"Евгений Онегин" на "Брейн-ринге"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Не так давно была популярна телевизионная игра “Брейн-ринг” . Мы решили возобновить эту игру и провести брейн-ринг в нашей школе , но со своими , приемлемыми для нас правилами.

Как можно сформировать команды? Это могут быть параллели 9-х классов (итоговое мероприятие после изучения поэмы). Это могут быть сборные 9-х , 10-х , 11-х классов (для последних это и повторение-подготовка к экзаменам). Но мы выбрали, как нам кажется, наиболее интересный вариант: сборная старшеклассников против сборной учителей – в зале был аншлаг!

  • Состав учеников – лучшие из лучших.
  • Состав учителей – все желающие, кроме литераторов – языковедов.

Надо отдать должное учителям, которые добросовестно подготовились, перечитывая порядком подзабытый роман. А еще находчивые педагоги распределились по главам: каждый дословно, фактически побуквенно, “штудировал” одну из глав.

  • Количество участников в команде – любое, лишь бы уместились за игровым столом.
  • Количество игровых столов – либо по количеству команд, либо два (в таком случае правила как в телеигре, если команд много).

Вопросы задаются поочередно, либо отвечает та команда, которая первой подала звуковой или зрительный сигнал (колокольчик, камертон, поднятая рука или флажок…). В случае неправильного ответа вопрос передается другой команде. Вобщем, варьируйте правила на своё усмотрение. Правильный ответ отмечается жюри, допустим, статуэткой – совой, выполненной, к примеру, из картона.

Итак, начинаем игру. Ведущий представляет жюри и команды, перечисляя игроков по именам, знакомит с капитанами. (Название команды должно быть связано с литературой, а лучше конкретно с романом “Евгений Онегин”). Вот вопросы ( и ответы в помощь организаторам ).

Вопросы по I главе

1. Попробуйте определить, кто или что является адресатом этих строк:

    Люблю её, мой друг Эльвина,
    Под длинной скатертью столов,
    Весной на мураве лугов,
    Зимой на чугуне камина,
    На зеркальном паркете зал,
    У моря на граните скал.

    Ответ: (женская ножка)

    Дианы грудь, ланиты Флоры
    Прелестны, милые друзья!
    Однако ножка Терпсихоры
    Прелестней чем-то для меня…

2. Назовите эпическую поэму римского поэта Вергилия, из которой Е.Онегин знал два стиха.

    Ответ:
    Да помнил, хоть не без греха,
    Из Энеиды два стиха…

3. ....Второй Чадаев, мой Евгений…

    Что общего имеют Чаадаев и Онегин? По каким признакам Пушкин объединил реальное лицо и вымышленный персонаж?

    Ответ:
    Второй Чадаев, мой Евгений,
    Боясь ревнивых осуждений,
    В своей одежде был педант
    И то, что мы назвали франт.

    Петр Яковлевич Чаадаев, философ и друг Пушкина, славился изяществом костюма. Онегин также питал слабость к нарядам.

4. Какая петербургская улица упомянута в первой главе “Евгения Онегина”?

Ответ:
Всё было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг.

Вопросы по II главе

1. В каком университете учился Владимир Ленский?

    Ответ:
    По имени Владимир Ленский,
    С душою прямо геттингенской.

    Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только в Германии, но и в Европе. Выпускники Геттингенского университета, знакомые Пушкина, принадлежали к числу русских либералов и свободолюбцев.

Вопросы по III главе

1. Где, по утверждению А.С. Пушкина можно прочитать надпись:

    “Оставь надежду навсегда”

    Ответ:
    Над бровями красавиц.
    Я знал красавиц недоступных,
    Холодных, чистых, как зима,
    Неумолимых, неподкупных,
    Непостижимых для ума.
    Дивился я их спеси модной,
    Их добродетели природной,
    И, признаюсь, от них бежал,
    И, мнится, с ужасом читал,
    Над их бровями надпись ада:
    Оставь надежду навсегда.
    Внушать любовь для них беда,
    Пугать людей для них отрада.
    Быть может, на брегах Невы,
    Подобных дам видали вы.

2. Вспомните, сколько лет было няне Татьяны, когда её выдали замуж?

    Ответ: 13 лет.

    Мой Ваня
    Моложе был меня, мой свет,
    А было мне 13 лет.

3.

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.

Обратите внимание на слово “облатка”. Что бы такое оно могло обозначать?

Ответ:
“облатка” – бумажный проклеенный кружочек, какими в пушкинские времена часто заклеивали письма.

Вопросы по IV главе

4. Ленский.

Поедет ли домой, и дома
Он занят Ольгою своей.
Летучие листки альбома
Прилежно украшает ей.

Вспомните, какими рисунками Ленский украсил альбом Ольги, что именно изобразил?

Ответ:
То в них рисует сельски вид,
Надгробный камень, храм Киприды,
Или на лире голубка
Пером и красками слегка.
(Киприда – Афродита – по имени посвященного ей храма на Кипре.)

Вопросы поV главе

1. Вспомните, пожалуйста, какие фонвизинские герои из “Недоросля” перекочевали в пушкинский роман?

Ответ:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов.

Вопросы по VI главе

1. Кто и при каких обстоятельствах говорит почти пионерскую клятву “Всегда готов!”

Ответ:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья
К послу такого порученья,
Оборотясь без лишних слов,
Сказал, что он всегда готов!

Вопросы по VII главе

1. Предлагаю вспомнить, чей портрет украшал кабинет Евгения Онегина в сельском имении?

Ответ:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет…

2. Увы! Ольга недолго грустила по Ленскому.

Другой увлек её вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить…

3. Счастливым женихом Ольги оказался молодой военный. Вспомните его воинское звание.

Ответ:
Улан умел её пленить,
Улан любим её душою…

(Уланами назывались военные, служившие в частях легкой кавалерии.)

Вопросы по VIII главе

1. Онегин сохнет по Татьяне – и едва ль уж не чахоткою страдает. Какой способ лечения прописывают ему врачи?

Ответ:
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

( В ряду модных явлений обыденной общественной жизни в 20-х гг. XIX века особенно резко сказалась страсть аристократического общества к лечению минеральными водами).

2. Обратимся к знаменитым письмам Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Начала обоих этих писем объединяет одно слово… Какое это слово?

Ответ:
Презренье.
…Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
…Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит.

3. С каких строчек, с какого слова начинается знаменитая первая глава романа, известно каждому:

Мой дядя самых честных правил…

Зато не каждый вспомнит последнюю строчку романа последней 8-й главы. Вспомните слово, которым заканчивается роман.

Ответ:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел её романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Личным местоимением “мой” Пушкин как бы обнимает своё любимое произведение.

 Пока жюри считает сов, подводит итоги, ведущий задает творческий вопрос зрителям. Из воспоминаний А.П. Новосильцевой : “ Перед Пушкиным лежал мой альбом, говорили мы об “Евгении Онегине”, Пушкин молча рисовал что-то на листочке. Я говорю ему: “ Зачем вы убили Ленского? Варя весь день вчера проплакала!” Варваре Петровне тогда было лет 16, собой была недурна. “ Ну, а вы, Варвара Петровна, как бы кончили эту дуэль?” – спросил Пушкин. “ Я бы только ранила Ленского в руку или плечо, и тогда Ольга ходила бы за ним, перевязывала бы рану, и они друг друга ещё больше бы полюбили”. – “ А вы как бы кончили эту дуэль?” – обратился Пушкин ко мне. – “ Я ранила бы Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы её, и полюбил её”. Вопрос: подумайте, почувствуйте, что ответил Пушкин барышням? (Выслушиваются варианты ответов зрителей, наиболее интересные ведущий отмечает и награждает фантазёров нехитрыми призами).

Правильный ответ: Пушкин ответил: “ Ну, нет, он Татьяны не стоил”.

Предоставьте слово жюри, закончите мероприятие приятной классической музыкой, а желательно, музыкальными отрывками из оперы “Евгений Онегин”. Кто победил? А у нас верх одержали учителя. Их тактика сработала.