Открытый урок по теме: "Изображение и фантазия. Фантастические животные"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи:

а) научить соединять воедино элементы различных животных, научить смешивать и сочетать различные по цветовой гамме цвета
б) развить воображение, фантазию, логическое и абстрактное мышление
в) воспитать любовь к природе, животному миру, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма

Оборудование:

а) для учителя: наглядная таблица с изображением фантастических животных, иллюстрации с изображением животных, древних животных (динозавры), сказочные персонажи.
б) для ученика: акварельная бумага формата А–3, большие кисти, гуашь.

Характеристика воспитанников:

Первый год обучения 8–9 лет

Тип занятия:

Комбинированный

Оформление доски:

Рисунок 1

 ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Здороваюсь. Проверяю наличие принадлежностей. Все ли готовы к занятию.

II. Вводная беседа

Сегодня у нас на занятии очень интересная и необычная тема.

  1. Но прежде чем я ее озвучу, давайте вспомним, как называлась тема предыдущих занятий?
  2. – Изображение и реальность.

  3. Что мы рисовали на эту тему?
  • Животных, людей.

Мы передавали характер животного, делали наброски фигуры, изображали человека в движении по темам "Мы играем", "Мама на кухне", "Утренняя зарядка", "Я еду на велосипеде" и т.п. Т.е. мы рисовали реальность, то, что мы действительно видим. А вот сегодня ребята наша тема уже будет называться "Изображение и фантазия"

3. Как вы думаете, что мы будем изображать по этой теме ?

  • Нереальные вещи, фантастику.

4. А любите ли вы, ребята, читать фантастические рассказы?

  • Да

5. Каких вы можете назвать фантастических персонажей?

  • Человек–паук, Бэтмэн.

6. А мультики вы любите смотреть, каких нереальных персонажей вы можете назвать?

  • Чебурашка, Тяни–Толкай и т. д.

А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм и обратим внимание, как художник изобразил что–то необычное.

7. Кто–нибудь увидел что–то необычное?

– Верблюд странный, крокодил с множеством горбов и т.д.

Итак, приступаем к самостоятельной работе. Вы рисуете большими кистями, можете без предварительного рисунка. Но ваша задача не только изобразить фантастического зверя, но и показать фантастическую природу, которая его окружает. Как вариант, детям предлагаются книги с трехмерным изображением. Но кроме этого, вы должны дать необычное имя своему существу и сочинить про него историю.

Цвет тоже может быть необычным при изображении, не совсем привычным, можно как–то своеобразно украсить животного.

Во время самостоятельной работы хожу между рядами, веду индивидуальную работу, говорю ошибки.

Дети изображают фантастических животных, птиц, соединяя часть одного животного с частью другого. Например, собаке подрисовывают рыбий хвост и птичьи ноги, или у слона (широкими мазками) вместо ушей приросли крылья какого–нибудь яркого цвета и т.д.

Показываю иллюстрацию "Тяни– толкая"

Рисунок 2

Включаю мультфильм (фрагмент)

III. Объяснение нового материала

 

Показываю изображение орла "рис. 3" и фантастических птиц Сирин и Алконост "рис.4"

Рисунок 3

Рисунок 4

Показываю иллюстрацию индюка (рис.5) и дымковскую игрушку "рис.6"

Рисунок 5

Рисунок 6

Показываю иллюстрации львов "рис.7" , "рис. 8"

Рисунок 7

Рисунок 8

Показываю дидактические таблицы с изображением фантастических животных

Демонстрирую учебную таблицу "Преобразование животных

Показываю иллюстрации древних животных

"рис.9", "рис.10"

Рисунок 9

Рисунок 10

IV. Самостоятельная работа

  1. Изображение
  2. Пейзаж
  3. Имя
  4. История

Во время самостоятельной работы звучит фантастическая музыка

V. Итог занятия

В конце занятия анализируем вместе с ребятами работы, делаем просмотр.

Дети сами говорят о своих впечатлениях от работ товарищей.

1. Почему у одних больше похоже на фантастическое животное? Почему?

2. Кому лучше удалось передать фантазию в цвете?

3. У кого более удачный фантастический пейзаж?

4. Какая работа лучше выполнена композиционно? Почему? и т.д.

Если останется время, ребята рассказывают историю, кто придумал, называют имя своего персонажа.

VI. Задание на дом

 

Дома постарайтесь сочинить необыкновенную историю про своего животного и придумать нереальное имя, кто еще не успел придумать.

На следующее занятие принести открытки, репродукции масок или сами маски, карнавальные шествия в масках и т.д.

Урок окончен. Всем спасибо.

Примеры работ воспитанников изостудии по данной теме "рис.11", "рис.12", "рис.13", "рис.14", "рис.15", "рис.16".

Рисунок 11

Рис.11.(Фрагмент1) Автор: Гурьева Настя, 9 лет,

Название: "Траванапал (ест фиолетовую травку)"

Рисунок 13

Рис.12 (Фрагмент 2) Автор: Гурьева Настя, 9 лет,

Название: "Зубодериха. Мысле–дерг (гипнотизирует и узнает мысли)"

Рисунок 13

Рис.13 Автор: Шелухина Аня, 9 лет

Название: "Козорлис"

Рисунок 14

Рис.14 Автор: Соловей Даша, 8 лет

Название: "Черепаха Квази"

Рисунок 15

Рис.15 Автор: Смирнова Лена, 8 лет

Название: "Дошилина"

Рисунок 16

Рис.16 Автор: Дугалев Радик, 8 лет

Название: "Корогорбукур".

Источник информации:

Коротеева Е.И. "Искусство и ты", М.: Просвещение 2002.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. "Изобразительное искусство"  М.: Просвещение 2002.
Волшебные животные. М.: ТЕРРА 1996. (Зачарованный мир).
Иовлева Л.И. "Виктор Васнецов" М.: Трилистник 1998.