Система развития речи младших школьников через межпредметные связи и личностно-ориентированное обучение. Урок чтения. Ю.Нагибин "Зимний дуб"

Разделы: Начальная школа


Задача урока:

  1. Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём.
  2. Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного и художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями.
  3. Развитие речевых навыков школьников: слушание, говорение, чтение; развитие творческих речевых способностей.

Цели урока:

  1. Приобщить учащихся к познавательной литературе
  2. Развивать технику чтения вместе с интересом к чтению
  3. Развивать познавательную деятельность , логическое мышление, речь, внимание

Цель курса чтения: Осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений, развитие внимания, мышления и собственного литературного творчества.

Оборудование:

  1. Выставка книг Ю. Нагибина, портрет автора.
  2. Репродукция картины И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
  3. Гербарий, иллюстрации с изображением дуба.
  4. С. И. Ожегов “Толковый словарь”.

Дети готовы к уроку чтения. Звенит звонок. Дети садятся, смотрят на доску, читают тему, рассматривают выставку книг, узнают портрет Ю. Нагибина. И вот первая поднятая рука.

  • Я догадалась, что на уроке мы будем читать рассказ “Зимний дуб”, а автор его Ю. Нагибин.
  • Да, мы уже знакомы с его произведениями, я помню, мы читали во 2-м классе.
  • Меня заинтересовало уточнение “Зимний”, видимо, будем читать о том, как живёт, существует дуб именно зимой.
  • Верно, ребята. Ваши мысли правильные. Этот рассказ большой, интересный.

Пауза.

Некоторые ребята подготовили чтение части рассказа в лицах, остальные помогу прочитать я.

Перед чтением не ставлю никакого проблемного вопроса. Пусть дети прослушают внимательно весь рассказ. Они из моих слов поняли , что рассказ интересный и внимание надо удерживать в течении всего рассказа, а не на какую-либо его часть, эпизод. Таким образом лучше происходит целостное восприятие текста.

Чтение рассказа начинаю сама со слов “выпавший за ночь снег…” до слов “Шапочки, ушанки и башлыки”. стр. 260

Чтение в лицах со слов “Здравствуйте, Анна Васильевна…” до слов “После уроков ты меня проводишь”. стр. 260 – 263.

Заканчиваю чтение рассказа сама. стр. 264 – 267.

Перед чтением описания зимнего дуба делаю значительную паузу и начинаю читать полушепотом с восторгом “Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор”.

Дети, затаив дыхание, слушают рассказ, представляя то, о чём читаю.

После чтения текста – пауза.

  • О чём вы не знали, а узнали сейчас на уроке?

Детям даю время сосредоточиться, вспомнить, то о чём прочли.

Интересно в это время за ними наблюдать. Кто-то закрыл глаза, кто-то лёг на парту, кто-то поднял глазки вверх.

  • Я не знал, что дети могут так далеко жить от школы. Конечно, они могут опаздывать, столько вокруг интересного видишь, если идёшь через лес. Мне бы хотелось видеть то, что видел Савушкин, я такого никогда не видел.
  • Мне никогда не приходилось видеть сохатого, я не знал, что его нельзя бить палочкой, он обидится.
  • Мне понравилось описание зимнего дуба. Так здорово. Великан. Интересно бы посмотреть.
  • Я узнал, почему опаздывал Савушкин. Он любовался зимним дубом.
  • Не только зимним дубом, а ещё его постояльцами, что жили в нём, о ёжике интересно.
  • Я ещё узнала, что дуб оберегал их, проверял все ли живы, уютно ли им холодной зимой.
  • Нет, нет, дуб-то оберегал, а проверял Савушкин, поэтому он и опаздывал.
  • Очень хорошо, дети. Поделитесь ещё мыслями. О чём же этот рассказ или о ком?
  • Я думаю о Савушкине, Анне Васильевне и о дубе. А о дубах рассказал Савушкин. Нет, рассказ о мальчике, о Савушкине, интересно то, что не только учительница его учила, но и он учил её и своих ребят.
  • Да? Интересная мысль. О чём же узнала учительница от ученика?
  • Савушкин знал, почему не замерзает ручей.
  • А почему же?
  • В нём тёплые ключи бьют.
  • Ещё про лягушку. Мне очень понравилось это сообщение, но я не запомнил, как рассказал о ней Савушкин. Мне бы хотелось ещё прочитать.
  • Да, ребята, всё мне понятно, но почему рассказ называется “Зимний дуб” ?
  • Весной и летом автор не видел того, что он увидел зимой, скольких насекомых пригрел и спас дуб. Ведь летом им легче, чем зимой.
  • Что же вы можете сказать об авторе?
  • Он любит природу, знает её тайны, показывает и описывает для нас, проводит для нас заочные экскурсии.
  • Хорошо. А что вы можете сказать о Савушкине?
  • И он любит природу, очень внимательный и наблюдательный, и заботливый, добрый.
  • Почему Савушкин хотел непременно показать своей учительнице дуб, этого могучего великана, как произошла встреча с великаном?
  • Мне это и хотелось перечитать, но там мне непонятны слова. Дуб завораживал Савушкина и он заботился о тех, кто был рядом.
  • Давайте дети перечитаем это описание, а объяснить значение слов нам поможет толковый словарь Ожегова С. И.

Словарь всегда на столе в классе. Дети читают описание на стр. 265 от слов “Посреди поляны…” до слов “присыпанные снегом”. По ходу чтения объясняю слова, записываю на доске

гротик – пещера, преимущественно искусственная

свод (свести) – сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке предметы, материалы)

собор – главная или большая церковь в городе, монастыре

мириада – неисчислимое множество (звёзд)

сохатый – с ветвистыми рогами олень или лось.

  • А прав ли был Савушкин, когда сказал на уроке, что зимний дуб – имя существительное?
  • Да, да ! Ведь все эти предметы, о которых он заботился, и есть существительные, они же отвечают на вопрос кто? или что? (Лягушка.)
  • Можете ли ещё доказать, что именно зимний дуб – имя существительное? Карандашом подчеркните эти слова, назовите их.

Дети с интересом делают это задание. Им хочется больше найти имён существительных. Прохожу по рядам, смотрю, есть ли ошибки, здесь же исправляем вместе с учеником, ставя вопрос к слову – кто? – что? Результат поразительный: дети находят много имён существительных: и 8, и 10, и 20!

На обратной стороне доски слова записаны, называем их устно, потом прочитываем вместе, а их всего 50.

На доске появляются слова:

поляна одежда собор деревья сила
ветви шатёр снег морщины листва
охват ствол солнце нити свет
вершина листья мириады звёзды глыба
сон сказка жизни подножие иголки
земля трава ямка шарик сосулька
ёж корень гротик бахрома постояльцы
лягушка картон кожа солнышко зверьё
жуки ящерица козявки тепло лучи
насекомые жильё зима кора солнце
  • Итак, ребята, посмотрите как вы удачно доказали, что зимний дуб – имя существительное. Да, вы были правы, что Нагибин любит природу, понимает жизнь природы, удачно показал нам сказочность того мира, в котором оказались Савушкин и Анна Васильевна. Он хорошо знает тайны природы, любит спокойствие и тишину. Эту любовь он передаёт и нам.
  • Автор рассказывает о некоторых предметах , как о людях.
  • Какая, Оля, ты внимательная. Докажи.
  • Тропинка бежала вдоль ручья. Бежала.
  • Ручей под снегом живой. Живой.
  • Мне кажется тропинка весёлая, ей нравится жить в лесу.
  • А я чувствую, будто ручей и вправду тёплый, если он живой.
  • Мне понятны, ребята, ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем описание зимнего дуба и постараемся передать чувство восторга.

Дети читают самостоятельно. Двух учеников слушаем для сравнения, по желанию.

  • Кому же удалось передать чувство удивления, восторга.
  • Мне понравилось, как прочитала Аня. Она прочитала так, будто дуб старый человек, у него глубокие морщины, добрый. Всех ласкает, манит к себе. Он огромный, толстый. А полные люди всегда добрые.
  • Ребята, посмотрите на гербарий. Потрогайте листочки.
  • Может под таким листочком, в снегу, затаился жучок?
  • Да, листик жёсткий, не придавит жучка, а накроет и будет греть.
  • Какие ещё чувства и мысли скрываются в рассказе?
  • Жизнь лесных постояльцев – это тайна, значит чувство таинственности и загадочности прекрасного.
  • Красота зимней природы волнует не только писателей, но и художников. Посмотрите, как изобразил художник И. Э. Грабарь зимнюю берёзку. Можно ли здесь пронаблюдать за жизнью насекомых, как в рассказе “Зимний дуб”?
  • Да, я даже предполагаю, где может затаиться майский жук.
  • Где же?

Показывает: – А вот здесь у основания, в коре.

  • Это тайничок. Его можно найти в зимнем спящем лесу.
  • Я вижу, что вам очень понравилось угадывать, как прячутся насекомые, вы уже фантазируете.
  • А что ещё хотели бы перечитать?
  • О том, как проходил урок русского языка, как ребята не могли подобрать примеры слов.
  • О сомнении Анны Васильевны, врал Савушкин или нет?
  • А я ещё раз прочитал бы о дубе, его описании.
  • Моя бабушка мне рассказала, как зимует уж. Я завтра принесла такую книгу, прочитаю вам.
  • Хорошо, ребята, перечитайте дома ещё раз те части рассказа, которые вам особенно понравились, удивили. Расскажите об этом родителям. Завтра поделитесь новыми открытиями со мной.