Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы

Разделы: Литература


“Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?”
(Три “блаженных” дня из жизни Мцыри)

1. Структура урока

  • организационный момент;
  • актуализация;
  • контроль (домашнего задания);
  • изучение нового материала и закрепление (параллельно);
  • итог урока;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

2. Место урока в теме

Это второй урок по поэме “Мцыри”. (Лермонтовская лирика изучалась в течение 3-х лет.)

3. Триединая дидактическая цель по теме:

    образовательная – проанализировать программное произведение в контексте авторского замысла, показать идейные особенности и художественные открытия писателя, создать условия для раскрытия философского звучания;

    развивающая – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения. обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности;

    воспитательная – учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений.

4. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

5. Содержание обучения:

    а) работа над понятиями: лирика, лирический герой, лирический сюжет (извлечение термина из текста, ответ на вопросы, применение в речи);

    б) причинно-следственные связи: личность – общество – искусство;

    в) закономерности – выход на философский уровень обобщений (внутренняя сфера - социальная сфера – природа - Бог);

    г) при этом учитываются индивидуальные особенности класса.

6. Форма организации познавательной деятельности:

    а) фронтальная;

    б) групповая и индивидуальная работа.

7. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

8. Конечный результат. Учащиеся получают представление о свободе и ее необходимости, об отсутствии ее, подавляющей, убивающей личность морально и физически; осознают глубину содержания произведения, видят изящество формы, оценивают словесное мастерство поэта и тщательную отделку, весомость слова.

Результат работы оценивается только у тех, кто выполнил предварительное домашнее задание (исследование проблемы (сообщение), иллюстрация к тексту) и активно участвовал в обсуждении.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Приветствует учащихся, рассаживает их в форме круглого стола, сам садится в центре среди учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
Актуализация.

Мотивация и целеполагание.

1. Подчеркивает актуальность обсуждаемой темы, оговаривает образовательную цель.

2. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал №1, знакомит с условиями работы “круглого стола”.

(Приложение №1)

1. Предлагает ознакомиться с обсуждаемой проблемой.

2. Делает презентацию подготовленных выступлений.

1. Слушают учителя.

 

 

2. Задают вопросы о новой форме работы.

Контроль. 1. Итак, на прошлой неделе мы познакомились с поэмой Лермонтова “Мцыри”. Давайте вспомним основной материал, который будет положен в основу нашего сегодняшнего разговора. Каков жанр этого произведения, когда оно была написано, каков смысл названия., эпиграфа, какова история создания?

2. Следит за ходом заранее подготовленных исследований по основной проблеме. (6 выступлений по 3-4 минуты), следит за оформлением доски.

1. Отвечают на вопросы, обсуждавшиеся на прошлом уроке.

2. .Выступают с сообщениями.

3. Выслушивают сообщения.

4. Задают вопросы.

5. Оформляют в тетради материал урока.

Изучение нового материала, осознание, закрепление. Делает выводы по уроку, отмечает положительные моменты , делает замечания, предлагает определить причины неудач, если таковые были. Дает информацию об оценках, мотивируя их. 1. Отвечают на вопросы, подтверждая свои высказывания текстом.

2. Участвуют в дискуссии, высказывают свое отношение к проблеме, интерпретируют тест, сообщают дополнительную информацию, интересные факты.

3. Делают выводы и обобщения.

Итог урока. Предлагает заполнить рефлексивные листы, которые даны каждому ученику, которые он проанализирует на следующем уроке. Слушают учителя, высказывают свои предположения.
Рефлексия. Предлагает выбрать и записать домашнее задание, объясняя его суть. Заполняют листы.
Домашнее задание.   Выбирают и записывают домашнее задание.

Приложение №1

Круглый стол

“Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?”

Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три “блаженных” дня?

Алгоритм работы

  1. Представление новой формы работы. Знакомство с правилами проведения круглого стола.
  2. Презентация подготовленных выступлений.
  3. Обсуждение заявленной проблемы.
  4. Свободная дискуссия.
  5. Заполнение листов.
  6. Подведение итогов.

Формы участия учащихся в работе круглого стола:

1. Сообщение (3-5 минут).

2. Реплика.

3. Свое отношение к проблеме.

4. Интерпретация текста.

5. Дополнительная информация.

6. Интересный факт.

7. Ассоциация.

8. Ответ на вопрос.

9. Формулировка вывода.

Рефлексивный лист:

1. Сумели ли высказать свое суждение на уроке?

2. Чье выступление вам больше понравилось?

3. Какая мысль показалась неожиданной?

4. Какой вопрос остался непонятным?

Домашнее задание

1. Бессилен ли человек перед судьбой?

2. Найдите в лирике Лермонтова стихотворение, созвучное “Мцыри” (стихотворение “Узник”).

3. Выучите его наизусть или проанализируйте письменно.

Приложение №2

Вопросы для обсуждения по ходу дискуссии

1. Стены монастыря Лермонтов называет “хранительными”, “дружескими”, а для Мцыри это плен. Почему?

2. “Но после к плену он привык…” Если привык, то зачем бежать?

3. Почему монаху так важно выслушать Мцыри, что он пришел к нему “с увещеваньем и мольбой”?

4.

"Но людям я не делал зла,
А потому мои дела
Немного пользы вам узнать,-
А душу можно ль рассказать?”

5.

“Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,- я так же мог бы жить!”

Почему же тогда бежал? Жил бы так же в монастыре...

6.

"Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы, краткой. Но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?"

7. “Ты хочешь знать, что видел я на воле?”

8.

“В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас…
Хотелось мне…но я туда войти не смел”.

Почему?

9.


“Но даже на краю небес
Был все же тот зубчатый лес.

...................................................
Но верь мне, помощи людской
Я не желал…”

Почему?

10. Как относится Мцыри к барсу, который нанес ему смертельную рану?

11. “Да, заслужил я жребий мой!” Откуда такая уверенность?

12. Свое завещание Мцыри заканчивает словами:


“И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну”.

О каком проклятии речь?

13. Перечитаем 25 главу. О каком пламени, который прожег тюрьму, говорит Мцыри?

Приложение №3

Оформление доски

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
М.Ю.Лермонтов

“Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?”

Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три “блаженных” дня?

Открытия Мцыри:

1. Мцыри решился на побег во время грозы – он смелый, целеустремленный человек.

2. Он чувствует себя частью природы.

3. Природа подарила ему недоступные прежде воспоминания о родине и семье.

4. При встрече с грузинкой он понял: родина для него дороже любви на чужбине.

5. В бою с барсом он решил, что был бы “в краю отцов не из последних молодцов”.

6. Свобода дороже жизни.

На доске располагаются иллюстрации к каждой идее сообщения, сделанные заранее учащимися (всего – 6).

Литература

Учебник под ред. Г.И.Беленького.