Урок-исследование "В творческой лаборатории молодого М.Горького, романтика и реалиста"

Разделы: Литература


Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата,
тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.

М. Горький

Цели: выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества М. Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя, обобщить знания об особенностях реализма как литературного направления.

Задачи: совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы.

Оборудование: тексты рассказов “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, иллюстрации к ним, портрет молодого М. Горького.

Предварительное домашнее задание.

Разбившись на группы, ученики выполняют следующую работу.

Задание 1

  1. Сравните морской пейзаж в начале рассказа с описанием моря во вступлении к рассказу “Челкаш”.
  2. Выпишите все эпитеты из морского пейзажа в рассказе “Старуха Изергиль” и из описания моря в начале рассказа “Челкаш” и определите характер тех и других.
  3. Сделайте вывод о назначении и выборе изобразительных средств при описании моря в романтическом и реалистическом рассказах.

Задание 2

  1. Сравните описание молдаван в начале рассказа “Старуха Изергиль” с описанием трудового люда морского порта в рассказе “Челкаш”.
  2. С помощью каких изобразительных средств языка писатель создает описание молдаван в рассказе “Старуха Изергиль”? Какой идейно-художественной задачей руководствуется писатель при этом?
  3. Какими изобразительными средствами пользуется писатель, характеризуя людей в начале рассказа “Челкаш”? Какую идею выражает собирательный образ тружеников морского порта?
  4. Сделайте вывод о различном подходе к изображению людей в зависимости от идейно-художественной задачи писателя.

Задание 3

  1. Проследите, как лирическая характеристика героя осуществляется в описании внешности Данко. Укажите, какую роль в создании образа Данко играет портретная деталь.
  2. Сравните портрет Данко с портретом Челкаша. Определите характер изобразительных средств, использованных писателем во втором портрете.
  3. Сделайте вывод об особенностях образа-символа, выясните, как эти особенности определяют характер изобразительных средств языка. Противопоставьте портрет романтического героя портрету героя реалистического рассказа.

Индивидуальное задание

Пользуясь записями в тетради, материалами учебника, дать краткую характеристику раннего творчества М. Горького.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята! Наш урок сегодня мы проведем в творческой лаборатории молодого Максима Горького. Мы помним, что ее хозяин, цеховой малярного цеха Алексей Пешков, стал одним из популярных писателей России совсем недавно. Собственно, и лаборатории в большом просторном кабинете бывшего особняка миллионера Рябушинского еще нет.

Каким вы себе представляете живого Горького в тот период жизни?

(- романтическим бродягой;

- самоучкой, остроумным, любознательным, прекрасным рассказчиком;

- молодым революционером, пережившим недолгое заключение в Метехском замке.)

II. Актуализация знаний.

Что обращает на себя внимание в раннем творчестве писателя?

(сообщение ученика, подводящее итог предыдущего урока)

Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-ых годов XIX века по 1905 год. В эти годы преобладает жанр рассказа. На рубеже веков этот жанр дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях. Мы увидели, что рассказы М. Горького не отличаются однородностью. Среди них выделяются три потока рассказов, разных по своему характеру:

- романтические: ”Макар Чудра ”, “Девушка и смерть”;

- реалистические: “Скуки ради”, “Бывшие люди ”, “В степи”;

- романтико-реалистические: “Челкаш”, “Коновалов”, “Двадцать шесть и одна”.

Босяки, герои его романтических рассказов, оказываются побежденными средой. Сам Горький писал: “Я видел, что люди, окружавшие меня, не способные на подвиги и преступления… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

III. Слово учителя.

Итак, мы увидели, что молодым писателем поставлена сложная задача: реализовать себя как писателя - реалиста, рассказывающего о людях “дна”, и как романтика, окрыленного мечтой о лучшем мире для людей. Можно ли это сделать, если не выработать своеобразный стиль?

Ответить на этот вопрос нам поможет наше исследование. Для этой цели мы совершаем путешествие в 1895 год, год создания рассказов “Старуха Изергиль” и “Челкаш”.

Сравнительный анализ этих произведений покажет нам, в чем своеобразие Горького - романтика, в чем особенность Горького - реалиста.

Слово вам, ребята.

IV. Выступление I группы

Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”.

(выразительное чтение отрывка из начала рассказа : ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, нездолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.)

Сравним пейзаж с описанием морского порта в рассказе “Челкаш”.

(выразительное чтение отрывка: “Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сказать тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань..

Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов... крики грузчиков, матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня...”)

Как различны эти пейзажи, созданные одним художником почти в один и тот же год, рисующим одно и тоже южное море! В рассказе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд, которые рассказывает Изергиль. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобразительных средств языка.

В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.

Если первый пейзаж рисовал затихающую необычную, ночную природу, то второй пейзаж рисует жаркий трудовой день морской гавани.

Здесь нет ни одного отвлеченного эпитета, все определения конкретны, точно воспроизводят предмет: “потемневшее от пыли голубое южное море - мутное”, “жаркое солнце”, “зеленоватое море”, “серую вуаль”.

Приглушенные пылью и грязью портового города, обычные краски этого пейзажа мало похожи на фантастические сочетания цветов вечернего неба из рассказа “Старуха Изергиль” (там - “сизые и пепельно-голубые, матово-черные, коричневые тучи”, “темно-голубые клочки неба”, “золотые крапинки звезд”).

Мы увидели, что это своеобразное введение в дальнейшее повествование подготавливает читателя не к “чудесной сказке”, а к рассказу о трудном дне в портовом городе, о делах и мыслях реальных людей - Челкаша и Гаврилы.

V. Выступление II группы.

Продолжим сопоставление и сравним изображение людей в рассказах.

Выразительное чтение отрывка “Они жили и смеялись…”

Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.

Очевидно, писателю важно в этом случае выделить основное качество этих людей - их красоту, а поэтому в их портретах нет характерных и индивидуальных деталей, нет намеков на то, к какой социальной группе они принадлежат, кроме слов о том, что они, закончив сбор винограда, отправились с песнями к морю. Восторгаясь ими, автор использует отвлеченно-эмоциональные эпитеты: “странными ”, “сказочными”, “фантастические”.

Им прямо противоположны труженики из рассказа “Челкаш”, порабощенные и обезличенные тяжелым трудом.

Их образы социально конкретны. Это грузчики, матросы, таможенные солдаты. Эпитеты, употребленные М. Горьким, создают образ задавленных капиталистическим трудом людей: их фигурки - “пыльные”, “оборванные”, “согнутые под тяжестью товаров”, “голоса людей ели слышные… слабы и смешны”, “рванные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди”.

В условной обстановке романтического рассказа гордые и своеобразные, здоровые и красивые люди нарисованы Горьким в полной гармонии с природой.

В рассказе “Челкаш” слабые, маленькие люди показаны в страшном, непримиримом противоречии с окружающей обстановкой, с “мокрыми, блестевшими на солнце дородством машинами”, “с тяжелыми гигантами - пароходами”.

Если в романтическом описание люди вызывали и у нас, и у писателя настроение восторга, то в реалистическом портовый люд описан Горьким с чувством “жестокой иронии”.

Он все время подчеркивает, что люди жалки, смешны до слез, ничтожны, выражая тем самым свое глубокое возмущение социальными контрастами в мире несправедливости и угнетения.

VI. Выступление III группы.

И портреты героев в этих рассказах М. Горький создает по-разному.

О Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые - всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, - единственная деталь портрета.

Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, - это атрибуты образа - символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые - всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности.

В реалистическом портрете Челкаша М. Горький дает точную индивидуализированную характеристику героя. Он рисует его костюм, волосы, лицо, глаза, походку, руки, не забывает даже соломинку в его буром усе. Изобразительные средства совершенно конкретны. Это удивительно точные эпитеты и сравнения, раскрывающие существо ловкого и смелого вора, похожего на степного ястреба “хищной худобой”, “прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой”.

Одним словом, создается неповторимый портрет Гришки Челкаша, раскрывающий его индивидуальность.

VII. Подведение итогов.

  1. Из каких элементов складывается своеобразный, оригинальный стиль рассказов М. Горького?
  2. Удалось ли художникам передать различный характер произведение? (Работа с иллюстрациями).
  3. Учащимся в качестве домашнего задания предлагается заполнить таблицу:

Своеобразие стиля ранних произведений М. Горького.

(на примере рассказов “Старуха Изергиль” и “Челкаш”)

Пейзаж Описание людей Портрет героя
романтич. произвед. реал. произвед. романтич. произвед. реал. произвед романтич. произвед. реал. произвед
           

 

VIII. Заключительное слово учителя.

Наша работа в мастерской писателя подходит к концу. Мы увидели избирательность автора в выборе средств речи в зависимости от задач, которые он ставит перед собой.

Цель создания романтических произведений ярко определена им самим.

(Обращение к эпиграфу урока)

И если изображение жизни босяков традиционно, то герой - романтик впервые задуман как спаситель.

Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству.

Отсюда - эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры - олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.

Отсюда - торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора. Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса.

“Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.

На последующих уроках мы увидим опытного, зрелого писателя. Вашему вниманию предлагаются такие темы:

  1. Горький - драматург.
  2. Горький - романист.
  3. Горький - публицист.