Урок в 10-м классе. История замысла романа "Преступление и наказание", жанровая композиция

Разделы: Литература


Жанр. Композиция. Система образов.

Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.

ХОД УРОКА.

1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

2. Игра с заглавием.

– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)

На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:

“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)

– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).

– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".

Преступление

Наказание
Возмездие
Расплата
Расчет

  • Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
  • Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
  • Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
  • Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.

– Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

Карточка №1.

“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).

– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

– Обратимся к высказываниям уже самого автора.

Карточка №2.

Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:

Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

Из романа “Преступление и наказание”.

Слова Р.Раскольникова:

Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…

Слова Порфирия Петровича:

Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?

– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”

Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
Славу добывают трудом.
Или беспримерной смелостью.
А о муке ты не подумала?
Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.

– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.

4. Жанр романа.

На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Исторический
  • Полемический
  • Фантастический
  • Социальный детективный
  • Политический
  • Приключенческий
  • Роман-трагедия
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Биографический
  • Семейный
  • Автобиографический
  • Идеологический
  • Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

    – Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

    5. Работа с карточкой.

    – Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.

    Карточка №3

    Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

    Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

    Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

    Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

    Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

    - Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

    6. Система образов романа.

    - Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

    “твари дрожащие”

    “право имеющие”

    Раскольников
    Дуня
    мать
    Соня
    Мармеладов
    Катерина Ивановна
    Дети
    Лизавета
    Миколка-маляр

    Свидригайлов
    Лужин
    Старуха-процентщица
    Лебезятников
    Амалия Леппехвезель
    Порфирий Петрович

    “твари дрожащие”

    “право имеющие”

    Дуня
    мать
    Соня
    Мармеладов
    Катерина Ивановна
    Дети
    Лизавета
    Миколка-маляр Дуня
    Свидригайлов
    Лужин
    Старуха-процентщица
    Лебезятников
    Амалия Леппехвезель
    Порфирий Петрович

    Раскольников

    “твари дрожащие”

    “право имеющие”

    Раскольников
    Лужин
    Свидригайлов

    Дуня
    мать
    Соня
    Мармеладов
    Катерина Ивановна
    Дети
    Лизавета
    Миколка-маляр Дуня
    Старуха-процентщица
    Лебезятников
    Амалия Леппехвезель
    Порфирий Петрович

    7. Композиционные элементы.

    – Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.

    На доске список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.

  • Портрет
  • Пейзаж
  • Описание местности
  • Авторская характеристика
  • Лирическое отступление
  • Диалог
  • Внутренний монолог
  • Повествование (история жизни, поступки)
  • – Главное место занимает внутренний монолог, затем – диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом, на третьем месте – портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет и, наконец, описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.

    8. Итог урока.

    – Вернемся к основному вопросу урока, почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения?
    – Наверное, потому, что он о вечных проблемах человечества

    9. Домашнее задание.

    Восстановить по тексту "экспозицию романа" (события жизни Р.Раскольникова до преступления: детство, учеба в университете, дружба, любовь, помощь окружающим, работа над статьей в газету и т.п.)