Праздник грамоты "Наум, наведи меня на ум"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


  • Познакомить детей с историческим праздником грамоты.
  • Способствовать умению применять знания по математике, русскому языку и краеведению в игровой предметной среде.
  • Расширить знания по устному народному творчеству.
  • Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.
  • Воспитывать чувство товарищества, коммуникативность. Формировать дружный коллектив.

Ход игры:

  • В классе сидят участники игры, гости.

Ведущий: Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, пожалуйста.

А чем знаменателен сегодняшний день? (Сегодня мы отмечаем День Наума Грамотника.)

Да, действительно, 14 декабря – отмечался такой праздник. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорку про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”.

А что это за праздник такой? (Этот день отмечался как праздник грамоты, как обряд посвящения в ученики.)

Обучение на Руси начиналось, как и сейчас, осенью, в сентябре – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики могли уже показать свои успехи.

Под музыку появляются потешники и запевают песню.

Вслед за ними входит Наум.

Песня.

Мы с Наумом пришли,
Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим “пять”!

Наум: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: Отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи.

Наум: Слышал, что и у вас дети много знают и умеют.

Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

1 тур. (Индивидуальная работа)

На столах у каждого лежит карточка с уравнением.

Наум бьёт в бубен, извещая всех о начале 1 тура.

Наум: Делу время - …. (Дети: Потехе час!)

Ведущий: Потешьте старика.

Чтоб решение узнать,
Корень надо подставлять.
Ответ будет совпадать –
Значит ты получишь “пять”!

Что это такое?

Дети: Это уравнение.

Ведущий: Вам нужно решить уравнение. А корень уравнения будет являться ключом к мозаике. (На доске висит портрет Наума, разрезанный на столько частей, сколько детей в классе. На каждой части записано число.)

Ведущий: Кто затрудняется, может воспользоваться памяткой, алгоритмом со “стола-помощника”.

Выполнив это задание, каждый ученик подходит к доске и открывает ту часть панно, на которой находится его ответ.

Итог: Когда все заканчивают решение уравнений, на доске открыт портрет Наума.

Наум: Молодцы, ребята, порадовали вы меня.

Ведущий: Не просто портрет получился у ребят, но ещё они сумели правильно найти значение уравнения.

Наум: Воля и труд дивные всходы дают.

2 тур. (Парная работа)

Ведущий: Чтобы справиться со следующим заданием, понадобиться дружба и согласие.

Наум: В одиночку не сдвинуть и кочку.

Ведущий: Это задание выполняете в парах. Читайте задание на карточках очень внимательно. Правильность выполнения заданий можете проверить у наших гостей.

Наум бьёт в бубен, извещая всех о начале 2 тура. Дети сидят за партами уже заранее установленными парами.

Примерные задания.

1. Вставь букву и докажи. Выделенное слово разбери по составу.

Не на пользу книги ч…тать, коль в…рхушки в них брать.

Без работы и печь х…л…дна.

Повт…рять да учить - ум т…чить.

Запиши одну пословицу.

2. Выделенное слово разбери по составу.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто любит жизнь, тот любит труд.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Запиши одну пословицу.

3. Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Указать род имён существительных.

Кормит, лень, портит, труд, а.

Почёт, рядом, труд, живут, и.

Запиши одну пословицу.

4. Спиши, раскрывая скобки. Докажи свой выбор.

Будеш (ь) труди (ца) – будеш (ь) корми (ца)

Не учась и лаптя не сплетёш (ь)

Запиши одну пословицу.

5. Продолжить пословицы. Спиши, раскрывая скобки.

Умел ошиба (ца), ……… (умей и исправля (ца).)

Не с…ди сложа руки, ………… (так не будет и скуки.)

Не разгрызёш (ь) ореха – не съеш (ь) ядра.

Запиши одну пословицу.

6. Запиши пословицы со словами:

Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Не спеши – торопись (Не спеши языком - торопись делом.)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит.)

Подбери однокоренные слова к выделенному слову.

Запиши одну пословицу.

Выполнив задание, каждая пара проверяет правильность выполнения у гостей, а затем записывает одну  пословицу на листе бумаги и прикрепляет пословицу на доске.

Ведущий: Прочитаем пословицы, которые у вас получились.

Что объединяет все эти пословицы?

Наум: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить? (Объясняют смысл 2-3 пословиц.)

3 тур. (групповая работа)

(Повесить схематичную карту Кольского полуострова.)

Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш северный край попал впервые. Расскажите мне, пожалуйста, чем ваш край может меня удивить. Что в нём особенного? (Северное сияние, полярная ночь, полярный день, находимся за полярным кругом…………………………)

Наум: Что одному не под силу, то легко коллективу.

Наум бьёт в бубен, извещая всех о начале 3 тура.

Ведущий: Следующее задание вы будете выполнять по группам.

Группы получают задание в конверте.

2 группа – Выбрать из списка тех животных, которые обитают на Кольском полуострове. Нарисовать животных и наклеить на карту Кольского полуострова. 1 группа – Составить и записать свод правил по охране животных. 3 группа – Обозначить на карте Кольского полуострова знакомые вам реки, озёра, заповедники.

Выполнив задание, каждая группа демонстрирует свою работу. Защита проекта.

1 группа:

Выходит к доске и прикрепляет к карте Кольского полуострова названия рек, озёр и заповедников.

Защита:

  • На территории Кольского полуострова находятся 3 заповедника – Лапландский (был создан для разведения диких северных оленей), Пасвик (для сохранения старых сосновых лесов), Кандалакшский (для разведения и охраны водоплавающей птицы).
  • Самое большое озеро – Имандра, самое глубокое озеро – Умбозеро, есть ещё Ловозеро, Колозеро и другие, всего на Кольском полуострове насчитывается более 100 тысяч озёр.
  • Самая длинная река – Поной, Река с двумя устьями – Варзуга, ещё Умба, Стрельна, и рядом с Мурманском Кола и Тулома, всего более 10 тысяч рек длиной в 100 метров.

2 группа:

Выходят к доске и прикрепляют к карте животных.

Защита:

  • По всей территории Кольского полуострова водятся: волк тундровый, заяц, росомаха, горностай.
  • В тундровой зоне водятся: северный олень, лемминги, песец, полярная сова.
  • В лесной зоне: лось, бурый медведь, глухарь, куропатка, рябчик.

3 группа:

Выходит к доске и зачитывает правила, которые они успели записать и вклеить в книгу “Земля – наш дом”.

Защита:

  • Соблюдай правила пожарной безопасности.
  • Не допускай поломок и порубок деревьев и кустарников.
  • Не допускай засорения лесов.
  • Не допускай разорения муравейников.
  • Не допускай разорения птичьих гнёзд.
  • Не приобретай животных для забавы.
  • Не допускай засорения водоёмов.
  • Весь мусор забирай с собой.
  • Не истребляй животных.
  • Изучай природу своего края.
  • Неукоснительно соблюдай все предыдущие правила.

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учительница ваша молодец. А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки.

Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания – лучщий подарок учителю.

Наум: Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть.

Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”.

Сделал дело – гуляй смело.

Дети выходят к доске для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются и тот кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Они становятся воротами и игра начинается сначала.

Игра: Золотые ворота.

Проходите господа.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
(А на третий раз мы прощаемся.)