Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Разделы: Музыка


Цели:

  • Показать на примерах внутреннюю связь музыки с литературой.
  • Учить более глубокому восприятию литературы.
  • Прививать навыки восприятия музыки разного характера.
  • Учить умению анализировать характер музыки.
  • Воспитывать любовь и понимание музыки.
  • Развивать музыкальный кругозор детей.
  • Продолжить использование упражнений на укрепление дыхания.
  • Показать связь музыки с жизнью.

Задачи:

  • Научить читать литературные произведения не только “глазами”, но и “вслушиваться” в них.
  • Помочь почувствовать, что не будь музыки, не было бы очень многого в литературе.
  • Достигнуть понимания того, что не только писатель – поэт помогает музыке, но и музыкант-композитор помогает поэзии, литературе.

Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.

Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.

План.

  1. Организационный момент.
  2. “Квартет”, басня И.А.Крылова – слушание, анализ.
  3. Квартет № 2, А.П.Бородин – слушание, анализ.
  4. А.П.Бородин – рассказ о композиторе.
  5. Упражнения на укрепление дыхания.
  6. “Музыка в лесу” – разучивание и знакомство с песней.
  7. Обобщение.
  8. Оценка знаний учащихся.

Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?

Д: В вокализы.

У: А что такое вокализ?

Д: Песня без слов.

У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У: А что такое либретто?

Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.

У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.

У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д: (Приводят пример из домашнего задания)

У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…

У: Что такое басня?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?

(Ответы детей). Что такое квартет?

Д: (Ответы детей).

У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.

“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?

Д: (Ответы детей)

У: Нужна ли музыка в этом произведении?

Д: Нужна.

У: Чему учит эта басня?

Д: (Ответы детей)

У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?

Д: (Ответы детей)

У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте внимательно фрагмент 3 части Второго квартета Александра Порфирьевича Бородина. (Слушание).

Квартет № 2. А.П. Бородин – слушание, анализ.

У: Вам понравилось произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Расскажите о характере произведения?

Д: (Ответы детей)

У: Какой из Квартетов вам понравился больше и почему?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, Второй квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

А.П. Бородин – рассказ о композиторе.

У: Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся композитор, видный ученый-химик. Он окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке появился у Бородина рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте и фортепиано и сочинял как любитель. Когда учился в академии, он параллельно занимался и музыкой. И даже когда он стал профессором, в его кабинете стояло фортепиано. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться. А пока мы с вами остановились на Квартете № 2 и выяснили, что квартет может быть и в литературе. А если бы не было музыки, был бы квартет в литературе?

Д: Нет.

У: Сочинил бы тогда И.А.Крылов басню Квартет?

Д: Нет.

У: Где развиваются события в басне Квартет?

Д: В лесу.

Упражнения на развитие дыхания.

У: Мы с вами сейчас представим лесную поляну, солнечную, ясную погоду и спокойно подышим. Итак, встали. Выполним упражнение “Руки толкают небо”.

И.П.

– основная стойка,

– руки через стороны вверх, ладонями вверх, вдох,

– руки опускаем ладонями вниз, выдох,

(Повторить 4 раза)

А теперь выполним упражнение со звуком – голосовое дыхание:

– вдох,

– задержать дыхание,

– резко выдохнуть “широко открытым ртом со звуком “Ха”.

(Повторить 4 раза)

И закончим упражнения очищающим дыханием:

– медленный полный вдох,

– задержать дыхание,

– сложить губы “трубочкой”,

– выдыхать короткими сильными толчками весь воздух.

Хорошо! Добавим упражнение на распевание.

(Распевание на ле-ле-ле.)

У: Скажите, какие звуки можно услышать в лесу?

Д: (Ответы детей)

У: Есть и песня про эти звуки.

“Музыка в лесу” – слушание, разучивание.

У: (Исполняет песню) О чем эта песня?

Д: (Ответы детей)

У: Какая песня по характеру? Что было бы с ней без литературы?

Д: (Ответы детей)

(Далее разучивание 1 куплета и припева)

Обобщение.

– Что станет с басней И.А.Крылова без музыки?

– Что такое Квартет?

– Кто такой А.П.Бородин?

– Кем он был по специальности?

Д: (ответы детей)

Д/з: Найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

Оценка знаний учащихся.