Урок-исследование "Славы или позора достоин Иван Грозный?"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы “Россия в царствование Ивана IV”.
  • Содействовать формированию навыков работы с фрагментами исторических документов.
  • Учить воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии.
  • Активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность учеников, воспитывать негативное отношение к деспотизму, террору как способу решения политических проблем.
  • Формировать мыслящую и нравственную личность.

Основные понятия: Избранная рада, реформы, опричнина, террор.

Важнейшие даты: 1533 –1584 гг. – правление Ивана IV Грозного; 1565 – 1572гг. – опричнина.

Оборудование урока: карта “Российское государство в XVI в.”, репродукция картины Репина И.Е. “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 год”, слайд “Иван Грозный” И.Глазунова, магнитофонная запись увертюры к опере Римского-Корсакова Н.А. “Псковитянка”, выставка рисунков, макетов, поделок учащихся.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем в группах постоянного состава; сообщение учащихся; беседа с учащимися; рассказ учителя.

Опережающее задание: ставится перед учащимися в начале изучения темы – собрать необходимый материал о жизни и деятельности Ивана Грозного, используя рекомендованную литературу. Для создания образа эпохи учащиеся, занимающиеся в художественной школе, готовят рисунки, подбирают материал о картинах Репина И.Е. и Васнецова В.М. , посвященных Ивану IV; дети, получающие дополнительное музыкальное образование, знакомятся с тем, как образ царя раскрывается в музыке. По желанию учащиеся изготовляют поделки, макеты. Самое важное, задействовать в подготовке заключительного урока по теме всех учащихся.

Время проведения: два академических часа.

  1. Вступительное слово учителя. (Проецируется слайд “Иван Грозный ”И.Глазунова. На этом фоне звучит текст).
  2. Когда родился Иоанн, “внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начаша дивитися таковому страшному грому”. (Новгородская летопись, 1539 г.) Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет будущий царь Иоанн Васильевич Грозный.

    Сегодня проводим урок-исследование на тему “Славы или позора достоин Иван Грозный?”

    Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Оказывается, были они ещё и при его жизни. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище ИванаIV – “царь-псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись и трепетали при одном его имени. Третьи, по-прежнему, называли “царём-батюшкой” – они же не могли не знать о чинимых им расправах и верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников.

    По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь Иван Грозный, “мирогубитель и рабоубитель, опричниной, как секирой рассёк пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению смуты”.

    Споры об Иване IV шли и в XX веке. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

    Где же истина? Кто прав в своей оценке? Кто же он, царь Иоанн Васильевич? Какую роль сыграл в российской истории? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке.

    Споры об Иване Грозном нашли отражение и в литературе, и в живописи.

  3. Сообщение учащегося. Заранее подготовленный ученик говорит о том, что поэты и писатели не остались в стороне от споров. Царь Иван в представлении
    А.К. Толстого в повести “Князь Серебряный” - символ злого начала в русской истории, истребитель боярских родов, гонитель и нарушитель древних традиций. Зачитывается небольшой отрывок из повести (глава 8, с.79).
  4. Слово учителя: С научным трактатом всегда соседствовал непритязательный исторический анекдот, с архивными изысканиями – забавный вымысел, с биографией – карикатура. Познание прошлого обретает полноту и многомерность именно тогда, когда оно обогащается внезапными ассоциациями, когда минувшее воспринимается не только с беспристрастием, но и с состраданием, смехом, ужасом, улыбкой. Давайте познакомимся с таким способом постижения прошлого, оттеснённого на обочину исторического познания. К нему относится сатира А.К. Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева”
  5. Слово ученику: читает выученный наизусть отрывок из этого произведения.

Настал Иван IV,
Он третьему был внук;
Калач на царстве тёртый
И многих жён супруг.
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьёзный,
Солидный человек.
Приёмами не сладок,
Но разумом не хром,
Такой завёл порядок,
Хоть покати шаром!

  1. Слово учителя. Вы познакомились с одной из позиций писателя. А.К.Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической стороны. Художники помогают нам нарисовать образ правителя своими средствами.
  2. Работа с репродукцией картины Репина.

  3. Сообщение учащегося: В Третьяковской галерее находится картина И.В. Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 год”. Привычка давать волю гневу сохранилась у царя и после опричнины. В ноябре 1581 г. трагедия произошла уже в собственной семье царя.
  4. По одной из версий, царевич Иван, отличавшийся вспыльчивостью, дерзнул выступить в защиту своей жены, чем и вызвал гнев отца. Потеряв самообладание, Иван Грозный в пылу ссоры пустил в ход посох с железным наконечником. Удар пришёлся в висок и оказался смертельным. Драматургия образа, ситуации доведена Репиным до предела. Выражение лиц царя и сына производит душераздерающее впечатление. Именно об этой картине художник с полным основанием мог сказать, что “вся она навеяна ужасами современности”. Главный смысл картины – протест против кровавого террора, массовых убийств, произвола.

  5. . Слово учителя: обратимся к трактовке образа Ивана IV, данной профессиональными историками.
  6. Проблемное задание: вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Н.М.Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского и В.Б. Кобрина, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Грозного и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.

  7. . Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.
  8. Слово учителя. Ребята имеют несколько минут для корректировки и упорядочения своих записей, для подготовки к выступлению. В это время будет звучать увертюра к опере Н.А. Римского-Корсакова “Псковитянка”, её действие происходит в Пскове в 1581 г. во время опричного похода. Роль Ивана IV играл Ф.И. Шаляпин.
  9. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к царю.

    (включается запись).

  10. Словарная работа. Вспомним значение понятий "реформа", "Избранная рада", "опричнина", "террор".
  11. 1. Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).
  12. 2. Комментарий учителя.
    3. Обсуждение вопроса: “Можно ли для достижения прогрессивных целей использовать любые средства?”

  13. . Вывод по уроку. Заключительное слово учителя.
  14. Кто же он Иван IV Грозный? Славы или позора он достоин? Учащиеся подводятся к мысли, что личность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его цветовая палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Мудрые государственные распоряжения, крупные внутренние реформы, настойчивое стремление к укреплению международных позиций страны, блестящие военные успехи…, правитель, крепко державший железную руку на кормиле государства, просвященный монарх, талантливый публицист и оратор – и одновременно одинокий, не по годам дряхлый, болезненно подозрительный и глубоко несчастливый человек. Сказались долгие годы борьбы, подозрительности и страха, расправ и покаяний, пьяных оргий и злобных выходок. Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (ухудшение положение народа и террор). Что же принесло царствование Ивана IV России?

    Можно сказать, что при всех его успехах он оставил тяжёлое наследство: хозяйственное разорение, демографическую катастрофу, нравственно–духовный упадок общества, пресечение династии Рюриковичей.

    Всё это привело к печально знаменитому в истории нашего отечества Смутному времени.

  15. . Оценивание подготовительной работы учащихся и их деятельности во время урока.
  16. Домашнее задание: написать мини-сочинение, как вы понимаете слова, сказанные об Иване Грозном “Гениальный изверг”.
  17. Фрагменты исторических произведений – для работы в группах.

Карточка №1. Карамзин Н.М. “История государства Российского”. кн. 2, т. 8. М., 1989, с. 49–66; кн. 3, т. 9. М., 1989, с. 49–50, 91–98.

“Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”

“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…

Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!

Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…

Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Фёдора Басманова убить отца своего, тогда или прежде заставив князя Никиту Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере сын – изверг не спас себя отцеубийством: он был казнён вместе с другими.

Жёны избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.

Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.

Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами , супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”

“В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательную экспедицию в Новгород. По дороге проводились дикие насилия и грабежи в городах Клине, Торжке, Вышнем Волочке. В одной Твери, по свидетельству современников, погибло несколько тысяч человек.

В Новгороде погибших было ещё больше. Сотни людей погибли в Волхове. Опричники также совершали карательные набеги по новгородским окрестностям, захватывая помещичье, монастырское и крестьянское имущество, уничтожая скот. На 200 – 300 километров вокруг Новгорода гибли люди, стлался дым пожарищ. В результате похода Ивана IV богатый людный Новгород был разорён, окружающие города, деревни надолго запустели.”

Карточка №2. Ключевский В.О. “Курс русской истории.” Соч. М., 1957, т. 2., с. 187–188.

“Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…

Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…

Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”

Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам, наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени;вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.”

Карточка №3. Соловьёв С.М. “История России с древних времён.” Кн. 3, т. 6. М., 1989.

“Выговаривая себе неограниченное право казнить своих лиходеев, учреждая опричнину, Иоанн жаловался на духовенство, что оно покрывало виновных, и требовал у него отречения от обычая печаловаться.

Выслали соловецкого игумена Филлипа, сына боярина Колычова; Филипп объявил , что он согласится быть митрополитом только под условием уничтожения опричнины; Иоанн рассердился; наконец Филипп уступил убеждениям, что его обязаннасть нейти прямо против царской воли, но утолять гнев государя при каждом удобном случае.

Но, отказавшись от вмешательства в опричнину, Филипп не отказался от права печаловаться. Начались казни вследствие дела Козлова; опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал,что привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать. Тщетно Иоанн избегал свиданий с митрополитом, боялся печалований; встречи были необходимы в церквах, и здесь-то происходили страшные сцены заклинаний. “Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! – говорил Иоанн, содерживая дух гнева, который владел им. – Молчи и благослови нас!”

“Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .” Защитник Русской земли – “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.”

Карточка №4. Кобрин В.Б. “Иван Грозный”. М., 1989.

“То “барство дикое”, о котором писал Пушкин, родилось в России не только благодаря опричнине – но и опричнина способствовала его появлению.

Тот путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.

Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты был неприемлем для деятелей Избранной рады. Суровый и неприклонный Адашев не был добреньким. Но всё же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жестокое, и по сегодняшним меркам, быть может жесткое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.”

Список использованной литературы.

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории. М., 1984
Зимин А.А. ,Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М., 1981
Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2, т. 8, кн. 3, т. 9.
Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. М. 1957
Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён . кн. 3, т. 6, М., 1989
Толстой А.К. Князь Серебряный; с.,1987.