Роль школьного библиотекаря в формировании культуры чтения младших классов

Разделы: Организация школьной библиотеки


Основные направления деятельности библиотеки.

1. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей.
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.
3. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям.
4. Руководство чтением детей.
5. Привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников прогимназии.
7. Привлечение родителей учащихся к семейным чтениям литературных произведений, массовым мероприятиям в библиотеке.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Цель работы библиотеки – формирование культуры чтения младших школьников.

Главной задачей работы с детьми считаю воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Задачи:

  • Показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства.

  • Знакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами.

  • Развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память.

  • Прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.

  • Показывать связь литературы с фольклором, другими видами искусства.

  • Знакомить с ритмом, рифмой, музыкой стиха.

  • Учить детей через книгу сопереживать , сострадать, сочувствовать.

Воспитание культуры чтения младших школьников.

Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.

В библиотеке нашей прогимназии создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем. Своим руководством я соединяю возможности эстетического восприятия ребенка и художественный образ книги.

Педагогически целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей его личности. Начальный период школьного детства 6-7 лет характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения.

Одной из задач, стоящих перед библиотекарем в руководстве чтением детей 6-7 лет, является воспитание устойчивого интереса к книге и желания преодолеть трудности чтения. Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.

В эмоциональной сфере детей 8-9 лет происходят определенные изменения: чувства и переживания становятся сложнее и богаче. Маленький читатель уже может регистрировать и осмыслять свои эмоции, что делает возможным более глубокое отношение к литературному произведению.

Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.

Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.

Я думаю, что влияние библиотекаря на чтение ребенка возможно лишь в том случае, если читатель видит в нем доброго, умного собеседника, знатока книг, к которому можно обратиться за помощью.

В духовный мир читателя младшей возрастной группы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию.

В своей практике я использую методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.

В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок.

Во время рекомендательной беседы я не только помогаю выбрать конкретную книгу, но и вызываю у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия .

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.

При рекомендации произведения художественной литературы читателям 6-9 лет я читаю яркий эпизод из книги, или рассказываю о ее главном герое, показываю одну-две иллюстрации.

При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу. Стремясь закрепить и углубить у детей эмоциональные впечатления и знания, которые они получают, читая книгу, я заранее продумываю вопросы к читателю. Первый вопрос должен побуждать читателя проявить свое отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней.

Беседа о прочитанном позволяет мне понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована мной, то во время беседы я определяю педагогическую состоятельность своей рекомендации. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства.

Индивидуальное руководство чтением требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя.

Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.

Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.

В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: “Чудеса со всего света”, “Из глубины веков”, “Лесная азбука”, “В гостях у сказки”, “Королевство приключений”, “Малышкины книжки”. Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники.

Этапы организации выставки таковы: в соответствии с ее целевым назначением я отбираю литературу, цитаты, иллюстрации, готовлю вопросы к читателям, пишу яркий выразительный заголовок, определяю основные разделы, продумываю всю композицию и оформляю и размещаю выставку. Я систематически рассказываю о выставке читателям, провожу по ней обзор, иначе она будет малоэффективной. Организую учет выданных книг, анализирую какие книги и почему имели успех, а какие не вызвали у ребят никакого интереса.

Специально для библиотечных занятий учителем изобразительного искусства Шлыковой Н.В. была создана карта “СТРАНА ЛИТЕРАТУРИЯ”. С ребятами мы отправляемся то в область научной литературы, то в сказочные дебри, то в фольклорную волость. И каждый раз дорога открытий приводит нас к новым знаниям!

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники. Привлекают его широкие педагогические возможности: для активных читателей – участников различных литературных объединений при библиотеке – это форма подведения определенного итога в работе, праздник творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательная форма рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.

Литературный праздник – это сценическое произведение, поэтому для его подготовки нужны коллектив “актеров”, репетиции, определенные знания в области законов театрального действия, творческие способности у читателей. Для усиления воздействия произносимого слова необходимо художественное сопровождение, необычная расстановка исполнителей на сцене и т.д. Отрывки из произведений необязательно учить наизусть, их можно читать и по книге, важно только, чтобы чтение было выразительным и ложилось на музыку, которая усиливает воздействие текста.

В подготовке литературных праздников активное участие принимают ребята из литературного клуба “Ключик” и театральной студии “ Дебют”.

Цель моей работы в клубе – развитие литературных способностей учеников, формирование читательской активности, умение ориентироваться в мире книг, потребность и способность выбрать себе книги для чтения.

Я считаю, что чтение школьника должно быть занятием добровольным и увлекательным. Поэтому я стремлюсь включать в занятия произведения разнообразные по жанрам и уровням сложности для восприятия: сказки, стихи, рассказы, загадки, песенки, скороговорки, литературные миниатюры, фрагменты больших произведений. Использую различные литературные и речевые задания и игры.

Развитием творческих способностей детей я занимаюсь и в театральной студии “ДЕБЮТ”.

Цель занятий – развить интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства. Российская школа актерского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей. Десятки таких упражнения приведены в программе А.П.Ершовой “Уроки театра на уроках в начальной школе”. В тоже время на занятиях я знакомлю ребят с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, с театральными профессиями, со спецификой актерского мастерства. При изучении вопросов теории эффективен деятельный подход: ученики 2-3 классов пытаются создать свои собственные пьесы по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера, через сюжетно-ролевые игры отрабатываются правила культурного поведения в театре.

Мне хочется, чтобы каждый ребенок почувствовал себя личностью, знал, что он является членом своего коллектива, что вместе с товарищами может совершать интересные дела.

Например, поучаствовать в конкурсе рисунков о родном городе Мурманске “Я люблю…”. Лучшими работами мы украшаем библиотеку.

Каждый год ребята нашей прогимназии участвуют в конкурсе детской рукописной книги.

С удовольствием ребята сочиняют стихи, придумывают истории о родном городе, рисуют иллюстрации и даже переводят английские стихи на русский язык.

В течение года в библиотеке я провожу занятия по “Основам книжной культуры” для учащихся 1-4 классов.

Цель занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

Чтобы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь, важны как индивидуальный, так и массовый методы руководства чтением. Наибольший эффект приносит последовательная систематическая взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой. Работа в прогимназии требует от библиотекаря большого и постоянного напряжения душевных и творческих сил.

Школьный библиотекарь сегодня должен обладать высоким профессионализмом и одновременно лучшими душевными качествами человека: верить в свою работу, любить детей, понимать их проблемы и внутренний мир, быть в курсе новых учебных программ, иметь представление о новых обучающих системах, уметь координировать работу с учителем в отношении каждого ребенка.

Координация работы и общение помогают и учителю, и библиотекарю решать свои частные задачи, в конечном счете, во имя одной общей цели – воспитания и образования конкретного ученика. Тогда возможен учет его особенностей, способностей к учебе, общего культурного уровня при подборе литературы и форм работы – как индивидуальной, так и с классом.

Учителя нашей прогимназии всегда в курсе поступления литературы в библиотеку. К их услугам информационные списки новинок учебной, методической, периодической литературы, обзоры на совещаниях, методических объединениях, индивидуальные беседы-обзоры, презентации в “Уголке учителя”.

И учителя со стажем, и молодые идут в библиотеку подобрать литературу к уроку, для самообразования, к выступлению на родительском собрании, с просьбой оказать помощь в проведении вечера с классом, мероприятия по предмету.

Я всегда стараюсь дать каждому не только информацию, но и возможность остановиться, вглядеться в себя и мир. Какое таинство – эта библиотечная аура, запах книг и обстановка, в которой не хочется никуда спешить, догоняя наш спешащий век!

Библиотека – это сердце обучающего процесса, в прогимназии она несет еще и воспитательные функции. Вместе – учитель-дети-библиотека-родители – решаем сложные педагогические задачи. Умный, хороший учитель, заинтересованный в образовании и воспитании детей, непременно приведет их в библиотеку, а за ними идут и их родители. Сначала наблюдатели, зрители, затем помощники, участники, ведущие праздников, утренников, литературных игр, вечеров, презентаций книг. В том, что в работе с книгой участвуют родители, проявляется связь, духовное единство поколений.

Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьного библиотекаря. К этой цели можно прийти многими путями. В своей работе я пытаюсь достичь её, работая с ребенком, учителями, родителями.

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Мы – дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда!