на 3-4 конкурирующие фирмы по производству мороженого. Задача фирмы изготовить упаковку для своего товара с целью привлечь внимание потребителя своим эстетическим видом. Задача учителя – текущий инструктаж по оказанию помощи в работе. Каждая группа предлагает к демонстрации 1-3 упаковки (в зависимости от условий). Заключительный этап урока – оценивание творческих работ. Каждому ученику предлагается выразить свое отношение к представляемым работам с помощью рожиц:

1 - Работа очень понравилась, такую упаковку мне бы хотелось применить и использовать.

2 - Я остался равнодушен к информации и внешнему виду работы.

3 - Не понравилась работа, совсем с ней не согласен

После голосования подводятся итоги и выставляются оценки:

“ 5 ” – положительный отклик и отзыв у 80 – 100% учащихся;

“ 4 ” - положительный отклик у 50% учащихся;

“ 3 ” - положительный отклик у менее 50% учащихся.

Учитель может вмешаться в процесс голосования и поставить высший балл за работу, которая не нравится большинству, но является очень оригинальной и нестандартной.

Подготовка и выполнение проекта “Рекламное представление моей школы”.

Цель: разработать и защитить проект рекламного щита своей школы.

Задачи:

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мелки, фломастеры, домашние заготовки для работы.

Форма проведения:

1) подготовительный этап (1неделя) – сбор информации о школе, набор творческих заготовок, стихотворений, рассуждений и т.п. – всего того, что может быть использовано в предстоящей работе; набор представлений о формах, видах и методах подачи информации на рекламных щитах г. Артема.

2) Основной этап (1-2 урока). Рекламное представление гимназии в виде проектного щита размером в 1 альбомный лист.

Вариантов работы может быть несколько: индивидуальная работа над проектом, работа в группе по 3 – 4 человека, работа всего класса над созданием одного проекта, когда может быть проведено сравнение проектов по параллелям и может быть увеличен размер изготавливаемого щита.

3) заключительный этап – подведение итогов работы и защита проекта. Авторы работ представляют свои произведения с очень коротким комментарием, отвечают на вопросы аудитории. Оценивание производится на основе голосования по предложенной выше методике.

Выполненные работы могут быть представлены на школьной выставке, а также на научно-практическую конференцию.

Подготовка и выполнение проекта “ Магазин начинается с вывески”.

Цель: разработать и защитить проект вывески магазина, выполненный в соответствии с требованиями закона.

Задачи:

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мелки, фломастеры, домашние заготовки.

Форма проведения:

1) подготовительный этап (1 неделя) – ученикам дается задание понаблюдать за оформлением вывесок тех магазинов, покупателями которых они являются, обратить внимание на их информационное содержание.

2) основной этап (1 урок) изготовление проекта и его представление. 3) оценивание работ может быть проведено с помощью дополнительной системы критериев в перерасчете на внутригимназическую безналичную валюту – 1 мудрик.

 

Критерии оценивания Количество мудриков
1. Полнота передаваемой информации 3
2. Эстетическая привлекательность работы 2
3. Необычный подход подачи информации 1
4. Отсутствие грамматических ошибок, грамотное изложение информации 1

Оценивание по сумме набранных мудриков:

Оценка “ 5 ” - 5-7 мудриков;

Оценка “ 4 ” - 3-4 мудрика;

Оценка “ 3 ” - 1-2 мудрика;

Оценка “ 2 ” - 0.

Методические рекомендации к проведению ролевых игр.

Раздел II программы посвящен изучению поведения потребителя в типичных потребительских ситуациях. С целью активизации познавательного процесса учащихся возможно и желательно проигрывать в данной теме конкретные потребительские ситуации, когда в роли потребителей и продавцов выступают ученики. В сложных случаях роль продавца может взять на себя учитель – это оправдано, так как продавец всегда больший профессионал, чем потребитель. Такая деятельность может занимать как целый урок, так и его составную часть. При оценивании подобной работы учитывается умение учащихся применять теоретические знания на практике в соответствии с предложенной ситуацией.

Критериями оценивания может быть следующее:

Трудности оценивания данного вида заданий связаны прежде всего с желанием учителя отметить самого инициативного и поддержать неактивного, но не менее информированного игрока в его желании применить свои знания и опыт на практике. Поэтому при выставлении оценки за уроки с использованием ролевых игр используется все тот же гимназический мудрик по накопительной системе, которая действует в течение нескольких уроков. За активное участие в определенном виде работы на уроке учащиеся получают один мудрик. Для получения оценки “ 5 ” необходимо “накопить” 4 мудрика, для оценки “ 4 ” - 3 мудрика.

Ролевая игра “ Как я покупаю товар”

Цель: изучить свои права при покупке товаров, узнать способы защиты своих прав.

Задачи:

Оборудование: наборы товаров, некоторая сумма условных денег, товарные чеки, гарантийные талоны – всё, что может быть использовано для проигрывания ситуации.

Форма проведения: групповая или индивидуально-групповая работа. Можно разбить учащихся на несколько групп и предложить им для обсуждения несколько житейских ситуаций (по случайному выбору). Задача учителя – помочь учащимся разобраться с проблемой и представить её зрителя в виде небольшой сценки. Учитель также выступает активным участником творческого задания.

Примеры ситуаций:

1) Покупатель приобретает йогурт, продавец правильно дает сдачу, выдает чек. Товар оказывается с просроченным сроком годности, о чём покупатель замечает позднее, после вскрытия упаковки. Задача учеников: на данной ситуации показать, как важно обращать внимание на срок годности товара и брать чек.

2)  Покупатель приобретает несколько канцелярских принадлежностей и при выдаче сдачи продавец его обсчитывает. Задача учеников: объяснить зрителям необходимость проверять деньги, не отходя от кассы и показать действия в случае, если обсчёт состоялся.

3) Покупатель приобретает в магазине обувь, продавец “забывает” дать покупателю чек. Затем покупатель выясняет, что обувь не подходи по фасону, пытается вернуть деньги обратно. Задача учеников: показать право потребителя на обмен товара надлежащего качества (статья 25 Закона о защите прав потребителя).

Ролевая игра “Потребитель в службе быта”

Цель: познакомиться со своими правами во взаимоотношениях со службой быта и научиться их отстаивать.

Задачи:

Оборудование: образцы квитанций на оказание бытовых услуг, чеки, образцы товаров для сценки.

Форма проведения: групповая работа по обсуждению предложенных ситуаций и правильных действий при этом.

Примеры ситуаций:

Мадам Брошкина обратилась в парикмахерскую с просьбой сделать ей химическую завивку. Парикмахер Киркоров, расстроенный повышением платы за жильё, перестарался и испортил прическу – сжег волосы клиентки. Брошкина может по своему выбору, требовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуг, или уменьшения соответствующей цены (если ещё что-то можно исправить). Если же её волосы испорчены окончательно, то Брошкина вправе требовать полного возврата денег и компенсации морального вреда.

Гражданин Красавин пришел в фотоателье чтобы сделать снимок для помещения в газете брачных объявлений. Фотографу было сказано, что “нужно хорошее фото”. Фотограф выполнял в это время заказ органов внутренних дел, составляя галерею портретов “Их разыскивает милиция”. Негатив Красавина случайно оказался среди милицейских стандартов для право нарушителей. И фотограф предложил Красавину к оплате именно такой стандарт. Потребитель может потребовать с фотомастерской переделать заказ, т.к. ему была оказана некачественная услуга, либо вернуть деньги, если мастерская откажется фотографировать заново.

Вы сдаете в химчистку вещь. Потребитель должен: а) правильно и подробно описать вещь; б) проверить, как составлена квитанция; в) проследить, получена ли квитанция на руки.

Вещь, которую вам отдают в химчистке, испорчена. При этом исполнитель услуги утверждает, что данная вещь вообще не подлежит химической чистке и ссылается на этикетку.

Потребитель вовсе не обязан быть в курсе знаний, символов, указывающих на правила пользования товаром (хотя совсем неплохо владеть такими знаниями). А вот исполнитель – обязан. Именно он должен был предупредить клиента о невозможности химической чистки. А раз не сделал этого, ему придется в трехдневный срок либо представить клиенту аналогичную вещь, либо возместить её стоимость в двукратном размере.

Ролевая игра “Мы едем, едем …”

Цель: изучить основные права пассажира транспорта, правила покупки билетов.

Задачи:

Оборудование: образцы билетов, возможный реквизит для сценок (бейджики с указанием ролей и т.п.).

Форма проведения: групповая работа по обсуждению предложенных ситуаций и правильных действий при этом.

Примеры ситуаций:

Гражданин Иванов вылетал на важное совещание из Хабаровска во Владивосток, но рейс по метеоусловиям был задержан на 5 часов и он опоздал на конференцию. Может ли Иванов рассчитывать на денежное возмещение потерянного времени?

В случае задержки рейса по метеоусловиям авиаперевозчик не несет ответственности за задержку.

Вы решили отказаться от железнодорожной поездки и хотите сдать билеты в кассу за 24 часа до отправления поезда.

Сумма, которую вам вернут за билет, будет зависеть от того, за какое время до отправления вы сдаёте билет.

В данном случае можно рассчитывать на полную стоимость проезда.

Если вы возвращаете билет менее чем за 6 часов до отправления поезда, то вы имеете право получить 75% стоимости проезда.

Можно предложить экспромтом разыграть стихотворение С.Я. Маршака “ Багаж ”.

Роль ведущего берет на себя учитель.

Что можно посоветовать героине стихотворения? Железная дорога отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение багажа, а также за просрочку его доставки, если не докажет, что все эти беды произошли не по её вине. Даме нужно обратиться с претензией, приложив к ней копию багажной квитанции и требовать компенсацию за утерю собачки.

Ещё одним вариантом ситуации может быть знакомство пассажиров-потребителей с проводником ж/д вагона, который на все просьбы пассажиров отвечает грозным “нет”, и познакомить учеников с обязанностями проводника вагона.

Согласно типовой инструкции для проводника пассажирского вагона, проводник обязан:

Содержать вагон в чистоте и поддерживать температуру в вагоне в соответствии с санитарными нормами;

Не менее двух раз в сутки проводить влажную уборку в вагоне, а в туалетах – по мере необходимости, но не менее 4 раз в сутки;

Не менее трех раз в день обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленным ценам.

Заботиться о том, чтобы для пассажиров в вагоне была охлажденная кипяченая вода;

В вагонах со спальными местами выдавать постельные принадлежности пассажирам на весь путь следования за отдельную плату; приносить комплекты спальных принадлежностей на места пассажиров, застилать постели инвалидам, престарелым, больным, пассажирам с маленькими детьми (кстати, имейте в виду, что комплект постельных принадлежностей состоит из матраца, подушку, одеяла, двух простыней, одной наволочки и полотенца);

Если в вагоне нет радиоустановки, объявлять пассажирам в дневное время название остановок и продолжительность стоянки поезда, ночью делать это по просьбе пассажиров;

Распространять среди пассажиров книги, газеты, журналы, выдавать по просьбе пассажиров шашки, шахматы и т. п., при необходимости оказывать пассажирам первую доврачебную помощь;

Не оставлять вагон без надзора.

Ролевая игра “ Князь ”

Цель: показать насколько толерантность к партнеру, такт и уважение могут быть помощниками человеку в его стремлении быть богатым.

Задачи:

Оборудование: счетные палочки или спички в расчете 20 штук на одного игрока.

Форма проведения: групповая работа.

Все игроки разбиваются на 2 команды, (старейшины и князья), и рассаживаются напротив друг друга, образуя внутренний и внешний круг. Для этого можно переставить парты в классе:

Ведущий объявляет условия игры.

Множество ошибок в жизни человек допускает потому, что в определенных ситуациях не может себя поставить на место другого, не понимает, что чувствует в данный момент партнер, каков будет его следующий шаг, решение. В этом случае говорят об отсутствии чувства эмпатии (предвидения).

Сейчас я расскажу о древней китайской традиции выбора князя.

Старейшины рода делали предложение кандидату в князья. Кандидат, будучи человеком воспитанным, даже страстно желая занять столь почетное место, отказывался. Через некоторое время старейшины снова приходили и нижайше просили занять этот пост. Но уважающий себя кандидат говорил, что считает себя недостойным. Ему снова предлагали и т.д.

После очередного отказа старейшины могли снова уже не прийти. Более того, старейшины могли делать предложение с тайным расчетом на отказ, чтобы затем сделать князем другого человека. Обе стороны шли на определенный риск.

Попробуем и мы с вами разбиться на две равные группы. Одни становятся “старейшинами”, другие – “кандидатами”. Делая предложение, “старейшина” кладет перед “кандидатом в князья” палочку (спичку), сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, “кандидат” в ответ кладет рядом с ней еще одну. Повторное предложение “старейшина” сопровождает уже двумя палочками. Отказ – еще две. Еще предложение – три палочки, еще отказ – еще три, и т.д. Одно из важнейших условий игры – это соблюдение речевого ритуала.

Если “старейшина” решит, что достаточно предлагать, то он со словами: “Ну что поделаешь, придется идти к другому кандидату!” – забирает всю горку палочек себе. Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: “Ну что поделаешь, придется согласиться!” – забирает все себе.

Ваша задача – набрать как можно больше палочек. В начале игры всем выдается одинаковое число (например 20). Если нетерпеливый участник сразу заберет палочки себе, урожай будет небольшой. Если участники проявят выдержку, то урожай будет богатый, но риск велик. Игроки внешнего круга будут “старейшинами”, а внутреннего - “кандидатами в князья”, их должно быть поровну. Дождитесь, пока диалог закончит последняя пара. Затем играющие меняются местами. Игра продолжается до того момента, пока все игроки внешнего круга не сыграют с о всеми игроками внутреннего (смена ролей происходит каждый раз, одновременно с пересадкой).

Итоги подводятся путем подсчета количества палочек, которое оказалось у них по окончании игры. Определите победителя – это игрок, который собрал наибольшее количество палочек. Как правило, выигрывает тот, кто не гонится за большим выигрышем у каждого партнера, а терпеливо собирает свои гарантированные несколько палочек у всех.

Деловая игра “ Оценка последствий решения”

Цель: проанализировать возможные последствия решения и сделать вывод.

Задачи:

Оборудование: заготовки таблиц по количеству групп в классе.

Форма проведения: групповая работа.

В течение 10 – 15 минут каждая группа оценивает возможные последствия от решения: “Сегодня не нужно ставить очистные сооружения на выбросах, которые сливаются в Японское море, т.к. Мировой океан сам справляется с загрязнением естественным путем”.

Таблица

Положительные последствия Отрицательные последствия
   

Вопросы для обсуждения:

Победителями этой игры станет та команда, которая назовет наибольшее количество последствий этого решения (как положительных, так и отрицательных).

Самостоятельная работа “ Анализ моих расходов за неделю ”

Цель: собрать информацию о расходах потребителя – пятиклассника за неделю.

Задачи:

Оборудование: рабочая тетрадь с заготовленной таблицей.

Форма проведения: самостоятельная индивидуальная работа.

Ученикам предлагается в течение недели провести учет своих расходов и заполнить следующую таблицу:

Таблица расходов с _______ по _______ (дата)

Дни недели

Виды расходов 1 2 3 4 5 6 7 ИТОГО:
1) питание в школьном буфете                
2) покупка канцелярских принадлежностей                
3) транспортные расходы                
4) развлечения                
5) сбережения                
6) другое                

ИТОГО:

Сделать вывод на основании следующих вопросов:

1) Хватает ли вам денежных средств, которые выделяются вам для самостоятельных расходов?

2) Что вы делаете, если средств не хватает?

3) Удается ли вам делать сбережения и на чем вы экономите?

4) Что бы вам хотелось изменить в ваших расходах?

5) Куда было потрачено большее количество средств и почему, возможно ли, этот вид расходов уменьшить? Почему?

Оценивание самостоятельной работы

Отметка “5”

правильно по заданию учителя выполнена работа;

полно раскрыты все вопросы, использованы ранее полученные знания;

сделаны выводы в работе, грамотно оформлены результаты.

Отметка “4”

правильно по заданию учителя выполнена работа;

допущена небрежность в оформлении выводов.

Отметка “3”

допущены неточности и ошибки в подсчете и оформлении вывода (1 – 2);

выполнено 50% объема работы.

Отметка “2”

в работе допущены грубые ошибки в подсчете и оформлении работы (3 – 4);

выполнено менее 50% работы.

Практикум “ В мире экономических игр”

Цель: показать привлекательность и опасность азартных игр;

Задачи:

Оборудование: любые экономические игры с использованием денежных эквивалентов (типа “Менеджер”)

Форма проведения: групповая работа.

Заранее обговаривается количество и виды игр, которые дети приносят на урок.

Задача учителя – показать детям опасность азарта и умение контролировать своё поведение в игре и момент выхода из неё.

Ролевая игра “ На приеме у адвоката ”

Цель: закрепить основные знания и умения по основам потребительского поведения.

Задачи:

Оборудование: образцы товаров, символические реквизиты для участников, любые подручные средства, которые могут быть использованы для ролевой игры.

Форма проведения: групповая работа по обсуждению ситуаций и правильных действий при этом.

Если позволяют условия – можно предложить учащимся встречу со специалистом – представителем отдела по защите прав потребителей, который мог бы дать консультацию по подготовленным заранее вопросам для обсуждения. При другом варианте работы можно предложить учащимся основные типичные и нетипичные ситуации по всей программе курса, которые также могут быть взяты из личного опыта учителя, учащихся, их близких и знакомых, материалов прессы (журнал “Спрос”, отдельные газетные и журнальные статьи в рублике “Потребитель”), а также из беседы со специалистом по защите прав потребителей.

Литература для учащихся.

  1. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. – М.: Общество “Знание”, 1993 г. – 196 с.(главы 1 – 2)
  2. Меньшикова О. И. и др. Экономика детям, большим и маленьким.
  3. В 8 вып. – М.: Просвещение, 1994.-80 с.
  4. Основы потребительских знаний. Учебник для 8-9 классов средних школ. – М.: ИИФ СПРОС – Конф ОП, 1997 г.
  5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Вита – Пресс, 2000 г. –184с. (Главы 3, 11)
  6. Я познаю мир. Экономика. Детская энциклопедия. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002 г. – 445 с.

Литература для учителя.

  1. Абчук В. Занимательная экономика и бизнес. – Санкт- Петербург, Тригон,2001 г.– 416 с.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть I. М.: “Контракт”, 1995 г. – с. 176.
  3. Закон РФ “О защите прав потребителей”. – М.: Проспект, 2001. – 48 с.
  4. Игры, обучение, тренинг, досуг. Под редакцией Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 1994 г. –368 с.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1991 г. – 736 с.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Издательство УРАО, 1998 г. – 17 с.
  7. Липсиц И. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1993 г. – 352 с.
  8. Поддубный Ф.И. Хотите стать бизнесменом? – Киев: “Молодь”, 1992 г. – 394 с.
  9. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994 г. – 48 с.
  10. Смирнова Е.В. Первые шаги к рынку. Методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 г. – 48 с.
  11. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно – практическое пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2002 г. – 256 с.
  12. Экономические журналы, журнал для потребителей “СПРОС”, публикации в местных и центральных газетах.

Календарно-тематическое планирование

Тема Дата Основные понятия Оборудование Самостоятельные работы Дом/з.
 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

13.

 

 

 

14-15.

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

17.

 

 

 

18.

 

 

19.

 

 

 

20.

 

 

21.

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

23.

 

 

24.

 

25.

 

 

 

 

 

26.

 

27.

 

 

28.

 

 

29.

 

 

 

30.

 

 

31.

 

 

32.

 

Введение.

Кто такие потребители

 

 

 

Суверенитет потребителя

 

 

 

 

Как мы выбираем товары и услуги.

 

 

 

 

Как мы выбираем товары и услуги.

 

Как продаются товары

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности продавца и покупателя

Источники информации для потребителей.

 

 

 

Сложность и важность передачи информации для потребителя.

Упаковка товара, её значение.

Что читать на этикетке товара.

 

 

 

 

Значение упаковки в продвижении товара.

 

 

Значение упаковки для потребителя.

 

 

Реклама, её виды, значение для потребителя.

 

 

 

Подготовка и выполнение проекта “Рекламное представление моей школы”.

 

 

Права потребителя, их виды.

 

 

 

 

Право потребителя на информацию.

 

 

 

Поведение потребителя в магазине.

 

Потребитель в службе быта.

 

 

 

Поведение потребителя на транспорте.

 

Потребительские услуги в путешествии.

 

 

 

 

 

Потребитель в системе образования.

 

 

Этика потребительского поведения.

 

“Зеленое” потребление.

 

Потребитель и окружающая среда.

 

 

 

 

 

Наши расходы.

 

 

Как покупать дешевле.

 

 

Азартные игры.

 

 

 

Азартные игры.

 

 

 

 

Самозащита потребителей.

 

 

Куда обратиться за помощью.

 

 

Подведение итогов.

  Рынок, потребитель, продавец, производитель, товар, услуга, цена, сделка, прибыль, убыток,

Суверенитет потребителя, спрос, предложение товара.

 

 

Потребности, их виды – материальные и нематериальные.

 

 

Полезность, риск, ограниченность, выбор.

Торговля, магазинная торговля, фирменный, специализированный и универсальный магазин, безмагазинная торговля.

 

Репутация магазина

 

 

Информация, её виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс E, штрих-код

 

 

 

 

 

 

 

Продвижение товара на рынке, маркетинг.

 

 

 

 

 

 

 

Реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон, материальный ущерб, моральный вред, срок службы, срок годности, гарантийный срок.

 

 

 

 

 

 

Товар ненадлежащего качества, претензия.

 

Служба быта, договор на оказание бытовых услуг, квитанция, неустойка.

Пассажир, багаж, договор перевозки, страхование.

 

Туристическая путевка, туристическая фирма, договор на оказание туристических услуг.

 

Диплом, аттестат, сертификат, удостоверение, лицензия.

 

Межличностные отношения, эмпатия, толерантность.

 

“Зеленое” потребление, окружающая среда.

Отходы и возможности их переработки, охрана природы.

 

 

 

Бюджет, семейный бюджет, доходы и расходы, сбережения.

Экономия, способы экономии, скидка.

 

 

Азартная игра, азарт, риск.

 

 

Игральные карты, игровые автоматы, казино, лотерея.

 

 

Договор, претензия.

 

 

 

Органы по защите прав потребителей, суд, адвокат.

Карточки для уч-ся, листы самооценки для работы в группе.

 

 

 

Карточки с заданиями для продавца и покупателя, бланки для записей результатов сделки.

 

 

 

 

 

 

 

Список-перечень предметов, необходимых в походе, для каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образцы источников информации для потребителей (инструкции по эксплуатации, договоры, рекламные объявления и т.п.

Вариант инструкции для игроков и экспертов.

 

Образцы различных упаковок и этикеток товаров.

Образцы различных упаковок и этикеток товаров

 

 

Цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш, фломастеры, циркуль, оберточная и креповая бумага и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбомный лист, цветные карандаши, мелки, фломастеры, домашние заготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альбомный лист, цветные карандаши, мелки, фломастеры, домашние заготовки.

 

Наборы товаров для игры, некоторая сумма условных денег, товарные чеки и т.п.

Образцы квитанций на оказание бытовых услуг, чеки, образцы товаров для ролевой игры.

 

Образцы билетов, возможный реквизит для ролевой игры.

 

Рекламные проспекты тур. фирм.

 

 

 

 

 

 

Рекламные проспекты учебных заведений.

 

 

 

Счетные палочки или спички в расчете 20 штук на одного игрока.

 

 

 

 

 

Заготовки таблиц для групповой работы.

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь с заготовленной таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любые экономические игры с использованием денежных эквивалентов (типа “Менеджер”).

 

Образцы претензий и договоров.

 

 

Материалы из опыта работы местных органов по защите прав потребителей (по возможности).

“Объясни понятия”

 

 

 

 

Деловая игра “Рынок”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

“Собираясь в поход”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение “Мой любимый магазин”

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра “Испорченный телефон”

 

 

 

 

Конкурс “Кто больше всех соберет информации с этикетки товара.

Практикум “Изготовление упаковки товара из подручных средств.

Сочинение “Что было бы если бы с товара исчезли этикетки”

 

 

 

 

 

Проект “Рекламное представление моей школы”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект “Магазин начинается с вывески”.

 

 

Ролевая игра “Как я покупаю товар”.

 

Ролевая игра “Потребитель в службе быта”.

 

 

Ролевая игра “Мы едем, едем…”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра “Князь”.

 

 

 

 

 

 

Деловая игра “Оценка последствий решения”.

 

 

 

Самостоятельная работа “Анализ моих расходов за неделю”

Сочинение “Всегда ли экономия снижает затраты”.

 

 

 

 

Практикум “В мире экономических игр”.

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра “На приеме у адвоката”

Основные понятия темы

 

 

 

 

Основные понятия темы.

 

 

 

Примеры потребностей школьника, папы – бизнесмена, бабушки – пенсионерки.

Основные понятия темы.

 

Собрать информацию о своем любимом магазине

 

 

 

 

 

 

Виды магазинной торговли г. Артема, рассказ по желанию.

Принести образцы источников информации.

 

 

 

 

 

 

Подготовиться к конкурсу.

 

Подготовиться к практикуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать “плюсы” и “минусы” рекламы для потребителя.

 

 

 

Подготовка и выполнение проекта (сбор информации о школе).

 

 

Подготовиться к выполнению проекта.

 

 

 

Закончить работу над проектом.

 

 

 

Придумать ситуации для ролевых игр (по желанию).

Придумать ситуации для ролевых игр (по желанию).

 

Придумать ситуации для ролевых игр (по желанию).

Записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Продумать варианты получения моей будущей профессии.

Придумать ситуации для ролевых игр (по желанию).

Записи в тетрадях.

 

Привести примеры положительного и отрицательного воздействия потребителя на окружающую среду.

Выполнение самостоятельной работы.

Закончить работу над сочинением.

 

 

“Правила безопасности” для потребителя – участника азарт

ной игры.

 

 

 

 

 

Записи в тетради.

 

 

 

Записи в тетради, подготовиться к обобщению.