Путешествие по городу Светофорску

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Внеклассная работа


ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Эмоционально–психологический настрой учащихся.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений.

Звучит аудиозапись:

В одном сказочном государстве стоял маленький городок, уютный такой. В городе этом у каждого домика с крылечком был маленький садик. А называется этот город – Светофорск. А почему его так назвали – послушайте загадку, если отгадаете, то сразу все поймете:

У дороги в домике

Без сада и крылечка

Проживают гномики,

Два славных человечка.

Не играют в домино,

В салки или прятки,

А весь день глядят в окно.

Все ли там в порядке?

Гном зеленый говорит:

“Все спокойно, путь открыт!”

Если выйдет красный,

Значит путь опасный!

Днем и ночью темною

Окна в нем не гаснут.

Спрятался зеленый гном

И появился красный.

Очень это важная,

Нужная работа.

Непутевым гражданам

Мигнуть у перехода.

У. – Итак, что же это за домик без сада и крылечка?

Д. – Светофор.

У. – Как вы уже поняли, сегодня мы оказались в сказочном городе Светофорске. В этом городе, как и в любом другом есть школа, правда не совсем обычная. Вы бы хотели попасть в нее?

Д. – Конечно хотели бы!

У. – В дороге нам понадобится помощник. А кто же нам поможет? Давайте разгадаем кроссворд.

(К доске приглашается один ученик, который вписывает ответы класса.)

Кроссворд 

  1. Как называется часть загородной дороги? (Обочина.)
  2. Как называют место, где ожидают транспорт? (Остановка.)
  3. Не похож я на коня,
  4. Но седло есть у меня.
    Спицы есть,
    Они, признаться,
    Для вязанья не годятся.
    Не будильник, не трамвай,
    Но звоню я – так и знай. (Велосипед.)

  5. Как называют участника дорожного движения? (Пешеход.)
  6. Опоясал каменный ремень
  7. Сотни городов и деревень…(Шоссе.)

  8. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (Перекресток.)
  9. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (Тротуар.)
  10. На самом перекрестке
  11. Висит колдун трехглазый,
    Но никогда не смотрит
    Тремя глазами сразу.
    Что это за колдун? (Светофор.)

  12. Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит. (Дорога.)

У. – Что получилось при пересечении этих слов по вертикали?

Д. – Это слово “инспектор”.

У. – Кто может объяснить значение этого слова?

Д. – ………..(предлагают варианты)

У. – А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь:

ИНСПЕКТОР – должностное лицо, занятое инспектированием чего–либо, или проверкой правильности чьих–либо действий.

(Вывешивается изображение сказочного инспектора.)

У. – Ну, а раз мы в сказочном городе, то и инспектор у нас не простой. Зовут его Инспектор Мигалочкин.

 Мотивация ученической деятельности, сообщение темы, целей и задач урока.

У. – Сегодня на уроке мы покажем Инспектору, как хорошо мы знаем дорожные знаки, как умеем пользоваться светофором, а так же переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке. Для этого нужно выполнить все его задания. Отправляемся в путешествие по городу Светофорску.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

У. – Итак, мы на улице. Инспектор Мигалочкин подсказывает вам, чтобы двигаться по улице необходимо знать “Азбуку города”. Что это за азбука?

Д. – Дорожные знаки.

У. – Вот она, азбука, –

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда.

Чтоб не случилась с тобою беда.

  • На какие группы делятся знаки? Прочитайте с доски.

Д. – Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно–указательные, знаки сервиса.

У. – Первое задание Инспектора – распределите данные знаки по группам.

(К доске приглашаются учащиеся, которые приклеивают знаки под названием группы и называют их.)

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ (Рисунок_1)

Рисунок 1

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ (Рисунок_2)

Рисунок 2

ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ (Рисунок_3)

Рисунок 3

ЗНАКИ СЕРВИСА (Рисунок_4)

Рисунок 4

ИНФОРМАЦИОННО–УКАЗАТЕЛЬНЫЕ (Рисунок_5)

Рисунок 5

У. – Ребята, для чего мы изучаем эти знаки?

Д. – Чтобы знать правила дорожного движения, чтобы быть грамотными пешеходами и водителями.

У. – А на какие знаки надо обращать особое внимание? Они нам говорят, что там опасно для нашего здоровья и жизни.

Д. – Запрещающие знаки.

У. – Ребята прочитают нам стихотворения про эти знаки.

    1. Я в кругу с обводом красным,
    2. Это значит – тут опасно.
      Тут, поймите, запрещенье
      Пешеходного движенья.

    3. Круглый знак, а в нем – окошко,
    4. Не спешите с горяча,
      А подумайте немножко,
      Что здесь – свалка кирпича?

    5. Круглый знак с обводом красным,
    6. Это значит – тут опасно.
      И, поймите, запрещенье
      Для любого здесь движенья.

    7. Не крутите здесь педали!
    8. Разве знака не видали?
      А ведь это запрещенье
      Велосипедного движенья.

У. – Эти знаки помогут нам сохранить здоровье и жизнь на улицах города.

Внимание! Инспектор Мигалочкин задает вопрос: "Ччто еще помогает движению пешеходов на улице?"

Д. – Светофор.

У. – Составьте из данных на доске слов словосочетание.

ПЕШЕХОД + СВЕТОФОР

Д. – Пешеходный светофор. (Учитель вывешивает изображение обычного и пешеходного светофоров.)

У. – Чем отличается пешеходный светофор от обычного?

Д. – У пешеходного светофора всего два цвета: красный и зеленый.

У. – А что у них общего?

Д. – Оба светофора регулируют движение, красный цвет – стой, зеленый – иди.

ФИЗМИНУТКА (на внимание)

Учитель показывает сигналы светофора (красный, зеленый), а ученики на красный сигнал – стоят на месте, на зеленый – изображают переход улицы (маршируют на месте).

Самостоятельная работа.

У. – Следующее задание Инспектора Мигалочкина на индивидуальных карточках. Проверь себя. 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”.

 

1.

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.
 

2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.
 

3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.
 

4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.
 

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.
 

6.

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Ребята выполняют задание на карточках.

У. – Вот как выполнил этот тест Незнайка.

+1.

+2.

– 3.

+4.

+5.

+6.

У. – Давайте поможем Инспектору Мигалочкину проверить, не допустил ли Незнайка ошибок.

Д. – Во втором задании допущена ошибка. Должен стоять знак –. Так как играть рядом с проезжей частью нельзя.

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Работа в группах.

У.– Следующее задание Инспектора вы должны выполнить по группам.

1 группа – Прочитайте надпись Незнайки. (Рисунок_6)

Рисунок 6

2 группа – Разгадайте ребусы. (Знаки, дорога.) (Рисунок_7)

Рисунок 7

3 группа – Выберите из данных дорожных знаков только предупреждающие знаки и назовите их. (Все треугольные знаки с красным окаймлением.)

4 группа – Придумайте свой дорожный знак, который бы запрещал движение на коньках, санках. (Группе выдается лист ватмана и цветные маркеры.)

На выполнение работы дается несколько минут, затем лидер группы объясняет выполненное задание.

Игра.

У. – Давайте поиграем в игру. Я задаю вопрос, а вы если согласны, то отвечаете: “Это я, это я, это все мои друзья!” Приготовились, будьте внимательны.

Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Это я, это я, это все мои друзья!

Кто вперед летит так скоро, что не видит светофора?

………………..

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Это я, это я, это все мои друзья!

Практическая часть.

У. – Нам осталось преодолеть одно из самых опасных мест для пешеходов на дороге. Что это за место?

Д. – Перекресток.

У. – Каждой группе необходимо выйти в центр и рассказать, изображая, как нужно переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

Отчет учащихся о результатах работы.

У. – Мы справились со всеми заданиями Инспектора Мигалочкина и оказались в школе пешеходных наук. Как вы думаете, можете ли вы стать учениками этой школы?

Д.– Да. Ведь мы много знаем и умеем. Мы знаем правила дорожного движения, какие существуют группы дорожных знаков, два вида светофоров. Мы умеем переходить дорогу на регулируемом и нерегулируемом перекрестке.

Подведение итогов урока.

У.– Молодцы! В заключении урока самые активные учащиеся награждаются медалями с портретом Инспектора Мигалочкина. Инспектор Мигалочкин дарит всем веселую песенку о правилах дорожного движения. Звучит аудиозапись:

С утра перед дорогою

Пятнадцать раз подряд

Ворона–мама строгая

Учила воронят.

Пока вы не усвоите

Как следует полет,

Как следует запомните

Дорожный переход.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Налево гляди, направо гляди,

И если летать не умеешь – иди!

Дорога – вещь опасная!

Учил детишек крот.

Под ней копаю часто я

Подземный переход.

Покуда вы как следует

Не можете копать,

Запомните как следует

Вам дети поступать!

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Налево гляди, направо гляди,

И если копать не умеешь – иди!

На травке за обочиной

Занятия по прыжкам.

Кузнечик озабоченно

Твердит своим сынкам,

Дорогу вы не можете

Пока перескочить

И правила дорожные

Обязаны учить!

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Налево гляди, направо гляди,

И если скакать не умеешь – иди!

Сказать мне больше нечего

Для всех один закон.

Для кошек и кузнечиков,

Людей, кротов, ворон.

Быть очень осторожными,

Чтоб нас не огорчить

И правила дорожные

Как следует учить.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Налево гляди, направо гляди,

И если машин не увидишь – иди!