Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок природоведения: "Луг — природное сообщество"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели: углубить и расширить знания детей и привести их в систему; показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.

Вопросы: 1. Луга в природе.

2. Растения лугов и их особенности.

3. Животные лугов и их особенности.

4. Охрана лугов и уход за ними.

Оборудование: гербарии луговых трав, плакаты с изображением различных лугов, костюмы обитателей луга , кроссворд, рисунок с фоном луга для последующего размещения на нём растений и животных, знаки- сигналы “Поведение в природе”, лепестки ромашки , с написанными на них загадками, учебник Плешакова А.А. Природоведение, рабочая тетрадь 100 и ещё 14 заданий по природоведению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

III . Работа по теме

1. Луга в природе.

- Посмотрите на доску. Вы видите плакат с изображением местности, поросшей травой. Это луг. Чем луг отличается от леса?

(Ответы детей)

Учитель. В природе растения растут в определённом порядке, образуя растительные сообщества- леса, поля, луга. Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

2. Растительность лугов.

Ребята, кто из вас бывал на лугу? Расскажите о ваших впечатлениях. (Ответы детей)

Конкурс “Ромашка”

Учитель. А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. Чтобы узнать какие растения будут красоваться на нашем лугу, мы должны отгадать загадки.

Этот конкурс проводит девочка, одетая в костюм “Ромашки”. У неё в руках пять лепестков, на которых написаны загадки. Как только ребёнок отгадывает загадку, “Ромашка” прикрепляет на плакат изображение цветка, вырезанного из бумаги.

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)

Эй звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)

Белая корзина золотое донце (Ромашка)

Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

( Заполняется плакат с изображением луга растениями: василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, подорожник)

Учитель. А сейчас Ромашка прочитает стихотворение, которое так и называется “Что растет на лугу?” Вы постарайтесь запомнить все перечисленные растения по порядку и затем мы заполним кроссворд “рис.1”

На лугу растет

Ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка.

Колокольчик.

Хвощ- как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки

Граммофончики – вьюнки

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых!

(Заполняется кроссворд из названий луговых цветов.)

Учитель. Молодцы! С заданием справились хорошо.

Учитель. Какие виды растений луга встречаются у нас в Мордовии? (Ответы детей)

Работа с гербарием луговых трав.

  • У вас на столах гербарий. Рассмотрим их

( На доске плакат “Луговые травы”)

  • Что можете сказать о травах луга? Есть ли у них общие черты?

(Ответы детей.)

Вывод. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые.

- Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам: одни легкие, с парашютиками, и их разносит ветер, другие созревают в стручках (горошек) и силой разбрасываются вокруг, некоторые имеют зацепки, некоторые семена плохо намокают и легки, их далеко уносит водой (мятлик). Семенами питаются грызуны и птицы, они растаскивают их, теряя часть по дороге. Луговые травы не похожи на лесные.

- Среди богатого набора трав на лугах встречаются лекарственные. Назовите их.

Дети. Одуванчик, ромашка, лютик едкий, василек, подорожник

Учитель. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, т.к. в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.

(Показ плаката “Ромашковый луг”)

Физминутка.

3. Животные лугов.

Учитель. Наш луг оживает. А чего еще не хватает?

Дети. Животных.

Учитель. Луга – открытая местность. Может показаться, что луга безжизненны, но это обманчивое впечатление.

  • Каких животных вы встречаете на лугу?

(Ответы детей.)

Игра “Знаете ли вы животных луга”

Дети в костюмах животных: кузнечика, пчелы, жука, шмеля, божьей коровки, бабочки, крота, трясогузки выходят по очереди и представляются, рассказывают о себе и прикрепляют картинки с изображением животных на “Луг”. Они заранее готовили небольшие сообщения, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Учитель. Кого еще можно заселить на наш луг? ( Рассматривается иллюстрация в учебнике на с.130-131)

Дети. Можно посе