Открытый урок "Ударение. Норма литературного ударения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги;
  2. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;
  3. Повторить синонимы;
  4. Проверить усвоение темы “Обогащение”;
  5. Работать над группой слов по норам литературного ударения;
  6. Учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и лексических задач;
  7. Прививать умение учащегося работать со словарями и справочниками;

Ход Урока:

1. Повторение изученного.

Фронтальный опрос.

– Сколько в слове слогов?

– От чего зависит их количество?

Разделите слова на слоги.

Россия, родина, страна, отчизна, отечество (на доске).

– Как называются слова, близкие по своему значению? (Синонимы)

1 ученик (на доске).

Составить, записать, произвести разбор словосочетаний со словом “Родина”

Тот же ученик (на доске)

Придумать со словом “Россия” предложение, чтобы оно было обращением. Составить схему. ( Я люблю тебя, Россия, золотая наша, Русь! ,О,!)

Цифровой диктант.

Игра: “Определить количество слогов!”Математический набор, цифры, аббак.

2. Объяснение темы.

Запись темы на доске и в тетрадях.

 – Внимательно послушайте рассказ.

Ответьте на вопрос: “Почему Сережа оказался в смешном положении?”

(Кодоскоп) Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: “Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять”. Он берёт бутылку с лекарством и читает: “Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищи”. Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: “Что случилось, сынок ? Почему ты пищишь?” - “Я лекарство принял, а там написано: после приёма- пищи”. Мама рассмеялась: “Эх ты, глупышка! Ведь ты наверно прочел здесь написано: “Три раза в день после приёма пищи”, то есть после завтрака, обеда и ужина”. И Сережа сразу вспомнил, что…

– Как вы думаете о чём?

Делаем вывод, что такое ударение?

3. Тренировочные упражнения по новой теме

1. Работа с предложением. Ударение- произнесение одного из слогов с большей силой.

1. Записать предложение.

2. Подчеркнуть грамматическую основу.

3. Объяснить постановку тире.

4. Обозначить орфограмму – пробел.

2.  Работа со словосочетаниями. Записать словосочетания. Расставить ударения в одинаково звучащих словах.

(Диктую) Пропасть между скалами- пропасть навсегда; Плачу от боли плачу добром; Вымыли полы- полы пальто; длинная дорога Родина мне дорога; Солнце село село за рекой.

Вывод. В данных случаях ударение подсказывает нам смысл.

3. Поучимся правильному ударению в некоторых словах. Этому нам помогут загадки и рифма, которая будет подсказывать правильное ударение.

Отгадки запишите.

1.

На Бахче у нас растет,
Как разрежешь – он течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Называется (арбуз)

2.

Это зелье ты не тронь;
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется (крапива)

3.

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфор)

4.

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывают картотека,
Специальный (каталог)

5.

Буква – значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
Называется всё ( алфавит)

–  Как образовывался алфавит? (названия 2х букв алфавита: альфа и вита (бета)) Название синоним слова алфавит (азбука) (Составлено из двух первых букв славянского алфавита: аз буки)

4.  Теперь давайте проследим за ролью ударения в различении смысла слов.

В этом вы убедитесь, отгадав следующие загадки (задания с иллюстрациями).

1)

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету
(Ирис – ирис)

2)

Я сборник карт: от ударения
Зависит 2 моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я
(Атлас – атлас)

3)

Мы для пильщика подставка,
Мы для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударение –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами!
(Козлы – козлы)

5. Давай решим задачу, учитывая роль ударения в различении смысла слов. – сколько здесь слов? Почему? Прочитайте их правильно. Объяснить разницу их значения. Составьте словосочетания.

(на доске)

Мука,
хлопок,
пропасть,
трусить,
избегать,
вычитать.

6. 

 Как называются слова, написанные на Д?

Запишите ряды однокоренных слов, расположив их так, чтобы ударение падало на 1,2,…слоги.

(на доске)

молодежь дорогой перенос
молод дорого носит
молоденький дорогие носить
помолодел дороговатый переносной

Сверьтесь с “Орфографическим словарём”.

Вывод. Мы с вами понаблюдали ещё за одним интересным явлением русского – ударения – разномастность и подвижность.

7.  Прочитайте с правильным ударением. Укажите, в каких примерах перенос ударения создаёт новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число…)

1. В классе вымыли полы.
Сергей вычистил полы пальто.

2. Столяр сделал книжные полки.-
По дороге день и ночь двигались вооруженные полки.

3. Он уже окончил школу.–
Старый мостик был уже нового.

4. Открыты все окна. – Я стою у окна.

5. Собрались директора всех школ города. –
Учителя собрались в кабинете директора.

6. Я мою руки. –
Дай мою книжку.

Вывод. Разное положение ударения в одном и том же слове могут изменять их форму (падеж, число).

10. Но есть слова с двойным ударением. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, какие это слова.

Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог –
Как говорить вернее - творог?!
А может правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,

Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
“Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдёт в ватрушку и в пирог”.
А как спросить: ”Почему творог?”
А может, правильнее
творог?
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собой говорит:
Ну да, я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок ;
Но как же всё-таки – творог,
А может правильнее творог !
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,

Сказав: “Прошу вас получить
За полкило твороженной массы”.
Кассирша мало разбиралась
В местоимениях, в падеже
И так сказала: ”Не осталось,
Она распродана уже!”/ /

творог-творог

Комбайнер жатвою пропах
Он раньше птиц на старте,
Могучий полевой размах
Вошёл в его характер
(В.Шевелёва) /

комбайнер-комбайнёр

И, вдруг он понял: вот с кем он прожил
Все эти годы странствий и обманов.
Вот чьи он фотографии возил
На дне пустых дорожных чемоданов.
(К.Симонов)

Он прожил жизнь, не
разъезжал по свету,
Не знал он, где кончался
Брянский лес / /

прожил-прожил

9. Орфоэпический диктант.

(Показываю рисунки. По значению слова дети должны определить местоположение ударения и верно назвать этот предмет).

Козлы – козлы         замок – замок
полки – полки         атлас-атлас

10. Игра ”Проверь себя”.

(Показываю карточку: с одной стороны – слово без ударения; с другой стороны – это же слово с поставленным знаком ударения.)

Сутолока            каталог
библиотека         цыган
средство             документ
фарфор               жаворонок
километр

Ненависть
случай
столяр
магазин
процент 

4. Вывод о роли ударения.

а) позволяет грамотно говорить;
б) говорить так, чтобы тебя понимали;
в) быть культурным человеком;