Метод конструирования кривых - математическое вышивание

Разделы: Математика


В последнее время компьютеры и связанные с ними технологии прочно вошли в нашу жизнь и стали очень привлекательными для детей, в том числе школьников. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Авторский коллектив преподавателей Ангарского педагогического колледжа (Долгих О.Ю., Винокурова Е.В., Коногорская С.А., Новик Л.П., Бронников Д.В.) разработал методическое пособие, которое выполнено в виде электронной мультимедийной презентации в формате MS Power Point.

Наглядно–методический материал “Математическая школа паучка Крукта” предназначен для продуктивного обучения геометрии учащихся 5–6-x классов по теме “Построение кривых”, в рамках проекта “Математика, психология, интеллект”.

Данное пособие имеет пропедевтическую направленность и позволяет, с одной стороны, углубить и расширить представления детей 5–6-x классов об известных им геометрических фигурах, а с другой – подготавливает их к систематическому изучению геометрии в 7–9-x классах.

Использование этого материала в работе с детьми, позволяет реализовать ряд задач:

1. Продолжить развитие простейших логических операций и пространственных представлений школьников.
2. Организовать познание геометрических объектов путем зрительного восприятия и практических действий.
3. Познакомить детей с новым методом конструирования кривых – математическим вышиванием, используя знакомые приемы построения геометрических фигур (построение прямого угла с помощью угольника, деление отрезка на равные части, соединение точек в определенной последовательности, деление окружности на равные части с помощью транспортира, построение окружности с помощью циркуля).

При создании пособия учитывались психофизиологические и возрастные особенности учащихся, их базовые знания и умения, уровень сформированности познавательных процессов.

Активному и осознанному усвоению материала помогает использование игрового персонажа – паучка Крукта "рис.1", который сопровождает школьников по страницам пособия, направляя их действия. Знакомство с новым методом конструирования кривых основывается на предыдущем жизненном и геометрическом опыте детей.

Рисунок 1

Содержание и способ изложения материала в пособии опираются на субъективный опыт учащихся, при этом основой пособия является система визуальной поддержки. Иллюстративный материал усложняется от фотографий – к перспективным изображениям, а затем к рисункам и чертежам "рис.2", "рис.3", "рис.4", "рис.5". Школьники проводят аналогии между реальными (природными) и математическими образами, что способствует формированию у них целостной картины мира, понимания различных взаимосвязей и взаимозависимостей.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Формированию понятийного аппарата отведена отдельная глава, в которой, на основе наглядно–образного мышления, школьники знакомятся с терминами: кардиоида, нефроида и астроида. Формирование представлений учащихся о происхождении слова и ассоциации с однокоренными словами становится базой для сознательного усвоения смысла вводимого понятия "рис.6".

Рисунок 6

В пособии уделяется большое внимание развитию навыков конструирования перечисленных выше кривых.

Учащиеся знакомятся с новым методом конструирования – математической вышивкой, используя знакомые приемы построения геометрических фигур (построение прямого угла с помощью угольника, деление отрезка на равные части, соединение точек в определенной последовательности, деление окружности на равные части с помощью транспортира, построение окружности с помощью циркуля).

Запись алгоритма осуществляется словесно–пошаговым способом "рис.7", "рис.8".

Рисунок 7

Рисунок 8

Заданный алгоритм действий позволяет школьникам создавать различные варианты работ в самостоятельной деятельности, развивая воображение, творческие способности и совершенствовать технические навыки построения кривых "рис.9", "рис10", "рис.11", "рис.12".

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

В пособии создан удобный пользовательский интерфейс. Все пункты меню (команды) выведены на боковую панель управления, что позволяет школьникам свободно “перемещаться ”по всем страницам пособия, экономя временные ресурсы "рис.6", "рис.7", "рис.8". Для напоминания назначения пункта меню предусмотрена всплывающая подсказка.

Использованная цветовая палитра (особенно сочетание оранжевого и синего), активизирует умственную деятельность школьников, а также повышает чувственную и ассоциативную активность, стимулирует творчество детей.

Основная идея данного пособия в том, чтобы, сохраняя логику построения школьного курса геометрии, изложить материал на наглядном, конструктивном уровне и тем самым предоставить детям возможность в значительной степени овладеть первой – интуитивной – ступенью в усвоении геометрии.

Познакомиться с электронной версией методического пособия “Математическая школа паучка Крукта” вы сможете на сайте Ангарского педагогического колледжа по адресу www.angarsk–apk.by.ru  в разделе библиотека.

Презентация.